"Иисус из Монреаля"
Название фильма: | Иисус из Монреаля |
|
|
Страна-производитель: | Канада — Франция | ||
Английский: | Jesus de montreal | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Дени Аркан | ||
В ролях: | Лотэр Блюто, Кэтрин Уилкенинг, Йоханн-Мари Тремблэ, Реми Жирар, Робер Лепаж, Жиль Пелетье, Ив Жак, Дени Аркан | ||
Год выпуска: | 1989 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Современная драма, критически рассматривающая организованную религию и поверхностные ценности перенасыщенного средствами массовой информации общества и в то же время оставляющая надежду на спасение при помощи технологий. Умный, но без назидательности, сильный, заставляющий задуматься фильм... Даниэля (Блуто) нанимают для того, чтобы поставить сцены из страстей Господних в парке, выходящем на небоскребы Монреаля. Он выступил не только в качестве режиссера, но и актера в роли Иисуса, в труппу набрал своих друзей-актеров, вынужденно перебивающихся озвучиванием порнофильмов и телерекламой. Мирей (Уилкенинг) играет Марию Магдалину и в пьесе, и в самом фильме. Даниэль увлекается совершенно неортодоксальными теориями, с которыми сталкивается по мере исследования жизни Христа, включая вопрос об истинных родителях Иисуса. Когда пьеса, наконец, поставлена, она приобретает вид авангардистской работы, не выдерживающей требований принятых библейских интерпретаций, но по-настоящему трогает и зажигает зрителей. Ревизионистская пьеса Даниэля становится горячей темой в прессе, ее разбирают критики и просто стервятники от культуры. Церковные чиновники принимают решение запретить пьесу, ее содержание признано кощунственным. Великолепный сценарий Аркана содержит беспощадную сатиру и социальные подтексты. Актеры сыграли свои роли великолепно. Свежая, умная и завораживающая картина была выдвинута на "Оскар" как лучший иностранный фильм. Премия на Каннском кинофестивале в 1989 году. (М. Иванов)
"Иисус из Монреаля" — история неудачника, вошедшего в образ Христа и поднятого усилиями масс-медиа до уровня городского символа. Религия в ее сегодняшних формах срастается с шоу-бизнесом, а последний все больше пропитывается ритуальным, мифологическим духом. Новые культы возникают, кажется, самопроизвольно, однако на самом деле не без помощи закулисных дирижеров. Некоторых из них Аркан карикатурно вывел в своем фильме, который лишь в силу процветающего в нашей стране невежества был противопоставлен "Последнему искушению Христа" Скорсезе (со скандалом снятому с телепрограммы НТВ в Пасхальную ночь и замененному уж никак не менее "кощунственной" картиной Аркана).
Если Скорсезе — достаточно ортодоксальный католик, Аркан вообще равнодушен к религиозной проблематике. Но он — и не воинствующий атеист. Позиция пытливого наблюдателя, отслеживающего процесс как бы из будущего, приходит на смену позе гневного обличителя "прогнившей системы". Гниение? Да. Но именно оно способствует перемешиванию слоев почвы, которую тем интереснее разрыть и научно исследовать.
При этом режиссура Аркана не становится холоднее, а его моральный ригоризм поворачивается неожиданной гранью. Он может на протяжении половины фильма развлекать аудиторию скабрезными диалогами или показом того, как снимаются порносцены, — для того, чтобы резко сбить комедийный тон лобово публицистическим кадром: герой в гневе разбивает магнитофон и, подобно Иисусу, изгоняет бизнесменов из храма искусства.
Аркан, похоже, весьма терпимо относится к священнику, который нарушает обет целомудрия и вступает в связь с актрисой. Но потом оказывается, что предательство (навязчивая тема Аркана) затрагивает этого типа на гораздо более глубоком уровне. Все это позволяет сделать вывод, что Дени Аркан не отказывается от своих радикальных позиций и по-прежнему изобличает пороки общества. Но он научился секрету, как подсластить лекарство, чтобы оно было проглочено. А.Плахов.