"Поезд на Юму"
Название фильма: | Поезд на Юму |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | 3:10 to Yuma / Three Ten to Yuma | ||
Жанр: | вестерн | ||
Режиссер: | Джеймс Мэнголд | ||
В ролях: | Расселл Кроу, Кристиан Бэйл, Питер Фонда, Гретхен Мол, Бен Фостер, Алан Тьюдик, Логан Лерман, Винесса Шоу, Бенджамин Петри, Кевин Дюранд, Ленни Лофтин, Люс Рэйнс, Даллас Робертс, Марк Уоллес, Жерар Суон, Крис Браунинг, Джонни Уитворт | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Бескомпромиссный и смертельно опасный главарь банды головорезов, попадает в ловушку. Ему противостоит отчаянный смельчак, поклявшийся передать бандита в руки правосудия, от которого их отделяет лишь один поезд на Юму.
ИД "Коммерсантъ" Как это временами случается с хорошими фильмами, берет он прежде всего своей камерностью. В нем практически нет стрельбы, только в самом начале и самом конце, а основная часть действия разворачивается в помещениях в каком-то богом забытом аризонском захолустье. А самое главное что происходит в этой истории, и вовсе умещается в жалкой комнате, где сидят лицом к лицу измученный многолетней засухой фермер Дэн Эванс (Вэн Хэфлин) и вальяжный главарь банды Бен Уэйд (Гленн Форд), которого тот охраняет, перед тем как посадить в трехчасовой поезд до Юмы, где должно свершиться правосудие. У Дэна не осталось никаких причин его охранять: все остальные хорошие парни разбежались в страхе перед грядущим освободительным рейдом банды Бена, да и сам главарь говорит: "Ты парень хороший, я заплачу вдвое больше, чем тебе предложили за меня, бери деньги и иди с миром". Но Дэн не уходит, сам не понимая, почему долг оказался ему вдруг дороже собственной жизни и возможности спасти семью от несправедливо навалившейся нищеты.
Переделать "Поезд на Юму" на новый лад взялся режиссер Джеймс Мэнголд ("Кейт и Леопольд", "Прерванная жизнь", "Переступить черту"). После долгих раздумий и непростого выбора (на одну из главных ролей в числе прочих сюда набивался Том Круз, но ему в итоге отказали) Мэнголд решил, что в роли злодея никто не заменит Гленна Форда лучше, чем австралиец Рассел Кроу. Идея вполне удачна - даже если просто пересмотреть оригинал "Поезда на Юму", представляя Кроу на месте Форда, не возникает абсолютно никаких негативных эмоций, напротив, начинает казаться, что образ обаятельного злодея ему как мало кому к лицу. Выбор на вторую главную роль не столь очевиден: Кристиан Бэйл несомненно мог бы вполне комфортно чувствовать себя на месте романтика с большой дороги, образ же честного фермера ему подходит не так очевидно. Но в "Поезде на Юму" у Бэйла получилось спрятать ненужный лоск и превратиться в простого парня, который к собственному удивлению оказывается не настолько простым, как сам он думал.
Первоначально "Поезд на Юму" должен был выйти в прокат в октябре, но продюсеры решили перенести его на месяц раньше, чтобы фильм оказался первым среди прочих громких вестерн-релизов нынешней осени. Неожиданный всплеск интереса к жанру обещает обернуться увлекательным соревнованием: вслед за "Поездом на Юму" в прокат должны выйти основанный на реальных событиях конца позапрошлого века фильм "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" с Брэдом Питтом в главной роли и новая картина братьев Коэнов "Старикам здесь не место".
Благой вестерн
ИД "Коммерсантъ"
Чем подобная психологическая диалектика обычно заканчивается, более или менее известно - взаимным перетеканием противоположностей друг в друга, так что заинтересовать зрителя может не содержание разговоров "хорошего" и "плохого" героев, а новое актерское сочетание. В "Поезде на Юму", к счастью, актеры подобраны не с одной лишь мыслью о кассовых показателях. Да и герои думают не только о деньгах, хотя, казалось бы, в суровых условиях Дикого Запада обременять себя моральными принципами не с руки. Персонаж Кристиана Бейла -- аризонский фермер, непротивленец злу насилием, инвалид, потерявший ступню на Гражданской, загнан судьбой в настолько стесненные обстоятельства, что ему уже в общем все равно, как зарабатывать на прокорм семьи. К тому же через его захиревшее ранчо собираются проложить железную дорогу и с намеком убираться подобру-поздорову неизвестные поджигают его коровник, разгоняя скот по пампасам. Так что в общем терять ему нечего, и, когда подворачивается одна стремная халтура -- доставить известного грабителя и головореза (Рассел Кроу) на ближайшую железнодорожную станцию и там погрузить в вагон с решетками на окнах, фермер недолго думая соглашается вместе с несколькими такими же добровольцами.
Компаньоны его, правда, быстро сходят с дистанции: дело в том, что ближайшая железнодорожная станция расположена в трех днях пути, за которые может произойти все, что угодно. Довольно экстремальный отрезок дороги пролегает через земли апачей, куда конвой с преступником въезжает в надежде, что с них тут со всех поснимают скальпы и проблема, успеют ли они на поезд 3.10 на Юму, отпадет сама собой. Однако гораздо опаснее любых краснокожих оказывается сам конвоируемый, которого только очень наивный человек может рассчитывать обезвредить с помощью наручников, по идее его надо было бы, как доктора Лектера, перевозить в клетке и в наморднике и непременно заткнуть рот кляпом, чтобы не разлагал своих морально нетвердых спутников. Герой Рассела Кроу всех видит насквозь и к каждому умеет найти подход, безошибочно определяя больное место, умеет чуть что ввернуть цитату из Священного Писания и вообще ведет себя так, будто это не его везут на верную виселицу, а он сам себе верховный суд и центральный комитет. Порой даже закрадывается мысль, что мужчина нарочно попался в руки правосудия, чтобы с ним немножко поиграть, в полной уверенности, что верные кореша его в итоге все равно отобьют. И разумеется, отбили бы, если бы по пути с героем Рассела Кроу не произошло внутреннее перерождение под влиянием хоть и тихого, но в своем роде не менее упертого персонажа Кристиана Бейла.
По сравнению с фильмом 1957 года нынешний "Поезд на Юму" более озабочен воспитательным воздействием: авторы сильно расширили роль 14-летнего фермерского сына (Логан Лерман), который начитался книжонок про романтических бандитов и категорически не согласен вырасти таким же терпилой, как его отец. Он сбегает из дому, чтобы помочь отцу в его самоубийственной миссии, и оказывается перед выбором между двумя жизненными моделями, из которых та, что опаснее, нравится ему все больше и больше. Окончательно влюбившись в обаятельного злодея, впечатлительный подросток пытается доказать герою Рассела Кроу, что он на самом деле не такой плохой и потому не будет сильно мешать им с папой посадить его на поезд, и, хотя бандит корчит скептические рожи и продолжает бравировать своей отрицательностью, чувствуется, что детские комплименты тронули его бронированное сердце. Увлекшись этой ковбойской педагогикой, авторы фильма немного теряют чувство психологической реальности и допускают в финале моральный перегиб, который на чей-то строгий взгляд, может, и портит в остальном неплохую картину, но с другой стороны, позволяет выйти из зала в просветленной уверенности, что человек по природе своей добр, сколько бы народу он ни перерезал.
Лидия Маслова
Откуда у Кроу рубцовская грусть
Газета.ру
Живущий с семьей на ранчо фермер Дэн Эванс (Кристиан Бейл) влачит грустный быт мыслящей половой тряпки, об которую мало того, что вытирают ноги, так она еще и осознает это. Правительство выплатило унизительные копейки за потерянную в ходе Гражданской войны ступню. Кредиторы грозят отнять за долги финансово перспективную недвижимость (ранчо находится на пути следования строящейся железной дороги, и земля пахнет грядущими деньгами ощутимее, чем знаменитые спорные участки в Южном Бутово). Усталая красавица-жена смотрит без любви, а старший сын с откровенным, натурально как на вошь, презрением. Засуха уничтожила посевы, последних коров норовят увести местные злыдни. В общем все до такой степени плохо, что когда подворачивается вакансия за 200 долларов этапировать на ближайшую железнодорожную станцию популярного в здешних краях преступника Бена Уэйда (Рассел Кроу), Дэн вызывается добровольцем. Самоубийственность мероприятия в том, что клиента как пить дать захотят отбить приспешники.
Нарисовав жене славное будущее: «Коровы разжиреют, и мы будем смотреть на проезжающие мимо паровозы», отчаянный инвалид отправляется в путь.
Ключевых тем в кино не больше, чем нот в музыкальной грамоте, и основу сюжета «Поезда на Юму» составляет хроника развития суровых отношений между двумя мужчинами, имеющими между собой мало общего, но вынужденными по воле неприятных обстоятельств как-то притираться друг к дружке. Расклад знаком нам хоть по «Шрэку», хоть по «Служили два товарища» и очень развит в вестернах. В отличие от чрезвычайно творчески подошедших к процессу дружеской амортизации создателей «Горбатой горы», Джеймс Менголд взял за образец снятый в 1957-м одноименный вестерн, фильм вполне заслуженный, хотя и не заработавший по балам статуса такой очевидной мировой классики, как «Великолепная семерка» или «Однажды на Диком Западе».
В процессе трехдневного конного путешествия до станции для взаимной проверки на вшивость создаются самые благодатные условия.
Известно, что ничто так не пестует чувство локтя, как изматывающие подъемы по горным тропам, посиделки у костра и перестрелки с разбойниками и индейцами. Тогда как возможность для прямых, без обиняков и лишних ушей, разговоров невольно обеспечивают, погибая в пути, остальные конвоиры. Одного из них Уэйд потрошит во время привала за то, что тот прибрал к рукам его наган с распятием на рукоятке и нарочно мешал пленнику спать, попусту мотая нервы издевательской песней «Завтра меня повесят».
Все это – не снимая наручников, что свидетельствует не только о ловкости рук, но и о должной отмороженности нрава.
Обратной, так сказать, стороной медали является обыкновение Уэйда красиво зарисовывать в альбоме то птичку, то обнаженную натуру, рубцовская грусть во взгляде, невольная привычка спасать жизнь приличным людям и язык, подвешенный столь хорошо, что если герой выразительно говорит женщине, что она зеленоглаза, то в это поверит и альбиноска. В общем, когда простодушный фермерский сын заявляет: «Вы же хороший человек», отговорки грабителя типа «Нет, я мерзавец. Сделаешь кому-нибудь добро, и это может войти в привычку, кошмар» звучат не особенно убедительно. Надо ли говорить, что и его поначалу скучный, как всякое смиренное добро, конвоир потихоньку выжимает из себя раба, как ту тряпку, и тоже становится похож на человека.
Бережно относясь к оригиналу, небесталанный режиссер Менголд («Полицейские», «Переступить черту») не прибегает к новомодным глупостям вроде клипового монтажа и переносит на экран жанровые штампы, чуть отряхнув их от пыли, на таком чистом голубом глазу, что кажется, будто эстетика вестерна только вчера как была явлена миру. Одинокие всадники, застывшие на фоне заката среди торчащих из голой земли могильных крестов, производят в должной степени тревожное впечатление, усиленное закадровым гитарным перебором, а шляпа на Кроу смотрится никак не хуже, чем гладиаторский шлем.
Приятные ощущения от происходящего не портит даже в высшей степени педагогический, а потому не больно убедительный финал.
Когда в фильме «Ночной патруль» Марк Бернес сыграл подружившегося с милицией вора в законе с позитивной кличкой «Огонек», советские кинозрители-уголовники приговорили актера к смерти. Так вот, по сравнению с фокусом, который откалывает перед титрами Кроу-Уэйд, проступок героя Бернеса представляется совершеннейшим детским садом.
Сергей Синяков
Быстрый, мертвый, честный
Если уж пиратскому фильму суждено было возродиться, то тем более грешно забывать о вестерне. Режиссер Джеймс Мэнголд уже пробовал себя в жанре романтической сказки («Кейт и Лео»), триллера («Идентификация») и биографической драмы («Пройти по черте»). Причем пробовал более чем удачно. Теперь же он взялся рассказать историю времен Дикого Запада и сделал это, прежде всего, очень красиво, а главное, с видимым почтением к многочисленным первоисточникам. Кстати, первому, оригинальному «Поезду», в котором сыграли Гленн Форд и Ван Хелфин, исполнилось уже 50 лет.
Будут и обязательное ограбление дилижанса, эффектные скачки, массовый поджог декораций, красивые и смелые женщины, «с 50-ти ярдов в зайца», жонглирование револьверами, «тебя повесят», и прочие классические атрибуты. Будет и самое главное – личное противостояние двух колоритных персонажей.
Сравнение с «Быстрым и мертвым» напрашивается уже при виде постеров. Но в «Поезде на Юму» Расселл Кроу играет личность еще более неоднозначную. Бен Уэйд помнит Библию наизусть, отлично рисует и весьма галантен с дамами. При этом на его счету 22 ограбления и бесчисленное количество убийств. Да, еще у него, кажется, есть музыкальный слух, потому что охранника, который не давал ему спать своим мерзким пением, Бен заколол вилкой.
Его противник, Дэн Эванс (Кристиан Бейл), во всю эту историю попал случайно, исключительно благодаря особому свойству оказываться в ненужное время в ненужном месте, а также из-за врожденной честности. Оба эти качества, так необходимые положительному герою, и дальше не позволяют ему пустить дело на самотек. В результате он, бедный фермер, за 200 долларов соглашается конвоировать пойманного преступника. Бен Уэйда нужно посадить на поезд, идущий в неведомую Юму. До станции – пара дней пути. Вокруг апачи, которые уже давно знакомы с огнестрельным оружием, и, что самое неприятное, друзья Бена, которые хотят его отбить. Да и сам Бен не прочь самостоятельно отделаться от своих тюремщиков.
Дорога до станции и занимает большую часть экранного времени. За этот срок между героями возникает что-то вроде «стокгольмского синдрома». Бандит открыто симпатизирует нищему фермеру, который из принципа отказывается от неслыханной суммы денег. Фермер, в свою очередь, понимает, что бандит с кодексом чести – тоже на дороге не валяется. И название «Юма» начинает терять географический смысл, приобретая какое-то новое, метафизическое значение. Возможно, добравшись до этой Юмы, человек получит возможность начать жизнь с начала. Пусть и ненадолго.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Боливар выдержал двоих
«3:10 Поезд на Юму» — отличный вестерн, у которого в барабане на один патрон больше, чем вы ожидаете.
«Бог создал людей разными, а мистер Кольт их всех уравнял» — так гласит известная поговорка. Как выясняется в «3:10 Поезд на Юму», уравнял он их плохо: кто-то стреляет несоразмерно лучше остальных, а кто-то настолько сильная личность, что и револьвер доставать не нужно.
Ветеран гражданской войны, а ныне обычный фермер Дэн Эванс, остро нуждающийся в деньгах, соглашается конвоировать чудом пойманного головореза Бэна Уэйда, прославленного на весь Дикий Запад чередой ограблений, совершенных со своей безумной бандой. Вместе с командой шерифа, Эванс должен сопроводить Уэйда до поезда, идущего в Юму, где его уже ожидает виселица. Сделать это будет предельно сложно: банда Уэйда костьми ляжет, но высвободит своего предводителя, а кроме них конвой ожидают вольные охотники за головами, воинственные индейцы апачи и старые враги Уэйда.
Хотя на этот рискованный шаг Эванса толкнули в первую очередь безнадежность положения семейного дела и финансовые проблемы, вскоре сопровождение Уэйда становится для Дэна настоящим делом чести, поступком, которым он стремится заслужить уважение своего старшего сына Уильяма. Последний находится как раз в том возрасте, когда авторитет отца требует серьезных подтверждений, а дурной пример может заманить на скользкую стезю. Шаг за шагом противостояние Уэйда и Эванса становится глубоко личным, превращаясь в нечто, раскрывающее их характеры с совершенно неожиданной стороны.
Снято, в целом, обыденно. Разве что подвижная камера доминирует. Впрочем, по числу колебаний в минуту ей далеко до камеры в трилогии об агенте Борне, так что не стоит опасаться упустить что-то важное по вине оператора. А вот по вине монтажера — стоит. Вероятно, монтажом занимался сам доктор Франкенштейн: местами уж очень нарочитые склейки мешают не только зрительному, но и правильному восприятию сюжета. Еще один недостаток — отсутствие интонации повествования, в первой половине фильма не хватает промежуточных подведений итогов.
Погружая историю в стилистические рамки вестерна, легко утонуть в густой бутафории этого не терпящего попустительств жанра. Яркая атрибутика вестерна, включающая в себя хрестоматийные одеяния, оружие, здания, поезда и экипажи под неумелой рукой режиссера может легко захватить внимание зрителя, который в итоге упустит психологический контекст происходящего. В этом заключается основная опасность вестерна как жанра (и что парадоксально, в том же заключается и его привлекательность). Для «3:10 Поезд на Юму» спасение является в лице интересных актерских работ.
Расселу Кроу доктор прописал не сниматься в отрицательных ролях, чтобы как можно дольше продержаться в первом эшелоне Голливуда. Сказать по правде, запоминающийся антигерой у Кроу был лишь на заре карьеры — Хендо из австралийских «Скинхедов» был злодеем без малейшего проблеска, и был великолепен в своей ярости. В «3:10 Поезд на Юму» его Бэн Уэйд не психопат, скорее хладнокровный профессионал, положительные черты которого уж очень призрачны: его любовь к рисованию, знание Библии и ностальгические воспоминания о какой-то там дочке моряка не очень уверенно, но все же намекают о неоднозначности этого вроде бы отрицательного персонажа. Рассел Кроу сыграл как всегда отлично, сдержанно и без пафоса: не даром ему уже прочат «Оскара» за эту роль.
Дэна Эванса сыграла несправедливо долго восходящая звезда Кристиан Бейл. Этот актер обладает уникальным даром растворяться в полотне картины, как бы становясь частью экспозиции, при этом, не теряя своей индивидуальности. Как оказалось, в вестерне Бейл растворился как кубик сахара в горячем чае. Лучшего результата и быть не могло: став частью пространства фильма, своей убедительной игрой он заставляет поверить в реалистичность всего фильма в целом. Наблюдать за игрой Кроу и Бэйла одно удовольствие, в этом вестерне могло быть ни одного выстрела, но он остался бы столь же напряженным благодаря этим двум актерам.
Однако главное достоинство «3:10 Поезд на Юму» — это великолепная концовка, рассказывать о которой — вероломство. Все-таки очень приятно, когда фильм, блеснув хорошими актерскими работами, стройным сюжетом и бодрым экшеном, достает из рукава еще один туз, который может даже побьет все мелькавшие до этого карты.
Константин Волков, Киноанонс