"Путешествие с домашними животными"
Название фильма: | Путешествие с домашними животными |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Путешествие с домашними животными | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Вера Сторожева | ||
В ролях: | Дмитрий Дюжев, Анна Михалкова, Михаил Ефремов, Ксения Кутепова | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Это трогательная история о жизни 35-летней женщины Натальи, муж которой внезапно умирает. Наталья остается одна вдали от людей со своими домашними животными на заброшенном полустанке. Она родилась и выросла в детском доме и совсем не знает жизни. В финале фильма Наталья приезжает в детский дом, в котором воспитывалась и усыновляет мальчика.
еще:
Это история Натальи, "проданной" замуж в 16 лет прямо из детского дома. Тяжелое 19-летнее одиночество "вдвоем" с нелюбимым, ограниченным и жестоким человеком в доме на заброшенном полустанке заканчивается вместе со смертью нелюбимого мужа. Наталья преображается на глазах, открывая для себя мир, свободный от представлений и привычек, навязанных чужой силой и волей. А встреча с Сергеем — водителем грузовика, наполняет ее жизнь ожиданием любви.
Девушка с ружьем
Итоги
"Путешествие с домашними животными" - картина, взявшая резкий и победный старт. На последнем Московском кинофестивале она получила первый приз - "Золотого Георгия". Одновременно фильм вызвал жесткую критическую полемику. Диапазон откликов широчайший: от умиления героиней Ксении Кутеповой, одиноко разъезжающей на дрезине в подвенечном платье, до желчного сарказма скептиков, интересующихся, к чему бы этот поэтический жест, если она не только замуж не собирается, а наоборот, на любовника, потенциального жениха, ружье наставляет. Можно, конечно, злобствующих обвинить в нечувствительности сердца. Но явно дело тут не во вкусах, о которых не спорят. Речь скорее о противоречии, которое заложено в конструкцию фильма.
"Путешествие..." похоже на феминистское кино. Женщина, похоронив постылого старого мужа-стрелочника, вместо скорби чувствует радость освобождения. Или, не по-нашему будет сказано, эмансипации. Радость тем основательнее, что муж был скрягой, жену держал за бесплатную работницу и, померев, оставил кучу денег. Теперь она открывает для себя удовольствия жизни. Возможность быть требовательной в постели - краткая реплика "Разденься!", обращенная к шоферу, герою Дюжева, и ружье, подкрепляющее просьбу покинуть дом после любви, красноречиво говорят, кто здесь хозяин. Точнее, хозяйка. Другая радость - возможность самостоятельно тратить деньги. Наталья, в первых кадрах закутанная в платок, словно бабка 30-х годов, преображается в поэтическую барышню. С плазменным телевизором в доме. С красным брючным костюмом, в который она наряжается, как только у будки случайно останавливается поезд. Метафора понятна - перед ней все дороги открыты. И только по одной - тоскливой колее супружеской жизни с "хозяином" - она точно идти не хочет.
Понятно, что попытка выйти за сюжетные схемы, по которым успех женщины измеряется пойманным в ее сети мужчиной, достаточно нова для нашего кино. Исключения за давностью лет почти не помнят. Я о комсомолках из фильмов 30-х годов, которые по призыву партии отправлялись, скажем, лечить или учить оленеводов на далекий Север. Но в современном кино поворот в сторону от мелодрамы нельзя не "заценить", как пишут в блогах. Тема новой эмансипации женщины, как ни странно это звучит, чрезвычайно актуальна. Хотя бы потому, что в массовом порядке юным и не очень созданиям женского пола внушается, что они имеют ценность только как объект мужского внимания. На этом фоне фильм Веры Сторожевой - прорыв, который надо приветствовать аплодисментами.
А дальше начинаются вопросы. Я даже не о том, что "освобожденная" вдова, которую авторы предусмотрительно снабдили наследством, решительно не имеет нужды работать. Это вам не европейское кино, где эмансипированные юные женщины мучаются выбором профессии, карьеры, необходимостью зарабатывать на съем жилья и прочими земными проблемами. Наши авторы эти темы считают, видимо, мелкими, неинтересными. И переводят разговор сразу в "высокое" русло: если героиня не идет замуж, то идет в храм. Муж ей не нужен, но нужен ребенок. Не совсем тривиальная дилемма, скажем прямо.
Но более интересно все же другое. Ксения Кутепова играет два разных состояния своей героини. В одном случае перед нами простая крестьянка, немногословная, сильная, цельная, верующая в Бога. Для такой натуры идеи феминизма в принципе неактуальны - для нее речь идет не об "освобождении", а о следовании воле Божьей. В другом варианте Кутепова создает персонаж почти феллиниевский. Натуру тонкую, поэтическую. Соответственно, такая Наталья скорее должна была искать опору в лице мужчины-хозяина. И тогда - прости-прощай феминизм.
Вот и получается, что в фильме Сторожева намечает три линии, которые, как лебедь, рак и щука, тянут произведение в разные стороны. То ли к крестьянской традиции, то ли к героине поэтического кино, то ли к рождающейся сильной самостоятельной женщине. Лети, куда хочешь...
Жанна Васильева
Чего хотят женщины
Вера Сторожева в «Путешествии с домашними животными» наглядно и популярно разъясняет все, что вы хотели знать о женщинах, но боялись спросить.
Наталья — сирота из детдома — в возрасте шестнадцати лет была продана в жены старому и неказистому путевому смотрителю, с которым долгие годы обитала где-то на заброшенном полустанке, пока он неожиданно не умер от сердечного приступа. Лишившись «хозяина» — как его называла Наталья — еще молодая женщина открывает для себя новый мир. Мир, в котором она сама себе хозяйка. Теперь она свободна обустроить дом, как ей заблагорассудится, продать корову, которая ассоциируется у нее с былым рабским существованием, накупить совершенно диких красно-золотых нарядов и завести любовника — водителя грузовика Сергея (Дмитрий Дюжев). Впрочем, и с любовником Наталья не слишком церемонится: может прогнать его в ночь, угрожая ружьем, чтоб не слишком задавался и не чувствовал себя как дома.
«Путешествие с домашними животными» взял главный приз ММКФ-2007, что, впрочем, довольно сомнительный комлимент, ведь означает, что фильм является представителем официального искусства, одобренного жюри не слишком котируемого фестиваля. Тем не менее, фильм Веры Сторожевой очень приятный — этакий милый дамский арт-хаус. Дело происходит в деревенской глуши, и, следовательно, в «Путешествии» витает модная фестивальная тема провинциального быта. Не обошлось и без столь же популярных ныне религиозных заходов, — бесед Натальи с добродушным священником по поводу того, что жить нужно в любви, — заставляющих вспомнить как недавний опус Лунгина, так и странную неожиданную церковнную линию Балабанова в «Грузе-200». Но все это не должно отвлекать от главного: а именно, от легкого ироничного повествования о том, из чего сделаны девочки. А девочки, по Сторожевой, сделаны из цветастых платьев, тяги к шоппингу, материнского инстинкта и страсти к глянцу (безусловная авторская находка — необычайно креативный абажур из вырезанных фотографий светских персон, которые героиня вместо ткани прикрепляет прищепками к абажурному каркасу).
Ко всему прочему, как режиссер Сторожева ведет себя очень по-женски и, что поразительно, совершенно так же, как и ее героиня. Наталья падка на безвкусные цветастые наряды, а Сторожева вставляет в фильм пошловатый красный шарик как символ незнакомой, недосягаемой для Натальи жизни, и излюбленную арт-хаусную сцену всех времен и народов — лежанье в лодке, — использовавшуюся ранее многими режиссерами от Джармуша и Ким-Ки-Дука до Вырыпаева. Наталья любит живность и детишек — Сторожева снимает крупные трогательные планы дрожащей собачки и рыжебрового мальчишки. Наталья западает на красавчика шофера, заносчиво порывающегося заменить ей умершего хозяина-мужа и заполнить собой все ее жизненное пространство, а Сторожева снимает в его роли красавчика Дюжева — актера, безусловно, хорошего, но всякий раз при попадании в кадр начинающего жутко переигрывать и тянуть одеяло на себя. Но эти режиссерские проколы, которые сами по себе могли бы стать раздражающим фактором, на деле лишь подтверждают аутентичность женского описания, которое дает Сторожева.
Одной из первых покупок героини, совершенных в новой свободной жизни становится зеркало. Наталья приносит его домой и начинает перед ним крутиться, а на лице ее отображается смесь изумления и восторга. «Путешествие с домашними животными» — фильм-зеркало, в которое вряд ли с удивлением, но уж точно не без умиления может посмотреться любая женщина.
Дарья Горячева, Киноанонс