Описание фильма

"У самого синего моря"   

Название фильма: У самого синего моря
Страна-производитель: СССР
Английский: У самого синего моря
Жанр: комедия
Режиссер: Борис Барнет
В ролях: Елена Кузьмина, Лев Свердлин, Николай Крючков, Семен Свашенко, Александр Жуков, Сергей Комаров
Год выпуска: 1935
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Во время шторма на Каспийском море гибнет судно. Двух пассажиров, Алешу и Юсуфа, спасают рыбаки с ближайшего острова. Молодые ребята находят временный приют в рабочем поселке и включаются в трудовую жизнь рыболовецкой бригады. Встретив и полюбив дочь рыбака Машеньку, закадычные друзья становятся соперниками. Но девушка любит своего земляка — и с нетерпением ждет его возвращения из армии.

На берегу моря, в рыболовецком колхозе жила замечательная девушка Маша. Однажды в эти края занесла судьба двух не менее замечательных парней - Алешу и Юсуфа. Оба влюбились в Машу, а Маша любила третьего - матросав далеком Тихом океане.

     В этом фильме Барнета продолжает дальнейшие поиски в области творческого использования шумов и музыки. Название фильма - "У самого синего моря" - отсылает нас к Пушкинской "Сказке о рыбаке и рыбке". В современной сказке, которую рассказал Борис Барнет - все молодое: и герои, и их любовь, и колхоз, в котором они работают, истрана, в которой они живут, и боевой дух жителей этой большой страны. Эта история реальна, и все-таки она сказочна, как мир сказок Александра Грина. Потому что не бывает на самом деле такого соленого моря, такого ослепляющего солнца, такого веселого ветра и таких отрытых нараспашку молодых людей, какими запечатлел их режиссер Барнет. 

      Барнет был недооценен своими современниками. Однако, судя по стенограмме обсуждения фильма «У самого синего моря», состоявшегося в Доме кино 1 апреля 1936 года, всё они чувствовали и о многом догадывались.  Вот драматург Михаил Папава критикует режиссера Барнета и сценариста Климентия Минца за их приверженность «полутонам» (в режиссерском и драматургическом, а отнюдь не только в визуальном решении фильма): «Если вся вещь построена на этих полутонах, она и производит впечатление неглубокой вещи». Слово «импрессионизм» — наиболее подходящее к подобной эстетике «полутонов» определение — Папава ни разу в своем выступлении не произносит. Может, потому, что  в те дни подобное сравнение прозвучало бы как обвинение. Однако  сегодняшние исследователи гордятся своим открытием — идеей сопоставить киномир Бориса Барнета с живописью французских импрессионистов и с импрессионистским по своей природе кинематографом Жана Ренуара. В речи Михаила Папавы словосочетание «лирическая новелла» вдруг заменяется «абстрактной новеллой». Все верно, киномиру Барнета действительно свойственна некая абстрактность, она проявляется в его небрежении законами драматургии, в многочисленных нелепостях в сюжете его фильмов, в характерах его персонажей — людях не от мира сего. Папава объясняет абстрактность происходящего в фильме «У самого синего моря» данью литературной традиции приключенческих романов о кораблекрушениях. Он не может от этого свойства фильма просто взять и отмахнуться — вероятно, догадывается: где-то здесь, в этой самой абстрактности, замыкающей киномир Барнета в самом себе, и заключается его кинематографическая загадка.   

 Драматург Всеволод Вишнеский: «У нас от старого времени <…> осталась эта агитпроповская установка: все это точно разместить, приспособить. Жизнь как-то мощнее, проще и радостнее. В этом фильме есть костяк: вышли два парня на море, увидели женщину и создается какой-то интерес. Это меня взволновало». 

    На фоне социально-озабоченных персонажей кинематографа 30-х годов счастливые своим индивидуализмом герои «У самого синего моря», казалось бы, должны были возмущать современников. «Наряду с умением умирать, надо показать это умение радоваться жизни» — делает свой неожиданный вывод из фильма режиссер Алексей Дубровский, и тем самым уравнивает в правах легкомысленных персонажей Бориса Барнета и героев «партийных» фильмов, чья главная функция — жертвовать собой во имя великой идеи. Дубровский видит ценность барнетовских героев именно в их беззаботности, в ощущении безоблачного счастья. Но до какой же степени талантливо должна быть воссоздана на экране эта беззаботная Жизнь, чтобы по силе своего воздействия оказаться равной героической Смерти?!

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#