Описание фильма

"Механическая сюита"   

Название фильма: Механическая сюита
Механическая сюита
Страна-производитель: Россия
Английский: Механическая сюита
Жанр: комедия / приключения
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Константин Хабенский, Ирина Розанова, Александр Баширов
Год выпуска: 2001
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Картина состоит из нескольких новелл, каждая из которых является самостоятельным короткометражным фильмом. При этом все новеллы объединены в некое единое целое — их связывает, по сути, одно и то же событие: поезд сбивает человека. Мы видим целую цепочку жизней и судеб, так или иначе связанных с этим происшествием, — машинист поезда, следователь, проводница вагона и др. Все эти жизни как бы пересекаются в одной и той же точке пространства в единый миг времени.

Коля из патентного отдела, который женщинам стихи писал на 8 марта, скончался. Поехал в Лыково под Питер на выходные и скончался от инфаркта.   Завод решил Колю выручать. То есть - тело Колино решили вывозить из этого Лыкова за счет предприятия. Добровольцев, правда, не нашлось. Поэтому послали двоих в принудительном порядке: сугубо положительного непьющего Маркеранца (Сергей Гармаш) и делового Митягина (Михаил Пореченков).    А Митягин, как назло, предложил Маркеранцу выпить в вагоне-ресторане: за Колю, за судьбу, за нашу страну. Кончилось все тем, что Маркеранц все деньги, собранные заводом на Колю, подарил какой-то Любе (Евгения Добровольская), тело Коли из вагона пропало, вместе с чемоданом с золотом, который вез мафии четвертый пассажир...

     Из прессы: - Удивительная «черная комедия», где все «лажаются», злостно нарушают должностные обязанности, пьют при исполнении и не только, но всех жалко, у каждого свои веские обстоятельства впасть в депрессию и дикий загул. И у каждого неотвязное, до комизма чувство вины перед всеми и вся, так, что ежели нагрянет следователь, то сразу ясно – ой, а это же за мной.  Смех, очищающий не только от боли, но и от беды куда более страшной, - растерянности.

    "Механическая сюита" – это вам не Первый концерт Чайковского. В общем, обхохочешься. Парадокс в том, что действительно обхохочешься. Потому что фильм этот восхитительно наивный и оттого восхитительно смешной. Юмор, как говорится, это вам не шуточки, хотя и шуточки тоже. А в кино – даже не слова. Длина кадра, если хотите, монтажная склейка, интонация, выражение лица, движение бровей, походка. Месхиев виртуозно держит кадр, обозначает акценты, раздает маски, расставляет героев и заставляет их отыгрывать почти клоунские репризы. Весь этот грубоватый лубок нацарапан тонюсенькой иголочкой на рисовом зернышке.

   В "Механической сюите" - такое впечатление, что Месхиев прошел специальные курсы по кастингу. Здесь каждый характер рождается из точной, даже можно сказать, филигранной работы актеров, где один словно дополняет остальных, и в результате перед нами маленький, но с ювелирной скрупулезностью отлаженный механизм. Причем некоторые детали этого механизма мы видим впервые. Неожиданно проявивший комедийный дар Константин Хабенский, так же неожиданно раскрывшийся Михаил Пореченков. Что же касается Сергея Гармаша, то его способность к перевоплощению хорошо известна.

   Жанр фильма обозначен его создателями (автор сценария Геннадий Островский) как комедия. И действительно, иногда смеешься до колик, хотя всегда чувствуешь неловкость от собственного хохота: вот уж и слезы совсем близко. В фильме нет приглаженной, глянцевой столицы, нет новых русских с растопыренными пальцами, всесильных персон в шикарных машинах. Нет натужной надуманности сюжета (при всей анекдотичности происходящего в этом фильме), стилистической небрежности, высокомерия и скуки. Режиссер фильма любит не только своих героев, но и зрителей. Их не унижают, перед ними не лебезят, с ними идет разговор на равных. Давно никто не собирал сразу столько прекрасных актеров. В памяти остаются не только исполнители главных ролей (Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Евгения Добровольская, Зинаида Шарко, Константин Хабенский), но и Александр Баширов в коротком эпизоде за решеткой милицейской машины, и Сергей Головкин в роли умершего Коли. Говорят, смеясь, человек прощается со своим прошлым. А плача - что он делает: здоровается с будущим? Тогда в "Механической сюите" мы это делаем одновременно.

Тело как улика

Текст: Ольга Шумяцкая

В Центральном Доме кинематографистов прошла предпрокатная премьера фильма Дмитрия Месхиева "Механическая сюита", произведшего большой фурор на прошедшем "Кинотавре". Кинематографическая общественность хохотала до слез, а, отсмеявшись, заявила, что фильм не такой смешной, каким мог бы быть. Месхиеву прочили главный приз, однако, не дали. К тому же не обошлось без скандала. Съемочная группа в полном составе отказалась признать название фильма. Выяснилось, что "Механическая сюита" — плод продюсерской фантазии, к которому режиссер не имеет никакого отношения. Он назвал свою картину "Связанные". В том смысле, что связанные одной цепью. И целью тоже.

Между тем слова "Механическая сюита" — весьма подходящее определение для всего предыдущего творчества Месхиева, который никогда не снимал ни эмоционального, ни чувственного кино. Его картины — "Гамбринус", "Циники", "Над темной водой" — похожи на шахматные партии с жесткой структурой и хорошо прописанными ходами. Месхиев — режиссер логичный, холодный и отстраненный. А человек — ужасно милый и компанейский. Он умеет варить чудный борщ для большой компании. "Механическая сюита" очень похожа на этот борщ. Потому что раньше Месхиев снимал кино не для всех, а теперь снял для всех и каждого в отдельности. Если его сюита и механическая, то это, конечно, поп-механика. Веселенький такой фильм. Огненный. Про то, как труп везли-везли, а до места назначения не довезли.

Вот два главных русских типа. Один — ушлый и оборотистый, из тех, кто всегда знает, как выйти сухим из воды и у кого в каждой забегаловке по знакомому официанту. Второй — полный его антипод, из тех, кто всю жизнь ходит на полусогнутых, кому жены изменяют и кого в каждой забегаловке официанты обсчитывают. Два главных русских типа любят соображать на троих, но третьим на сей раз окажется труп. Бедный заводской поэт Коля умер не вовремя и некстати — на перроне чужого города. Колю надо доставить на родной завод. По ходу дела Коля, разумеется, пропадает, зато появляется масса других персонажей. В результате кто-то остается со сломанной челюстью, кто-то с прободением язвы, кто-то с чемоданом золота, кто-то находит любовь, кто-то теряет надежду, а кто-то обнаруживает в себе такие полезные ископаемые, что только держись. Есть люди, про которых говорят, что они не зря прожили жизнь. Заводской поэт Коля, выходит, не зря умер. Тоже неплохо.

Историй про живые трупы в мировом кино великое множество. Все они, как правило, сделаны в жанре роуд-муви и крепко замешаны на черном юморе. "Механическая сюита" — не исключение. Русская народная черная комедия — это, конечно, лубок. Пошловатый и раздолбаистый. Шуточки в нем крепкие и бьют ниже пояса. Колю одевают в пиджак и кепи, прислоняют в теплом месте к теплой стенке и настоятельно просят не шляться по вагону, когда проспится. Библиотекарша — "синий чулок" — после первой рюмашки утверждает, что она запойная и развратная. А на вопрос "Не дадите ли в долг?", продавщица кваса припечатывает: "Всем давать — сломаешь кровать!" Прибавьте к этому выделенную в спецпроект тему полового бессилия и станет ясно, что "Механическая сюита" — это вам не Первый концерт Чайковского. В общем, обхохочешься. Парадокс в том, что действительно обхохочешься. Потому что фильм этот восхитительно наивный и оттого восхитительно смешной. Юмор, как говорится, это вам не шуточки, хотя и шуточки тоже. А в кино — даже не слова. Длина кадра, если хотите, монтажная склейка, интонация, выражение лица, движение бровей, походка. Месхиев виртуозно держит кадр, обозначает акценты, раздает маски, расставляет героев и заставляет их отыгрывать почти клоунские репризы. Весь этот грубоватый лубок нацарапан тонюсенькой иголочкой на рисовом зернышке. Работа филигранная. Вопрос лишь в том, чем ее считать — большим искусством или так, шуткой мастера.

С сайта Филм Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#