"Незнакомка"
Название фильма: | Незнакомка |
|
|
Страна-производитель: | Италия | ||
Английский: | Sconosciuta, La | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Джузеппе Торнаторе | ||
В ролях: | Ксения Раппопорт, Микеле Плачидо, Клаудия Джерини, Маргерита Бай, Пьерфранческо Фавино, Пьера Дельи Эспости, Клара Доссена, Алессандро Абер, Анджела Молина, Пино Калабрезе, Никола Ди Пинто | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В небольшой северный итальянский городок приезжает женщина. Она украинка, когда-то давно эмигрировавшая в Италию. Ее зовут Ирена, но зачем она приехала — кто она такая на самом деле? Причудливо смешиваются прошлое и настоящее — на наших глазах части мозаики складываются в картину. Она — иммигрантка из Восточной Европы, оказавшаяся жертвой современных работорговцев. Ей никогда не забыть унижения, которым ее подвергали. Но, несмотря на все жестокие испытания судьбы, Ирена не может забыть главную трагедию своей жизни — потерянную любовь. И сейчас, вопреки обстоятельствам, у нее все еще остались силы для любви и желание изменить судьбу.
Еще:
В центре сюжета - молодая женщина, приехавшая в небольшой северный итальянский городок . У неё есть деньги, она может многое себе позволить. Но вместо растрат - работа няней. Ее зовут Ирина, но зачем она приехала — кто она такая на самом деле? Она украинка, когда-то давно эмигрировавшая в Италию. Причудливо смешиваются прошлое и настоящее — на наших глазах части мозаики складываются в картину. Она — иммигрантка из Восточной Европы, оказавшаяся жертвой современных работорговцев. Ей никогда не забыть унижения, которым ее подвергали. Но, несмотря на все жестокие испытания судьбы, Ирина не может забыть главную трагедию своей жизни — потерянную дочь и любовь. И сейчас, вопреки обстоятельствам, у нее все еще остались силы для любви и желание изменить судьбу.
Торнаторе, обладатель "Оскара", "Золотого Глобуса" и Гран-При Каннского кинофестиваля никогда не опустится ниже определённого уровня, художественный вкус не позволит. И он снял по-настоящему сильную картину. Первый час "Незнакомки" - стопроцентный триллер в лучших традициях Де Пальмы 80-х. Ни одной лишней сцены, диалога, кадра. Начинает казаться, что Торнаторе едва ли не впервые решил обратиться к чистому жанру. Второй час картины отправляет догадку в глубокий нокаут. Перед нами - драма женщины, решившей раз и навсегда изменить свою жизнь. Филигранность подобной трансформации не оставляет сомнений, итальянец предлагает зрителю настоящее большое кино, сделанное с размахом и тонким кинематографическим чутьем. Нельзя не отметить исполнительницу главной роли, актрису Академического Малого Драматического театра (Санкт-Петербург) Ксению Раппопорт. Неотразим и Микеле Плачидо, с блеском исполнивший партию лысого как коленка сутенёра. А маэстро Морриконе подарил нам ещё одну запоминающуюся мелодию (чего с ним давненько не случалось).
Восстание рабыни
Газета
Завтра на экранах московских кинотеатров появится итальянская драма «Незнакомка». Главную героиню фильма сыграла российская актриса, красавица и прима театра Льва Додина Ксения Раппопорт. Картину снял оскароносный режиссер Джузеппе Торнаторе, автор «Малены» и «Нового кинотеатра "Парадизо».
"Незнакомка", фильм о тяжелой судьбе иммигрантки с Украины, собрал в прошлом году урожай из пяти национальных кинопремий в Италии, получил приз на Московском международном фестивале, номинировался на несколько наград Европейской киноакадемии. Там же, на церемонии раздачи европейских "Оскаров", "Незнакомка" получила приз публики.
Зрителей, проголосовавших за итальянскую картину, нетрудно понять: история страданий и стойкость героини вряд ли могут оставить равнодушным. Тем более что главную роль в фильме Торнаторе сыграла хорошо известная по театральным работам, но лишь недавно по-настоящему открытая для кинематографа петербургская актриса Ксения Раппопорт. Когда смотришь на нее в "Незнакомке", недоумеваешь, где были российские кинорежиссеры: да такую женщину надо завалить достойными ее ролями, снимать и снимать. Впрочем, возможно, тогда к большому кино стали бы ревновать театралы.
Фильм начинается с того, что в городе на севере Италии появляется импозантная иностранка по имени Ирена, с гордой осанкой, немногословная, но, судя по сказанному, неплохо владеющая языком. Она арендует квартиру и нанимается прислугой в богатую семью. Статус домработницы несколько диссонирует с эффектной внешностью, внутренней силой и умным взглядом героини. Сразу начинаешь подозревать, что приезжая преследует некую тайную цель и действует по ей одной известному плану.
В семье, где служит Ирена, есть девочка лет пяти. Само собой, для нее домработница становится еще и няней. Через общение с подопечной слегка приоткрывается характер героини Ксении Раппопорт. Выясняется и ее тщательно скрываемое прошлое. Например, девочка совершенно не умеет защищаться от сверстников, давать сдачи, а упав, самостоятельно подниматься. Ирена тут же берется учить малышку. Уроки самозащиты с почти самбистскими бросками на паркет могут показаться излишне жесткими даже публике в зале. Что уж говорить о родителях экранного ребенка. Няня, разумеется, получит расчет, но не перестанет видеться с воспитанницей. Бывшие работодатели даже захотят обратиться в полицию. Между тем мало-помалу всем станет ясно, что девочка прогрессирует, уже дает сдачи и даже встает после падения без посторонней помощи. Кто научил - уже понятно. Хотя еще неизвестно, почему.
Оказывается, большую часть своей жизни в Италии украинская иммигрантка провела в сексуальном рабстве. И так натерпелась от жестокого сутенера, что дошла до убийства. В такой ситуации желание женщины отомстить своим мучителям кажется естественным.
Ответ на вопрос, кто тут главная жертва, очевиден. Выслушивая на долгих допросах исповедь обвиняемой в убийстве, рыдают даже карабинеры. Кстати, бывший комиссар Каттани - Микеле Плачидо - сыграл в "Незнакомке" резко отрицательного персонажа.
Российскому зрителю страсти и трагедии героини фильма Торнаторе могут показаться утрированными. Вместе с тем западная аудитория скорее принимает всю эту историю как иллюстрацию к газетным статьям и новостным сюжетам, где рассказывается о невыдуманных злоключениях девушек, рванувших из Восточной Европы на заработки.
Проникновенную музыку к фильму написал Эннио Морриконе. Своеобразным соавтором композитора стала актриса Раппопорт: для эпизода, где ее героиня поет своей воспитаннице колыбельную, она придумывала слова - не итальянские, а родные, украинские.
У нас "Незнакомка", у них – уже звезда
Независимая газета
Джузеппе Торнаторе, знаменитый итальянский режиссер, оскаровский лауреат («Новый кинотеатр «Парадизо»), сняв подряд несколько не слишком заметных фильмов (если не считать таковым романтическую «Малену» с Моникой Белуччи), вдруг обрел второе дыхание. Его новая картина «Незнакомка» была признана в Италии лучшим фильмом 2006 года, взяв главный приз Донателло. Спустя почти два года, по ходу дела получив «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля, «Незнакомка» добралась до российского проката.
Сразу хочется отметить три момента. Первый. Красивая, талантливая и экспрессивная Ксения Раппопорт в главной роли. Второй. Возвращение на наши экраны любимейшего комиссара Каттани – Микеле Плачидо, на сей раз в роли подонка-сутенера с обритой наголо головой. Третье. Модная сейчас в западном кино тема восточноевропейских иммигрантов подается без морализаторских соплей и псевдопсихологических исследований «Как они дошли до жизни такой и следует ли нам принять их или все-таки держаться подальше, издалека опасаясь?»
Героиня Ксении Раппопорт Ирина – женщина за тридцать, откуда-то с Украины, давно осевшая в Италии в качестве секс-рабыни и суррогатной матери. Нервы у нее, видно, совсем ни к черту – каждую свободную минуту в ее голове вспыхивают флэшбэки, главный герой которых – тот самый бритоголовый подонок-сутенер, насилующий героиню жестоко и даже как-то подло. Теперь же, порвав с вязким черным прошлым, Ирина замыслила что-то недоброе. Не зря она во первых строках энергично спускает с лестницы пожилую женщину, няню в обеспеченной семье. Ясное дело, на место няни устраивается она сама и тут же принимается наводить туману – шарит по закоулкам квартиры, странно смотрит на вверенную ей девочку… Словом, непростая дама.
Углубляться в психологические, социальные, исторические, политические и прочие причины преступного бытия героини у Торнаторе нет ни малейшего желания. Он с самого начала дает понять: перед нами стопроцентный триллер. Ломайте голову, стройте догадки, сдерживайте тошноту от вида «комиссара Каттани», слушайте душераздирающую музыку Эннио Морриконе. Кто повзыскательнее – пусть пожалуется, что, мол, акценты в фильме не расставлены, не очень понятно отношение авторов к героине, а оттого не очень понятно зрителю, как к ней относиться. Вроде страдалица, но ведь преступница.
Но это для тех, кто отравлен непреходящим желанием искать всюду скрытый смысл. В «Незнакомке» смысл один, да и не скрытый к тому же: зритель должен ежеминутно находиться в напряжении. Несколько клиповый характер изложения, впрочем, порой мешает сосредоточиться на собственном напряжении – эпизоды короткие, планы в основном крупные, а тут еще флэшбэки. Получается нарезка из кусочков сюжета, щедро перемешанная с соусом воспоминаний.
Ксению Раппопорт, актрису санкт-петербургского Малого драматического театра, Торнаторе взял не то что без проб, но даже не видя ни одной ее работы. Вероятно, ему этого и не понадобилось. На Ксению Раппопорт достаточно взглянуть, чтобы почувствовать темперамент, который может сыграть почти все даже там, где не хватит опыта или таланта.
Кстати, за «Незнакомку» Раппопорт получила высшую кинонаграду Италии – приз Давида Донателло за лучшую женскую роль года. Вот ведь какая забавная и грустная вещь получается: итальянский режиссер почувствовал серьезный потенциал российской актрисы, взял ее, не раздумывая ни секунды, на главную роль – и не проиграл. Он понял, почувствовал ее своим профессиональным чутьем. В мировой кинематограф Ксения Раппопорт вышла окольными путями, через Италию. Слов нет – здорово, только даже не будем и пытаться вспомнить хоть одну ее заметную роль в российском кино. Мелькнет то там, то здесь, вроде и неплохо, вроде и хороша даже, а забывается сразу же, как прошли финальные титры. Любопытно: сейчас она снимается в главной роли у Кирилла Серебренникова, также увенчанного лаврами в Италии. Выходит: новые приключения итальянцев в России.
Екатерина Барабаш
Еще одна прекрасная няня
Время новостей
Почему-то именно сейчас в прокат выходят фильмы 29-го Московского кинофестиваля - сначала «Железнодорожный роман» Клода Лелуша, который был показан на закрытии, а теперь «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе с нашей российской актрисой Ксенией Раппопорт в главной роли. После Моники Белуччи, которую Торнаторе снял в фильме «Малена», Ксении Раппопорт пришлось постараться, чтобы не разочаровать публику. Она и постаралась - несмотря на присутствие на экране самого Микеле Плачидо, столь популярного у российских телезрителей, никто и ничто в этой картине не способно сравниться с неистовой, темпераментной, безоглядной и неустрашимой красавицей. Она роется в помойках, смакуя недоеденные спагетти, нанимается поломойкой, прикидываясь нищей, хотя нужды в деньгах у нее нет, демонстрирует явную паранойю, подглядывая за чужим ребенком... Эмигрантка с Украины, героиня Раппопорт, готова на все, но зрители не сразу понимают, во имя чего. Раскрывать сюжет лихо закрученной детективно-мелодраматической истории было бы нечестно по отношению к тем, кто вполне возможно сходит в один из двух московских кинотеатров, где с сегодняшнего дня идет эта картина.
И там они сами увидят, как роскошная женщина подвергается всевозможному насилию, как жестко обращается с ней бывший комиссар Каттани, как дерзко она мстит и как горько за это платит. Надо отметить, что Ксения Раппопорт - актриса театра Льва Додина, то есть прошла школу экстремального подчинения, ибо известно, как этот знаменитый режиссер строг к своим ученикам и как жестко их воспитывает. Поэтому и у Торнаторе она была готова к полной отдаче. И не только к физическим испытаниям - ее отважное тело подчиняется драматическим задачам, она работает над образом, создавая характер сильный, ясный, убедительный даже в этих невероятно сгущенных обстоятельствах. Это вам не акварель вялой психологической прозы, это пастозная, мощная палитра настоящей трагедии.
Итальянцы пришли в полный восторг, выдали Ксении премию Донателло и номинировали фильм на «Оскара» - то ли надеясь на то, что «Оскар» дважды попадает в одну воронку и Торнаторе, уже имеющий одну статуэтку, знаком американским академикам, а следовательно, имеет больше шансов, чем другие, то ли рассчитывая, что и Америку картина ошарашит своей простодушной брутальностью.
Действие фильма происходит в маленьком итальянском городке, где живет обычная буржуазная семья с ребенком и куда в результате многих ухищрений устраивается няней украинская женщина Ирэна. Теперь сами попробуйте представить, что будет дальше... Подсказка: вспомните все сериалы, дворовые жестокие романсы, рассказы соседок и пофантазируйте, что можно было бы сочинить из этого сюжетного материала, так чтобы в итоге все дружно лили слезы, но все-таки все бы кончилось скорее хорошо. Под музыку Эннио Морриконе...Но у вас все равно такого не получится.
Алена Солнцева