"Путевой обходчик"
Название фильма: | Путевой обходчик |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Trackman | ||
Жанр: | триллер / ужасы | ||
Режиссер: | Игорь Шавлак, Павел Руминов | ||
В ролях: | Светлана Меткина, Дмитрий Орлов, Юлия Михайлова, Алексей Дмитриев, Олег Каменщиков, Томас Моцкус, Александр Высоковский | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Трое грабителей, лидером которых является бывший морпех Гром, совершают налет на банк, имея идеальный план отхода через заброшенные тоннели московского метро. Но во время ограбления ситуация выходит из-под контроля: налетчики вынуждены взять заложников и с ними спуститься на стометровую глубину московской подземки. С этого момента они попадают во власть Путевого обходчика — гиганта, живущего в катакомбах не один год. Маньяк методично уничтожает своих жертв, вырывая им глаза. Гром вынужден принять вызов Обходчика и сразиться с ним в "игре на выживание", победителем в которой может быть только один...
Свет в центре тоннеля
Новые Известия
С формальной точки зрения фильм Игоря Шавлака ближе всего к «слэшеру», то есть «рубильнику», или «потрошильнику». Слэшер – страшилка для подростков, которые обожают жуткие истории. Согласно канону, здесь требуются молодежная компания, заброшенное место и обитающий в нем маньяк, который на протяжении фильма поочередно разделается со всеми, кроме так называемого «выживалы» – везунчика, который разделается с ним самим. Эти константы обеспечивают зрителю определенную ориентацию в пространстве фильма и тем самым известный комфорт, без которого жанр – не жанр.
Герои «Путевого обходчика» – три сообщника, ограбившие московский банк и скрывшиеся с места преступления в заброшенный метротоннель, выход из которого в безопасное место на поверхности должен был обеспечить (обозначить стрелками) организатор налета, но не обеспечил, потому что был убит путевым обходчиком. При отступлении налетчики прихватывают в тоннель заложников – милиционера со связанными руками и двух женщин – клиентку и кассиршу. Самим бандитам в такой ситуации заложники ни к чему – прикрываться ими не от кого, тащить с собой незачем, зато они нужны создателям фильма для того, чтобы попугать зрителей женским визгом и предоставить маньяку больше времени и возможностей для рубки мяса. Так, обнаруживается, что грабители не имеют собственной логики поведения и являются заложниками авторской воли.
Марионетками являются и все прочие персонажи, включая маньяка. Надо полагать, что режиссер со сценаристом (он же продюсер) Валерием Кречетовым испытывают от этого особое удовольствие, сродни тому удовольствию, которое получает начальник-самодур от беспрекословного исполнения подчиненными его идиотских приказов: чем бессмысленнее исполняемый приказ, тем абсолютнее власть.
Взять, к примеру, пленного милиционера. В один прекрасный момент Шавлак с Кречетовым руками бандитов развязывают его и дают ему в руки автомат только для того, чтобы он с перепугу выпустил очередь в предварительно подставленную под нее кассиршу. При этом кассирше не было никакого резона прятаться там, где ее застигли выстрелы. После этого страж порядка перестанет быть нужен, и через минуту они подставляют его самого под удар маньяка.
Пора, кстати, поговорить и о маньяке. Это обитающий под землей бессловесный мутант в черной маске и с кайлом в руках. В большинстве эпизодов он передвигается со скоростью зомби из фильмов Джорджа Ромеро, но иногда проявляет повышенную резвость – впечатление такое, будто авторы случайно нажали клавишу быстрой перемотки. При этом они показывают его либо на большом удалении от персонажей, либо в момент нападения, опуская промежуточные передвижения. Выглядит это примерно так: в первом кадре мы видим медленно шлепающие по жиже ноги маньяка и свисающую головку кайла, во втором – будущую жертву с револьвером посередь освещенного (!) пространства, а в третьем кадре – острие кайла, врубающееся в ее спину. Что происходило в промежутках между кадрами, предоставляется домыслить зрителям в качестве самостоятельного упражнения. Правильный ответ: пока оператор переставлял камеру, исполнитель роли маньяка перебрался поближе.
Расправившись с очередным персонажем, обходчик вырывает у него глаза при помощи инструмента, напоминающего штопор, и бросает в банку-копилку. В голливудских хоррорах подобные изуверские наклонности толкуются при помощи психоанализа, но авторы и персонажи «Путевого обходчика» хранят по этому поводу гробовое молчание, объясняемое только умственной ленью одних и малограмотностью других, поскольку придумать развесистое объяснение мотиву ослепления жертв с целью изъятия у них органов зрения было бы совсем нетрудно.
Ввиду того, что заторможенный обходчик обладает сверхъестественной способностью незаметно подбираться к жертвам и долбать их кайлом, спасти героев может только чудо. И оно у авторов наготове: когда из шестерых остаются в живых двое – клиентка и командир налетчиков, им подворачивается мотоцикл, на котором они прямиком выскакивают на поверхность, да еще и с сумкой награбленных денег. Хотя, по идее, должна была выбраться одна ободранная девица – так называемая «последняя блондинка».
Оргвывод отсюда только один – строгий выговор руководству Московского метрополитена. За то, что жжет свет в неиспользуемых тоннелях, оставляет открытыми входы и выходы и, главное, за то, что пустило в свои владения съемочную группу «Путевого обходчика».
Виктор Матизен
Рецензия(и):
Начинается всё вроде бы безобидно и даже довольно приятно – красивейшие рисованные титры разбиваются на мелкие осколки под изумительную песенку, явно вдохновленную (читай – прилежно срисованную с) великой заглавной темой Кшиштофа Комеды к «Ребёнку Розмари». Однако вместе с самой последней надписью на кусочки разлетается и последнее хорошее в фильме – единственным, что хоть сколько-то (ну ладно, сильно) порадует зрителя в следующие девяносто с копейками минут, будет открытие дверей кинозала.
Есть мнение, что для работы в гордой стилистике «трэш», которую отчаянно пытается натянуть на себя «Путевой обходчик», никакие особенные умения не нужны – мол, чем хуже, тем лучше, в том и смысл. Однако есть тут одна тонкая грань – с одной стороны располагается трэш, а с другой, выразимся из соображений вежливости помягче, кал. Так вот – понятия эти хоть и весьма схожи, но вовсе не равнозначны. Разница тут примерно такая же, как между литературным приёмом «поток сознания» и бредом реального шизофреника – на первый взгляд общего хватает, но за вольностью слов писателя в любом случае стоит некая художественная задача, на которую вся предполагаемая свобода выражения нанизывается, как на чёткий каркас.
Шизофреник же, может, и хотел бы выражаться связно, но сделать это он просто не в состоянии. У создателей «Обходчика» примерно те же проблемы – они, может, и представляют себя именитыми кинематографистами, но на деле ни камеру правильно поставить, ни сцену смонтировать хоть сколько-нибудь осмысленно оказываются просто не в силах. Вот и получается у них кино, в котором примерно 50 минут практически ничего не происходит, а каждый второй эпизод заканчивается таким эффектом слегка замедленного движения, который был страшно популярен в первой половине 90-х среди доморощенных отечественных клипмейкеров.
Герои всё время выпадают из повествования неизвестно куда – а дело, напомним, происходит в строго ограниченном пространстве подземных туннелей. То есть, буквально – пошли вдвоём, а пришёл в пункт назначения один. Пошарился там немного, и пошёл назад – и вернулись опять вдвоём. И так постоянно. Страшный маньяк только и делает, что грозно топает за кадром, а когда дело доходит до вонзания кирки в горячую плоть, за монтажными склейками ни черта не разберёшь. Умирают все, как пятиклассники на первом отчетном выступлении школьного драмкружка – падая, очевидно стараются не сильно больно удариться. И вместе с этими неубедительными смертями, похоже, в муках чудовищной скуки загибается и вера во вменяемое жанровое кино отечественного производства. Пережить «Жесть» и «Мёртвых дочерей» ей, хоть и с трудом, удалось – кто же мог предположить, что добьют её таким примитивным и, что самое обидное, предельно тупым орудием, как «Путевой обходчик»?
Серж Кочерыжкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"