Описание фильма

"Путевой обходчик"   

Название фильма: Путевой обходчик
Путевой обходчик
Страна-производитель: Россия
Английский: Trackman
Жанр: триллер / ужасы
Режиссер: Игорь Шавлак, Павел Руминов
В ролях: Светлана Меткина, Дмитрий Орлов, Юлия Михайлова, Алексей Дмитриев, Олег Каменщиков, Томас Моцкус, Александр Высоковский
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Трое грабителей, лидером которых является бывший морпех Гром, совершают налет на банк, имея идеальный план отхода через заброшенные тоннели московского метро. Но во время ограбления ситуация выходит из-под контроля: налетчики вынуждены взять заложников и с ними спуститься на стометровую глубину московской подземки. С этого момента они попадают во власть Путевого обходчика — гиганта, живущего в катакомбах не один год. Маньяк методично уничтожает своих жертв, вырывая им глаза. Гром вынужден принять вызов Обходчика и сразиться с ним в "игре на выживание", победителем в которой может быть только один...

Свет в центре тоннеля
Новые Известия

С формальной точки зрения фильм Игоря Шавлака ближе всего к «слэшеру», то есть «рубильнику», или «потрошильнику». Слэшер – страшилка для подростков, которые обожают жуткие истории. Согласно канону, здесь требуются молодежная компания, заброшенное место и обитающий в нем маньяк, который на протяжении фильма поочередно разделается со всеми, кроме так называемого «выживалы» – везунчика, который разделается с ним самим. Эти константы обеспечивают зрителю определенную ориентацию в пространстве фильма и тем самым известный комфорт, без которого жанр – не жанр.
Герои «Путевого обходчика» – три сообщника, ограбившие московский банк и скрывшиеся с места преступления в заброшенный метротоннель, выход из которого в безопасное место на поверхности должен был обеспечить (обозначить стрелками) организатор налета, но не обеспечил, потому что был убит путевым обходчиком. При отступлении налетчики прихватывают в тоннель заложников – милиционера со связанными руками и двух женщин – клиентку и кассиршу. Самим бандитам в такой ситуации заложники ни к чему – прикрываться ими не от кого, тащить с собой незачем, зато они нужны создателям фильма для того, чтобы попугать зрителей женским визгом и предоставить маньяку больше времени и возможностей для рубки мяса. Так, обнаруживается, что грабители не имеют собственной логики поведения и являются заложниками авторской воли.
Марионетками являются и все прочие персонажи, включая маньяка. Надо полагать, что режиссер со сценаристом (он же продюсер) Валерием Кречетовым испытывают от этого особое удовольствие, сродни тому удовольствию, которое получает начальник-самодур от беспрекословного исполнения подчиненными его идиотских приказов: чем бессмысленнее исполняемый приказ, тем абсолютнее власть.
Взять, к примеру, пленного милиционера. В один прекрасный момент Шавлак с Кречетовым руками бандитов развязывают его и дают ему в руки автомат только для того, чтобы он с перепугу выпустил очередь в предварительно подставленную под нее кассиршу. При этом кассирше не было никакого резона прятаться там, где ее застигли выстрелы. После этого страж порядка перестанет быть нужен, и через минуту они подставляют его самого под удар маньяка.
Пора, кстати, поговорить и о маньяке. Это обитающий под землей бессловесный мутант в черной маске и с кайлом в руках. В большинстве эпизодов он передвигается со скоростью зомби из фильмов Джорджа Ромеро, но иногда проявляет повышенную резвость – впечатление такое, будто авторы случайно нажали клавишу быстрой перемотки. При этом они показывают его либо на большом удалении от персонажей, либо в момент нападения, опуская промежуточные передвижения. Выглядит это примерно так: в первом кадре мы видим медленно шлепающие по жиже ноги маньяка и свисающую головку кайла, во втором – будущую жертву с револьвером посередь освещенного (!) пространства, а в третьем кадре – острие кайла, врубающееся в ее спину. Что происходило в промежутках между кадрами, предоставляется домыслить зрителям в качестве самостоятельного упражнения. Правильный ответ: пока оператор переставлял камеру, исполнитель роли маньяка перебрался поближе.
Расправившись с очередным персонажем, обходчик вырывает у него глаза при помощи инструмента, напоминающего штопор, и бросает в банку-копилку. В голливудских хоррорах подобные изуверские наклонности толкуются при помощи психоанализа, но авторы и персонажи «Путевого обходчика» хранят по этому поводу гробовое молчание, объясняемое только умственной ленью одних и малограмотностью других, поскольку придумать развесистое объяснение мотиву ослепления жертв с целью изъятия у них органов зрения было бы совсем нетрудно.
Ввиду того, что заторможенный обходчик обладает сверхъестественной способностью незаметно подбираться к жертвам и долбать их кайлом, спасти героев может только чудо. И оно у авторов наготове: когда из шестерых остаются в живых двое – клиентка и командир налетчиков, им подворачивается мотоцикл, на котором они прямиком выскакивают на поверхность, да еще и с сумкой награбленных денег. Хотя, по идее, должна была выбраться одна ободранная девица – так называемая «последняя блондинка».
Оргвывод отсюда только один – строгий выговор руководству Московского метрополитена. За то, что жжет свет в неиспользуемых тоннелях, оставляет открытыми входы и выходы и, главное, за то, что пустило в свои владения съемочную группу «Путевого обходчика».

Виктор Матизен

Рецензия(и):
Начинается всё вроде бы безобидно и даже довольно приятно – красивейшие рисованные титры разбиваются на мелкие осколки под изумительную песенку, явно вдохновленную (читай – прилежно срисованную с) великой заглавной темой Кшиштофа Комеды к «Ребёнку Розмари». Однако вместе с самой последней надписью на кусочки разлетается и последнее хорошее в фильме – единственным, что хоть сколько-то (ну ладно, сильно) порадует зрителя в следующие девяносто с копейками минут, будет открытие дверей кинозала.

Есть мнение, что для работы в гордой стилистике «трэш», которую отчаянно пытается натянуть на себя «Путевой обходчик», никакие особенные умения не нужны – мол, чем хуже, тем лучше, в том и смысл. Однако есть тут одна тонкая грань – с одной стороны располагается трэш, а с другой, выразимся из соображений вежливости помягче, кал. Так вот – понятия эти хоть и весьма схожи, но вовсе не равнозначны. Разница тут примерно такая же, как между литературным приёмом «поток сознания» и бредом реального шизофреника – на первый взгляд общего хватает, но за вольностью слов писателя в любом случае стоит некая художественная задача, на которую вся предполагаемая свобода выражения нанизывается, как на чёткий каркас.

Шизофреник же, может, и хотел бы выражаться связно, но сделать это он просто не в состоянии. У создателей «Обходчика» примерно те же проблемы – они, может, и представляют себя именитыми кинематографистами, но на деле ни камеру правильно поставить, ни сцену смонтировать хоть сколько-нибудь осмысленно оказываются просто не в силах. Вот и получается у них кино, в котором примерно 50 минут практически ничего не происходит, а каждый второй эпизод заканчивается таким эффектом слегка замедленного движения, который был страшно популярен в первой половине 90-х среди доморощенных отечественных клипмейкеров.

Герои всё время выпадают из повествования неизвестно куда – а дело, напомним, происходит в строго ограниченном пространстве подземных туннелей. То есть, буквально – пошли вдвоём, а пришёл в пункт назначения один. Пошарился там немного, и пошёл назад – и вернулись опять вдвоём. И так постоянно. Страшный маньяк только и делает, что грозно топает за кадром, а когда дело доходит до вонзания кирки в горячую плоть, за монтажными склейками ни черта не разберёшь. Умирают все, как пятиклассники на первом отчетном выступлении школьного драмкружка – падая, очевидно стараются не сильно больно удариться. И вместе с этими неубедительными смертями, похоже, в муках чудовищной скуки загибается и вера во вменяемое жанровое кино отечественного производства. Пережить «Жесть» и «Мёртвых дочерей» ей, хоть и с трудом, удалось – кто же мог предположить, что добьют её таким примитивным и, что самое обидное, предельно тупым орудием, как «Путевой обходчик»?

Серж Кочерыжкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#