"Жестокость"
Название фильма: | Жестокость |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Жестокость | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Mapинa Любaкoвa | ||
В ролях: | Рената Литвинова (Зоя), Анна Бегунова (Вика), Евгений Серов (Он), Алексей Франдетти (Танцор), Ольга Онищенко (Мать), Александра Астахова (Ленка) | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Вика, жаждущая независимости девочка-тинейджер из неполной семьи, с крыши своей "хрущевки" через видоискатель фотоаппарата наблюдает жизнь за окнами соседнего дома.
Случайно в объектив ее фотоаппарата попадает любовная сцена между Зоей — успешной в карьере, но одинокой женщиной средних лет, и ее женатым соседом. Вике приходит в голову "гениальная" идея — шантажировать любовника Зои. Но тот быстро разоблачает шантажистку, а испугавшись огласки, бросает Зою.
Постепенно девушки сближаются, и Вика уговаривает новую знакомую отомстить бывшему любовнику. Подруги входят во вкус, месть приобретает криминальные масштабы. Зоя и Вика уже никогда не будут такими, как прежде...
Увидеть Литвинову и уйти в даун
Газета.ру
Выходящая в прокат отечественная лента «Жестокость» – наглядное подтверждение поговорки о преимуществе друзей перед купюрами. Выступившая режиссером Марина Любакова ранее снимала только короткометражки и документальные фильмы. Однако помочь ей с полнометражным игровым дебютом собрались люди небезызвестные – свою студию предоставил Павел Лунгин, он же выступил одним из продюсеров фильма, сценарий написал Денис Родимин – автор сценария обоих «Бумеров», главную роль исполнила почетная жеманница российского кино Рената Литвинова. Согласованными действиями этой компании и явилось на свет очередное копание в криминально неустойчивых душах.
Вика (Анна Бегунова) и без того числилась в трудных подростках, а когда ее бросил парень, возмущенный разум девушки совсем закипел.
Она валяется на крыше с фотоаппаратом и остервенело фиксирует на пленку людское счастье – детишек на улицах, беременную женщину, семейную парочку в окне напротив. Как-то раз Вика снимает бизнесмена, пришедшего к своей любовнице-соседке, и решает его шантажировать. Денег ей, конечно, никто не даст – бизнесмен нанимает двух бугаев, которые разбивают Вике губу и ломают фотоаппарат. Тем не менее, любовницу свою – тихую юристку Зою (Рената Литвинова) – бизнесмен решает на всякий случай бросить. Неуемная Вика врывается в Зоину жизнь с предложением отомстить обидчику. Зоя сначала мнется, а потом входит во вкус и вполне натурально громит машины.
Отношения Вики и Зои – из разряда «высокие, высокие отношения»: Вика хамит и портит Зое жизнь. Зоя – вяло отбивается, но то ли врожденная виктимность, то ли затаившийся внутри латентный бунтарь заставляют ее раз за разом соглашаться на Викины авантюры. Инфантилизм и легкомысленность, согласно фильму, вещь заразная – так и хочется снять с себя ответственность, стряхнуть оковы – денежные, рабочие, личные – и пуститься во все тяжкие. Правда, Зоя лишь пытается таким образом перешагнуть через прошлое, Вика же по-настоящему лелеет свою мнимую свободу. Именно это, в конечном счете, приведет к печальному для Зои коллапсу – именно в финале Вика продемонстрирует настоящую жестокость, да так, что все предшествующее покажется умилительным ребячеством.
Литвинова в роли Зои для «Жестокости» – настоящее спасение.
И дело даже не каком-то глубоком психологизме или космической актерской игре. Просто одним своим присутствием, жеманными фразами, тем, что Литвинова в фильме – юрист (что само по себе провоцирует если не хохот, то гнусное хихиканье), актриса вносит в «Жестокость» тот спасительный абсурд, без которого фильм превратился бы в унылое проблемное кино о молодежи и, снова-здорова, взаимоотношениях отцов и детей.
Камера лениво таскается за героинями, фиксируя очередной, не слишком оригинальный и легко предсказуемый переплет, своими переползаниями лишь подчеркивая чрезмерную растянутость сценария. Литвиновой здесь, кажется, немного скучно, ведь ее сила – это гротеск и диалоги. В «Жестокости» же приходится растрачиваться впустую – ну каково ей рассказывать, что любовник не может бросить семью из-за любви к ребенку. Пфуй, какая проза!
Фразу, достойную себя, Литвинова произносит лишь ближе к концу: «Жить с мужчиной – тяжелый труд», – и фирменно растянутые гласные с лихвой окупают час предыдущего просмотра.
Замахнувшись на проблему детской жестокости, Любакова, на самом деле, сняла вариацию на тему «Изображая жертву» – очередной сюжет про современное равнодушие, но с вялой попыткой объяснить, откуда оно взялось. Молодежь в картине – сплошь легкомысленные прожигатели жизни, зато каждый взрослый – удваивающий ВВП офисный труженик. Прячась за стремлением к свободе, Вика, в действительности, бежит от душевной пустоты. Она не злодейка, и деньги для нее минутная блажь, возникающая от непонимания, чем еще можно заполнить существование. Разобравшись со Стрекозой и Муравьем, Любакова на этом не останавливается и ставит исконный русский вопрос – кто виноват? Нет, не бросивший Вику парень. Виноваты взрослые, вкалывающие с утра до вечера ради сомнительных материальных благ, которые собственным примером каждый божий день показывают детям, что так жить нельзя. Как надо жить, правда, никто не знает – отсюда и все проблемы.
Подобное объяснение не может не радовать: теперь нашлась еще одна причина для того, чтобы заняться столь модным ныне даун-шифтингом, бросить работу и уехать в Гоа, край вечнозеленых косяков. Причем с самой убедительной аргументацией – надо же показать детям достойный жизненный пример.
Дарья Горячева
С бухгалтерской жестокостью
ИД "Коммерсантъ"
Подростковое бунтарство - вот что интересует Марину Любакову, сделавшую героиней "Жестокости" Вику (Анна Бегунова), пацанку из бедной и несчастливой семьи. Чтобы повыгоднее оттенить характер, семнадцатилетку сталкивают с дамой бальзаковского возраста Зоей (Рената Литвинова).
Уличив своего парня в измене, Вика забирает у него фотоаппарат и из своего гнездышка на крыше фотографирует соседей из дома напротив, прямо как в хичкоковском "Окне во двор". Смотреть в чужие окна увлекательнее, чем работать, о чем бесконечно талдычит мать. В подглядывании современная девочка не видит ничего дурного - нечто вроде телевизионного реалити-шоу. Только увлекательнее: один из первых ее щелчков приходится на окно, где убивает себя женщина.
Окна подбрасывают новый сюжет. Один и тот же мужчина сначала появляется в одной раме с героиней Ренаты Литвиновой, потом в другой - с женой и дочерью. Вика решает на этом заработать и подбрасывает мужчине компрометирующие снимки вместе с письмом, составленным из газетных букв, как это обычно делают в фильмах. За что немедленно следует наказание. Поджарые бандюганы в элегантных костюмах на крыше дома смотрятся ангелами возмездия, а Вика в их компании - дьявольским отродьем.
Оставшись без снимков и с раскуроченным фотоаппаратом, девочка отправляется к другой участнице адюльтера - Зое Андреевне и принимает деятельное участие в ее судьбе. Она объясняет, каков мерзавец ее хахаль - встречается еще с четырьмя девицами и одну из них, которая жила в этом же доме, уже довел до самоубийства. Честная Зоя отправляется проверять, действительно ли женщина повесилась из-за мужчины. Действительно. Поплакать в жилетку о своей женской доле Зоя отправляется на крышу, попадая в руки Вики, решившей на любовнике дамы отыграться за все обиды.
Рената Литвинова, как ни странно, далека от привычного образа мечтательной барышни, потерявшей грань между черно-белым кино и реальностью: никаких взмахов руками, эффектных ракурсов - глупая несчастная баба, серая моль. Глава юридического отдела крупной фирмы, она проходит по жизни так, чтобы не задеть ничего, на чем висит ярлык статья-пункт-наказание. Фантастическое превращение бухгалтерши из "твари дрожащей" в коварную мстительницу скрыто от зрителей: вот только что растерянная бедняжечка ковыряла шпилькой подмосковную грязь, а через минуту уже целится спичкой в бензиновую дорожку, которая ведет к дому обидчика. Но воспитывая в своей подопечной свирепость, Вика добивается от нее только "смены курса": теперь жертвенная Зоя живет не ради женатого мерзавца, а ради Вики, превращаясь таким образом из подельницы в мамашку.
Сценарий фильма написал Денис Родимин, автор обоих "Бумеров", вылепивший из недостатков современных подростков абсолютное зло и ходячий сленговый словарь. Впрочем, из уст Анны Бегуновой все эти "лаве" и "штырит" звучат почти органично. Молодой актрисе досталась выигрышная роль, с которой она порой успешно справляется, проседая разве что в сценах подростковой эйфории. Ее Вика оказывается не таким уж воплощением "жестокости". Маленькая разбойница относится к своей взрослой подруге с грубоватой симпатией. Ее жестокость, заявленная в названии, на всем протяжении фильма подменяется то хулиганством, то хамством. Так что по-настоящему жестокий поступок в финале картины выглядит не столько неожиданным, сколько немотивированным.
Майя Cтравинская
Девочка Вика на крыше сидела...
Итоги
Дебютную картину Марины Любаковой на "Кинотавре" сразу окрестили новым "Плюмбумом". Действительно, связь между советским отличником из давнего фильма Вадима Абдрашитова и современной девочкой Викой, разрушающей чужую жизнь, очевидна. В "Плюмбуме" прямо-таки мистическим ужасом веяло от ледяного взгляда мальчишки, решившего бороться со злом, не проявив при этом ни грамма добра. И у Вики взгляд прозрачен и тверд, как у универсального солдата. Она - дитя московской хрущобы, в которой всю жизнь бьется о быт ее нищая мать-одиночка. Мир вокруг наполнен деньгами и вещами, а у самой Вики есть только фотоаппарат, да и тот ворованный. С ним она сбегает на крышу, с которой открывается вид на элитный дом напротив. Все его жители теперь под прицелом. В объектив попадают и ссоры, и даже самоубийство, но Вика из всех кусочков чужой жизни выбирает адюльтер. Одинокая офисная дама по имени Зоя всерьез крутит любовь с чужим мужем из соседнего подъезда, не подозревая, что она у него не одна такая. Вика сначала решает шантажировать ее любовника, но этот менеджер верхнего звена цепко держится за кошелек. И тогда она придумывает изощренную месть, впутав в нее и Зою, которая выглядит безвольной жертвой, обреченной на заклание. Как в "Тельме и Луизе" Ридли Скотта, эти две ни в чем не схожие женские сущности на короткий срок сбегают от обидевшего их мужского мира в выдуманный рай свободы. Но счастье это ненадолго: на самом деле Вика бунтует не против недоступных ей буржуазных ценностей, а за них. Хотя, впрочем, финальный перевертыш "Жестокости" не так однозначен и вполне может привести в куда более глубокую пропасть, чем та, куда направили свой автомобиль Тельма и Луиза.
В проекте молодого режиссера принимали участие люди с именами. Сценарий написал автор "Бумера" Денис Родимин, продюсером стал Павел Лунгин, а в одну из главных ролей вложила довольно много от себя Рената Литвинова - причем от себя настоящей, а не от той ломаки, которую пародирует Максим Галкин. Однако картина получилась неровная: атмосфера всеобщего одиночества в большом городе, социальные контрасты, какие-то бытовые детали удались, а вот характеры - не очень. Особенно это касается старшей героини, которая так покорно позволяет сопливой девчонке утащить себя на дно, что непонятно, почему она не попала туда давным-давно. У самой Вики в анемнезе, конечно, лежит классическое исследование немотивированной подростковой ненависти к миру - роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Но все эти жалостливые подробности - денег в семье нет, отца нет, а потому и любви тоже нет - переводят психологическое уродство в область товарно-денежных отношений. В конце концов, если жестокость такой вот Вики лечится материальным благополучием, то образ не так уж и страшен: бедная девочка, став богатой, прекратит изображать жертву обстоятельств и станет безопасной для общества. К счастью для картины, актриса-дебютантка Анна Бегунова сыграла больше, чем написано в сценарии. Ее Вика не просто завистливая девочка, решившая криминальным путем достичь каких-то благ. Она ходячий симптом инфантильного восприятия реальности - когда, прямо по Достоевскому, Бога нет и все дозволено.
Ирина Любарская
Жестокость: берегите женщин, женщин берегитесь!
Всем давным-давно известен печальный факт: любовь зла, полюбишь и козла. И в нашем прекрасном мире, к несчастью, козлов довольно много. Один вот изменял жене и врал любовнице, что однажды разведется. Другой обманывал легковерную девчонку, встречаясь на «два фронта»... До добра такое поведение, правда, ни первого, ни второго не довело. Неверный супруг лишился карьеры, дачи и машины, пареньку-оболтусу повезло чуть больше - он остался без дорогой цифровой зеркалки "Nikon".
На первый взгляд, может показаться, что мужчины получили по заслугам и восторжествовала справедливость. Ан нет. Если бы маленькая женская месть ограничилась тем, что козлы получили по рогам, Марина Любакова назвала бы свой фильм по-другому.
В картине героини не просто отстояли свои права. Они сделали все, чтобы превратить жизнь главного «козла» в сущий ад. Затем адом стала и их собственная жизнь. Но обо всем по порядку.
Жила-была на свете девочка Вика. Воспитывала девочку мать-одиночка. Воспитывала в условиях не самых комфортных. Антураж Викиной жизни - унылая «хрущевка», хроническая нехватка денег, ссоры с матерью, которая пашет за троих, и младшая сестра, занудным голосом декламирующая басни Крылова. От такой жизни либо сам пахать начнешь, ежели сильный человек, либо «опускаться» будешь - пить, курить, искать «спонсоров».
Вика выбрала для себя не такой банальный вариант. Она попросту полезла на крышу, где стала тусоваться сутками, наблюдая за жизнью соседей. Соседи в окнах не занимались ничем интересным: готовили нехитрую пищу, ругались, мирились, любили друг друга, делали новых людей...
Все изменилось, когда Вика узнала, что у ее приятеля есть еще одна девушка. Более того, у них все распрекрасно: собираются в отпуск в Турцию. Приятелю такой поворот сюжета вышел боком: после истерики Вика осталась с разбитым сердцем и честно отобранным у непутевого возлюбленного фотоаппаратом. Довольно скоро героине пригодилась многопиксельная компенсация за моральный ущерб.
От скуки она «щелкала» соседей в окнах.
Однажды «под прицелом» оказалась парочка любовников. Они обогатили Викину коллекцию на несколько откровенных кадров. И все бы ничего, да только на следующий день Вика засняла того же мужчину с другой женщиной - его законной супругой. Мысль о шантаже неверного не заставила себя ждать. Мужик, увы, попался трусливый: любовницу бросил, Вику вычислил и еще своих «секьюрити» отправил - проучить девчонку.
Получив на орехи, Вика не сдалась. Она заклеила пострадавший при столкновении с амбалами фотоаппарат и отправилась к Зое - брошенной любовнице. Девушки посовещались и ... Вика решила, что нужно жестоко отомстить обидчику. Зоя вначале не хотела идти на крайние меры: ей куда проще было продолжать сеансы медитации у личного психотерапевта. Однако последним аргументом стал снимок женщины (якобы тоже любовницы ее бывшего), которая покончила с собой.
Только в конце фильма Зоя поняла, что ее обманули: самоубийца не имела к «Казанове» никакого отношения. Кстати, роль инфантильной женственной Зои удалась Литвиновой прекрасно. Хоть она и выступила в непривычном амплуа (обычно актриса играла своехарактерных, сильных женщин), Литвинова-Зоя не только прекрасно раскрылась в образе, но и помогла дебютантке Анне Бегуновой.
Что было дальше? Месть. Угон машины провинившегося любовника, поджег дачи. Они даже поймали его шефа и при помощи шантажа заставили уволить коварного изменщика. Оказалось, что разъяренные женщины способны на многое. Их разыскивала милиция, за ними гонялись друзья-товарищи «жертвы». Девушки, тем временем, скрывались у нового друга - танцора-бисексуала Аркадия.
Приключения продолжались, градус безумств нарастал: Вика с Зоей раскручивали мужчин на халявные обеды и дрались с хулиганами в подворотне. В конце концов, они решили ограбить бывшую Зоину контору и сбежать за границу. Кончилось все, как и следовало ожидать, плохо. Зою, более женственную, более мягкую, более привязчивую и менее жестокую посадили. Вика сбежала и, судя по всему, осуществила мечту о заграничной «дольче вита».
Мораль сей басни? Пожалуй, выводов здесь много. Во-первых, никому нельзя верить. Особенно самым близким: они ранят больнее всего... Не зря перед тем, как оказаться в ловушке, Зоя признается Вике в любви и говорит, что готова ради девочки на все. Через мгновение Вика бросает ненужную «вторую мамочку». Очень жестоко и очень жизненно.
Во-вторых, дети нынче взрослеют рано, а стареют еще раньше. Ведь мы стареем, когда теряем веру - в людей, в лучшее, в Бога... У девочки Вики была только одна вера - в себя. Вера эта помогла ей выкарабкаться из унылой безденежной жизни, но не спасла.
Неслучайно режиссер «Жестокости» Марина Любакова считает финал трагичным и для Веры, которую при кажущемся триумфе все равно ждет судьба Зои.
У жестокости нет границ, нет рамок. Однажды совершив жестокий поступок, ты попадаешь под влияние собственных аффектов и гибнешь, так или иначе.
Анастасия Крайнер
С сайта "Наш Фильм - журнал о российском кино"