Описание фильма

"Мгла"   

Название фильма: Мгла
Мгла
Страна-производитель: США
Английский: Mist, The
Жанр: триллер / ужасы / экранизация
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Томас Джейн, Марша Гей Харден, Уильям Сэдлер, Натан Гэмбл, Алекса Давалос, Лори Холден, Крис Оуэн, Андре Брогер, Тоби Джонс, Джеффри ДеМанн, Бак Тэйлор, Фрэнсис Стернхэйген, Сэм Уитуэр, Хулио Седилло, Келли Коллинс Линц, Дэвид Дженсен, Рон Клинтон Смит, Б
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

После жестокого урагана густая мгла накрывает город в штате Мэн. А вскоре люди обнаруживают, что в ней обитают смертельно опасные существа!..

Режиссёр Фрэнк Дарабонт («Зелёная миля», «Побег из Шоушенка») снова решил обратить свои взоры на Стивена Кинга. Как это часто бывает у Кинга — группа жителей маленького городка запирается в супермаркете, пытаясь оборониться от кровожадных чудовищ, населяющих клубящийся вокруг туман.

Вышел Бука из тумана
Газета.ру

Стивен Кинг – король кошмарных экранизаций. Если тупо следовать его сюжету, получается какая-то нестрашная и не очень интересная каша. Дело, видимо, в том, что у монстров, живущих в голове Стивена Кинга, аллергия на гримеров и CGI-шников. Кошмары Кинга – это кошмары маленького мальчика, который видит на стуле сложенную в кучу одежду и думает, что на стуле сидит Страшный Бука. Если включить свет, Бука превратится в кучу одежды.
Режиссеры, экранизирующие романы Кинга, чаще всего именно этим и занимаются: включают свет.
Прорисовывают монстров, выращивают вампирам клыки, забывая о том, что главный ужас – в неизвестности.
Правда, иногда Кинг и сам пытается включить свет и объяснить, откуда взялись монстры, что делать и кто виноват. Так было и в его повести «Туман», только что экранизированной Фрэнком Дарабонтом: повесть была написана Кингом в 1980 году, и обличала она американскую военщину, которая своими отвратительными опытами вызвала монстров в наш мир.
На маленький американский городок опускается туман, откуда начинают появляться чудовища. Кучка обывателей, в том числе и главный герой с ребенком, оказываются запертыми в супермаркете. Теперь у людей есть два пути: ждать, когда туман рассеется, или пытаться куда-нибудь от него сбежать. Выходить из супермаркета опасно, по улице бродят и летают страшные твари: мутировавшие огромные комары, ядовитые пауки, существа со щупальцами; в конце фильма мы видим даже гигантского насекомообразного мамонта трагической красоты. Эти обезумевшие пиксели пожирают людей или откладывают в них яйца. Но оставаться в супермаркете еще опаснее: люди от запаха крови слегка двинулись умом и теперь готовы приносить друг друга в жертву, лишь бы отсрочить конец света. В общем, столь любимая идея Стивена Кинга: «Господа, вы звери».
Маленький американский городок всегда готов скрыться в тумане какого-нибудь хоррора.
Забавно, что текст времен холодной войны актуален до сих пор. Но, в духе времени, Дарабонт дописал к той истории новый финал. В конце повести герои садились в машину и собирались ехать, пока не кончится бензин; фильм рассказывает о том, что было дальше, после того как бензин закончился. Кинг от нового финала в полном восторге, но предупреждает, что журналисты, которые его перескажут зрителям, должны быть повешены.
Фрэнк Дарабонт – фанат Стивена Кинга. Он экранизировал «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю», и «Мглу» он начал с эпизода, греющего сердце любого кинголюба: главный герой, художник, рисующий плакаты к фильмам, дорисовывает плакат к «Темной башне». Когда он заканчивает рисовать розу, за окном начинается буря. «Темная башня», главная сага Кинга, еще не экранизирована. Возможно, весь фильм «Мгла» можно считать предупреждением: не надо переносить романы Кинга на экран, а то начнется буря, и из тумана полезут неуклюжие монстры.
И это чистая правда. «Мгла» слишком подробна, предсказуема и не дает никакой возможности ни испугаться, ни метафорически осмыслить происходящее. Люди, запертые в супермаркете, вокруг которого сгущается туман с не очень хорошо нарисованными чудовищами – это не метафора современного общества потребления, а просто люди, запертые в супермаркете. Уверенность в том, что перед лицом опасности обыватели теряют человеческий облик и начинают кликушествовать, не требует подтверждения в виде огромной обезумевшей курицы-мутанта, бегающей по рядам супермаркета. Было бы гораздо понятнее, если бы монстры оставались невидимыми: туман, в котором скрывается неизвестно что, гораздо страшнее тумана, в котором скрываются курицы-мутанты. Ну и наконец, актуальная в 80-е годы идея о том, что плохие военные могут наслать на простых граждан всякую гадость, полностью дискредитируется новым финалом: в город входит армия и спасает всех, кто не рыпался и не терял надежды. А теперь пусть приходит Стивен Кинг и вешает меня.
Ксения Рождественская

Дрожащие перед тварями
Газета

Надежды не оправдались. Дарабонт, правда, собрал перед камерой прекрасный актерский ансамбль во главе с оскароносной Маршей Гей Харден и напустил достаточно тумана - ключевого спецэффекта для сюжета. Но повествование выглядит вялым и медлительным, и на тотальную растерянность персонажей перед ужасом происходящего этого не спишешь.
Возможно, все объясняется тем, что во «Мгле», в отличие от «Шоушенка» и «Зеленой мили», отправной точкой являются не человеческие конфликты, а внешняя угроза: непонятная белая субстанция, которая заполнила город, и обитающие в этой дымке гигантские твари. Мутанты-кровопийцы оплетают попавшихся в их щупальца горожан белым коконом либо пожирают своих жертв живьем. А непримиримые противоречия между людьми возникают уже на почве споров о том, как с нашествием членистоногих бороться.
Фрэнку Дарабонту пришлось совместить его излюбленную драму напряженных межличностных отношений с примитивным ужастиком. В результате не выиграл ни один из жанров, а бескомпромиссный финал ленты и вовсе обескураживает: для мейнстримовской драмы все обставлено слишком жутко, для ужастика - чересчур реалистично.
Потерпев неудачу в изображении глобального конфликта "люди против монстров", режиссер тем не менее добивается локальных побед в сценах, посвященных сугубо человеческому противостоянию.
Значительная часть населения городка во "Мгле" укрывается от нашествия тумана и хищников в местном супермаркете. Поначалу люди еще чувствуют некую общность, а кое-кто даже готов на героические действия ради остальных. Но чем более отчаянным становится положение, тем скорее растет агрессивность человеческих особей по отношению к ближнему. Стеклянная коробка супермаркета с запершимися внутри людьми начинает напоминать банку с пауками. Причем иногда чувство неприязни одних персонажей к другим проявляется столь сильно, что передается с экрана зрителю. Редкий случай: на сеансе для прессы звучали бурные аплодисменты, когда одному из наиболее надоедливых спорщиков в качестве беспроигрышного аргумента наконец пустили пулю в лоб. Если Фрэнк Дарабонт хотел показать, как в человеке пробуждаются худшие качества, а публику захлестывают отрицательные эмоции, то у него это, пожалуй, получилось. Вопрос, стремился ли к тому же самому Стивен Кинг.
Екатерина Чен

Для кого "Мгла", а для кого уже 30 лет как "Туман". В этимологии английского слова "mist" заложен один-единственный смысл – то, что усложняет понимание. Прекрасно, русский язык богаче, но у Стивена Кинга крохотный городок становится круглосуточным пленником именно молочного тумана, но никак не угольной мглы. Российский прокатчик, компания "Вест", скорее всего, хотел лишь избежать путаницы с римейком карпентеровского ужастика "Туман" (2005), в оригинальном названии использовавшего очень даже похожий "fog", т.е. дымку, завесу. Плевать. В противопоставлении двух "Туманов" вот этот ветер, а вот тот песчинка.

На свете существует, пожалуй, три категории поклонников творчества Кинга – этого Конга страха. Те, кто приемлет его произведения исключительно в книжных изданиях (1). Те, кто с нетерпением ожидает экранизаций и оказывается вознаграждён вполне достойными из них (2). И те, кто вообще никогда не читал его книг, но "клюёт" на фирменное имя в титрах (3). И, знаете, множество кинокритиков по обыкновению входят в третью категорию, но не меньше – в первую, и потому очень редко удаётся добиться более или менее объективной рецензии на его фильмы. В их скудной трактовке получается, что у Кинга синонимом страха являются чудовища (сюда же – вирусы, проклятья, катастрофы), хотя всю свою карьеру писатель только и делал, что тащился от барахтанья внутри страха как в эмоции, как в душевном аффекте с его причудливыми лабиринтами. Страх выключает у человека разум, Кинг потирает руки.


Разумеется, драматургически он поддерживает интригу, но, всё-таки, следствие он всегда ставит выше совершенно условной, зачастую не только мистической, не только фантастической, но и эскейпистской причины. И Фрэнк Дарабонт - один из немногих режиссёров, кто "сфотографировал" авторскую сущность Стивена Кинга. Спустя две киноадаптации он добрался до его классической повести, когда-то начатой на закате и дописанной через неделю на рассвете. Всё было, как было – ураган, ночь в подвале, поездка с маленьким сыном в обесточенный супермаркет и... понеслось. Дарабонт кропотливо, в течение двух с половиной часов переносит на экран не только линии персонажей, но и общественные заявления Кинга тридцатилетней давности – про растерянность среднего американца в случаях нарушения связи или электроснабжения, про злобных заговорщиков-военных, задолбавших со своей Холодной войной, про евангелистскую промывку мозгов. И всё по-прежнему актуально.

Супермаркет во "Мгле" – чуть ли не комната присяжных заседателей в "12 разгневанных мужчинах" (1957), только в миниатюре. Вот они стоят в кассу, добродушные провинциальные соседи, над которыми обычно невольно посмеиваются городские. Только главный герой Дэвид Дрейтон (Томас Джейн, игравший в "Ловце снов", 2003) наделён более продвинутой биографией – он художник, сотрудничающий с Нью-Йорком и Голливудом (посмотрите в оба глаза на самую первую сцену фильма: Дэвид рисует плакат к "Тёмным башням!"). В качестве его оппонента выдвинута фигура как раз приезжего, недавно поселившегося в городке, юриста Брента Нортона (Андре Бройер). Эти двое будут пикироваться друг с другом по поводу того, кто прячется "там за туманами", безнадёжно разыгрывая карту рациональных объяснений, и добродушие как рукой снимет. Оголённые нервы испуганных обывателей могут встряхнуть посильнее, чем оголённые провода, подключённые к питанию.


Несмотря на то, что в фильме есть подчёркнуто анимационные спецэффекты, центральное пугало фильма – Марша Гэй Харден. Её "повёрнутая" на Библии миссис Кармоди происшествие за происшествием, жертва за жертвой, проклинает тех, из-за кого пришёл туман. Она "припаяет" военным всё – и аборты, и эксперименты со стволовыми клетками, и полёты на Луну. И тщедушные, окаменевшие от испуга люди будут ловить каждое её слово. Спустя всего двое суток осады в супермаркете её "сторонники" станут настоящей угрозой меньшинству Дрейтона. Тут и разворачивается настоящее царство страха от Стивена Кинга – безликая подстрекаемая толпа злее самого невозможного и могущественного агрессора. Если зрителю захочется самому придушить такую дрянь, как миссис Кармоди, значит "Мгла" выстрелила, а туман рассеивается.

В заключение про трюк с отличным от литературного финалом. Про то, что обнажит отступивший туман. В тексте повести писатель чёрным по белому предупреждает, что читателей ожидает "финал в духе Альфреда Хичкока" – двусмысленная концовка, оставляющая возможность самим решить, чем всё закончилось. Кто-то такое ненавидит, кто-то приветствует. Вот Дарабонт и не остановился там, где Стивен Кинг поставил последнюю точку после слова "надежда". Чем привёл того в восторг, а нас в некоторое смятение – и вовсе не тем обстоятельством, что фильм не оставляет никаких вариантов для разгула фантазии. Скорее тем, что рок умеет так безвозвратно и несправедливо ломать судьбы.

Автор рецензии: Павел КОРТУНОВ

Экранизации Кинга – это такая особая разновидность деятельности, к которой киношная братия питает смешанные чувства. С одной стороны, соблазн выступить с историей, которую уже радостно скушали миллионы читателей, весьма велик; с другой, оступиться на этом пути проще некуда. Режиссер «Мглы» Фрэнк Дарабонт – из тех немногих, кто ввязывался в такую авантюру уже не раз и выбирался из неё довольно успешно, однажды даже с «Оскаровскими» номинациями под мышкой. Так что теперь ему Кинг – вполне себе плёвое дело.
«Мгла», однако, мало похожа на прежние заходы Дарабонта на Кинговскую территорию. В ней он, кажется, пытается провернуть ровно тот же манёвр, что когда-то удался Спилбергу в «Мюнхене» – пытается извиниться перед кинематографической вечностью за ту расслабленную медовую благостность, которой были исполнены и «Побег из Шоушенка», и «Зелёная миля». Во «Мгле» нет ни расслабленности, ни благостности – это подчёркнуто мрачное, тяжкое, сухое и сосредоточенное кино, стремящееся не разжалобить зрителя или вознести его ввысь в очистительном катарсисе, а быстро и, возможно, некрасиво, но эффективно двинуть ему под дых и затем повторить манёвр ещё несколько раз. Из противоестественно густого тумана, спустившегося со стороны военной базы в горах и окутавшего маленький городок в любимом Кингом штате Мэн, по версии Дарабонта просто не может быть лёгких выходов. Не только из-за невообразимых чудовищ, что бродят вокруг в тумане, но и из-за тех монстров, что сидят глубоко внутри твоего соседа по очереди в магазине и могут оказаться куда страшнее.
Кинг в своей новелле дарил героям романтически-неопределенный финал, в котором они уезжали в туман с намерением ехать до тех пор, пока не кончится бензин. Дарабонт вместо кинговского многоточия ставит кровавую жирную точку – бескомпромиссный, брутальный финал «Мглы» гарантированно вызовет в публике неоднозначные реакции.
После этакого запросто можно подумать, что перед нами лучшая жанровая работа года – но это, увы, не совсем так. Да, «Мгла» даёт сто очков вперёд практически любому жанровому фильму последнего времени по беспросветности – но одной только идейной мрачностью сыт всё же не будешь. Как кино «Мгла» несколько разочаровывает. Отчасти потому, что Дарабонт делает выбор в пользу совершенно телевизионной манеры съемки – его камера не творит визуальное пространство фильма, а тупо следует за героями, втискиваясь в самую гущу событий. Сам по себе такой приём может быть оправдан, и, скажем, в каких-нибудь «28 недель спустя» подобное визуальное погружение в самую гущу событий срабатывает на ура – но такой как бы общечеловеческой, широкими мазками написанной истории, как во «Мгле», больше бы подошёл другой формат, широкоэкранный. Более того, часто мазки Дарабонта оказываются слишком уж широки – хотя история во «Мгле» на первый взгляд радикально отличается от привычных жанровых стереотипов, при ближайшем рассмотрении выясняется, что персонажи её столь же схематичны, сколь и в самом дурацком слэшере, просто схема у Дарабонта чуть более глубокая.
Вместо вопящей блондинки (которую убьют первой), умненькой брюнетки (добьёт маньяка) и смешного приятеля – здравомыслящий мужик, религиозная фанатичка и неказистый на первый взгляд, но несгибаемый мелкий клерк. Каждый действует четко по предложенной схеме – один сохраняет здравомыслие, другая нагнетает апокалипсические настроения, третий регулярно выручает всех в трудную минуту. Сюрприз только один, в самом финале – но и тот, как уже говорилось выше, несколько неоднозначный. В общем, следует сказать так – за бескомпромиссность, дорогой Фрэнк Дарабонт, большое спасибо, а над остальным ещё работать и работать.
Вердикт Кочерыжкина – мрачный, почти нигилистический, но, к несчастью, основательно недоделанный фильм ужасов.
Серж Кочерыжкин

Кинг троицу любит 

«Мгла», которая, кажется, еще в советских журналах именовалась просто повестью «Туман», окутала большинство столичных кинотеатров. Режиссер Фрэнк Дэрабонт («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля») обратился к творчеству Стивена Кинга в третий раз и, кажется, опять не прогадал. Хотя бы потому, что третью по счету экранизацию, сделанную Дэрабонтом, оценят из-за заслуг двух предыдущих. И не только.
Начинается все обычным, но самым неприятным для героев образом: во время невесть откуда взявшегося в тихом пригороде сильнейшего урагана на дом художника Дэвида Дрейтона (Томас Джейн) падает дерево. Второе дерево, покрупнее, в щепки разносит лодочный домик. С озера наползает красивый и внешне безобидный туман. Дэвид берет маленького сына Билли и едет в город за покупками, оставив жену дома. И если на лоне природы ощущение подступающего хаоса слегка размыто акварельными видами, то в городе оно наблюдается очень даже четко. Электричество и мобильная связь не работают. Телефоны молчат. И самое тревожное – имеется повышенная концентрация людей в военной форме. А когда зазвучит сирена и, сопровождаемый клубами уже не такого пасторального, как на озере, тумана, в супермаркет ворвется человек, перепачканный кровью, вот тут, казалось бы, и пора начинать волноваться всерьез. Но, как выясняется в самом конце, бояться нужно было не разноликих чудовищ, протягивающих из мглы свои щупальца, клешни, присоски и прочее. И даже не озверевших от страха людей, которым мерещится конец света. Бояться надо было совсем другого.
Сперва о недостатках, впрочем, весьма условных. Выбор актеров, скажем так, неочевиден. Томас Джейн уже имел непосредственный контакт с плодами воображения Кинга – в «Ловце снов». Более того, ему не единожды приходилось изображать героя, способного, что называется, взять всю ответственность на себя. И у него получается убедительно. Но представьте в этой роли любого другого голливудского актера (профессионального, крепких средних способностей) – и у вас получится не менее убедительно. То же самое касается исполнительницы роли подруги-блондинки Аманды – Лори Холден. Единственный человек, чье хождение во мгле не вызывает никаких нареканий и опросов – Марша Гей Харден. Она играет стервозную миссис Кармоди, буйную фанатичку, помешанную на религии. Из всеми презираемой сумасшедшей она на глазах превращается чуть ли не в помазанницу Божью и обожаемого толпой лидера. Это завораживает почище пауков с зубами.
Да, о пауках, щупальцах и гигантских летающих насекомых. Во-первых, мы уже выяснили, что бояться нужно не их. Во-вторых, - было ли это сделано нарочно, или уж так получилось, - ну не пугает крылатая тварь, срисованная с безымянных монстров «Черной дыры», и все тут. Не убеждают рыхлые толстые конечности неведомого зверя, рвущегося в магазин за бесплатной человечиной. Но все эти мелочи искупаются последними, самыми страшными, минутами фильма.
Автора «Тумана», как, например, и автора «Вторжении похитителей тел», кроме всего прочего, интересовала занятная способность людей в минуту опасности проявлять свои первобытные (читай – худшие с точки зрения современной морали) инстинкты. Люди моментально готовы сбиться в стадо, свою волю и мозги отдать первому попавшемуся красноречивому сумасшедшему, и ради собственного блага пожертвовать не то что слезинкой, а парой литров крови ребенка. Фрэнк Дэрабонт решил, что на эту тему снято и сказано достаточно. А потому основной темой «Мглы» стало не исследование человеческой сущности с утешительными кинговскими выводами (в последних строчках повести прямо говорится о надежде – как на спасение конкретных людей, так и в более общем смысле). В фильме надежды нет в принципе. Есть Рок, Судьба. Кому суждено погибнуть от укуса ядовитой твари, того не пристрелят. Кому суждено спастись – спасется. Что бы ты ни делал, во что бы ты ни верил – твоя жизнь не в твоих руках. Только ужас и беспомощность. Действительно – очень страшно.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#