"Легенда о сурамской крепости"
Название фильма: | Легенда о сурамской крепости |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Легенда о сурамской крепости | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Сергей Параджанов, Давид Абашидзе | ||
В ролях: | Верико Анджапаридзе, Давид Абашидзе, Софико Чиаурели, Дудухана Церодзе, Зураб Кипшидзе, Леван Учанейшвили, Лейла Алибегашвили | ||
Год выпуска: | 1984 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм, состоящий из нескольких историй, рассказывает о юноше, давшем замуровать себя в стену Сурамской крепости, чтобы она могла выстоять против врагов. Используя цвет, ритм, музыку, танцы и монтаж, авторы уходят от связанных сюжетом конструкций, создают портрет народа. Сильные унижают и угнетают слабых, несправедливость постоянно преследует простых людей, но дух сломить невозможно. Он жив в искусстве Грузии.
Лотман в своей знаменитой статье о фильме нашел его двусмысленность в том, что это и «себе довлеющее целое», и, в то же время «классическая иллюстрация». Иллюстрацию Лотман определял как «повествование с помощью неподвижных картин». Роль повествования, соответственно, в фильме выполняла старинная легенда и ряд ее интерпретаций в грузинском литературном творчестве.
Легенда о Сурамской крепости гласит, что она возвышалась на стратегической территории, и агрессоры всякий раз разрушали ее, нападая на Грузию. Тогда самый прекрасный в народе юноша замуровал себя в одной из стен, и крепость осталась стоять на века. Ей больше не был страшен никакой агрессор. Тягу к иллюстративности Лотман увидел в огромной «смысловой насыщенности кадров», ведшей их к автономной картинности. К тому же «главы» повествования были разделены статичными натюрмортами, сопровождавшими буквенные названия этих глав и цитаты из литературы.
«Себе довлеющее целое» Просматривалось в том, что на любой территории действовали сквозные образы: двойники, кони, символы матери и отца. Но и это целое было лишь «повторяющимся временем мифа», то есть было, по сути, вписано в словесность, литературно.
Но разговор легендарных Осман-аги и Ау-мишхана на вовсе не легендарном асфальте набережной, с которой виден столь же нелегендарный белый пароход на рейде, все же опровергает чистую «мифологичность» происходящего. Все же он примеривает миф к немифологической опять же местности, прикидывает как бы — мог ли он произойти из нее и, значит, как вообще происходят мифы.