"Я прислуживал английскому королю"
Название фильма: | Я прислуживал английскому королю |
|
|
Страна-производитель: | Чехия — Словакия | ||
Английский: | Obsluhoval jsem anglickeho krale | ||
Жанр: | комедия / мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Иржи Менцель | ||
В ролях: | Иван Барнев, Олдрих Кайсер, Джулия Джентш, Мартин Губа, Мариан Лабуда, Милан Ласица, Йозеф Абрагам, Иржи Лабус, Яромир Дулава, Павел Нови, Иштван Сабо | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
История взлета и падения карьеры одного пражского официанта в первой половине двадцатого века. Амбициозный молодой человек из официанта в гостинице маленького чешского приграничного городка попадает в огромный отель в центре Праги, и даже удостаивается награды от императора Абиссинии. Но настоящий взлет карьеры официанта случается после захвата Чехословакии немецкими войсками.
Официантская версия
ИД "Коммерсантъ"
"Я обслуживал английского короля" - новое обращение Иржи Менцеля к прозе Богумила Грабала. Этот альянс принес обоим "Оскара" 40 лет назад за фильм "Поезда под специальным наблюдением", признанный позднее классикой чехословацкой "новой волны". Вот уже десять лет как нет в живых Грабала, родившегося еще в Австро-Венгрии в первый год первой мировой и разбившегося при падении с пятого этажа в возрасте 83 лет (такой способ казни или самоубийства называют дефенестрацией). Но его мировая литературная известность растет, многие знатоки считают Грабала все еще недооцененным писателем, на самом деле превышающим по масштабу Маркеса, а фильмы по его романам продолжают регулярно появляться в разных странах. Роман "Я обслуживал английского короля" несколько лет назад вышел в прекрасном русском переводе. Фильм Иржи Менцеля в этом году выдвинут от Чехии на "Оскара" и имеет серьезные шансы попасть в шорт-лист номинантов.
По жанру этот фильм - смесь легкой комедии и мрачной политической сатиры, социального реализма и сюрреалистического абсурда. Главный герой Ян - амбициозный, но наивный официант, обаятельный, но себе на уме, невинный, но хитроватый, самоуверенный, но беззащитный, смышленый, но безрассудный, энергичный, но беспечный. Одним словом, весь сотканный из противоречий, но при этом удивительно цельный и органичный. Главным его определяющим качеством оказывается оппортунизм, но автор фильма, как и создатель романа, не спешит обвинить своего героя в конформизме. Его инфантильность уподобляет его ребенку, шоры на глазах мешают видеть события вокруг в их подлинном трагическом масштабе, а невинно-циничный юмор защищает от ужаса реальности. Именно это позволяет маленькому человеку - главному герою романов Грабала и фильмов Менцеля выйти почти сухим из взбесившихся вод тоталитаризма, пройдя, словно подопытный кролик, через все испытания и соблазны ХХ века.
Герой-коротышка (его играет болгарский актер Иван Барнев), явно ассоциирующийся с комедийным персонажем Чаплина, начинает свою карьеру совсем юным на железнодорожной станции: он продает сосиски под названием франкфуртеры пассажирам поездов, останавливающихся всего на пару минут. Всучив товар клиенту и взяв крупную купюру, продавец намеренно медленно отсчитывает сдачу, а потом с деланным отчаянием бежит за уходящим составом, но сдача так и остается у него в руке. Впоследствии с легкими вариациями Ян использует тот же прием для того, чтобы преуспеть в жизни, заполненной знатными клиентами (отсюда название фильма) и красивыми женщинами. Парадоксальным образом его настоящей любовью оказывается немка Лиза (Юлия Йенч), убежденная сторонница арийских теорий Гитлера. Герой переживает нацистское вторжение в Чехословакию и осуществляет свою розовую мечту стать миллионером аккурат в тот момент, когда власть в стране захватывают коммунисты. Проведя пятнадцать лет в тюрьме как классовый враг, Ян выходит оттуда уже во многом другим человеком, и играет его другой актер - Олдрих Кайзер. Теперь он прокладывает дорогу в лесах около немецкой границы - возможно, символический путь в новую Европу.
В фильме много так называемых пикантных сцен, но все они сделаны с присущим Менцелю абсолютным вкусом, а в его восприятии эротики нет ничего старческого. Музыка Алеса Брезины и дизайн Милана Бицека придают картине отблеск большого стиля. А меланхоличный и в то же время едкий юмор Менцеля те, кто уже не помнит "Поезда под специальным наблюдением", сравнивают с интонацией фильмов братьев Коэн.
Андрей Плахов