"Огни Варьете"
Название фильма: | Огни Варьете |
|
|
Страна-производитель: | Италия | ||
Английский: | Luci Del Varieta / Variety Lights | ||
Жанр: | комедия / трагедия | ||
Режиссер: | Федерико Феллини, Альберто Латтуада | ||
В ролях: | Пеппино де Фелиппе, Карла дель Поджио, Джульетта Мазина, Джон Китцмиллер, Данте | ||
Год выпуска: | 1951 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Первый фильм Феллини, участие которого быстро вышло за пределы обязанностей сценариста и ассистента режиссера А.Латтуада: "Огни варьете" я задумал и почувствовал как свой собственный фильм. В нем были воспоминания, подлинные и придуманные, о тех временах, когда я разъезжал по Италии с группой эстрадных артистов. Это были первые кинозарисовки той итальянской провинции, которую я увидел когда-то из окон вагона третьего класса или из-за кулис жалких театриков в крошечных селениях, расположенных высоко в горах или тонувших в густой зелени долин", - рассказывал впоследствии классик. Смех и печаль, неиссякаемая любовь к жизни, а равно многие положения и типажи - совершенно феллиниевские, мало изменившиеся в дальнейшем его творчестве.
"Огни варьете" - комическая, музыкальная и немножко сентиментальная история о провинциальной труппе, кочующей по итальянским местечкам и кое-как перебивающейся с хлеба на воду. Артисты из них, за исключением подруги главного героя (эту роль второго плана замечательно исполняет жена Феллини, в дальнейшем его постоянная актриса и муза - Джульетта Мазина), стареющего бабника, воображающего себя режиссером, антрепренером и творческим лидером звездного ансамбля, никакие. Впрочем, и публика, перед которой они выступают в протекающих сараях, очевидно нетребовательная. В труппе есть и фокусники, и акробаты, но зритель приветствует только толстозадый кордебалет, в который всеми силами пытается проникнуть с улицы длинноногая, темноволосая и совершенно бездарная красотка. Однажды ей это удается, и, на первом же выступлении неожиданного потеряв юбку, она срывает овации. Сделавшись поэтому примой и совратив главного героя, она тащит труппу в столичный город, где надеется найти богатого покровителя, который поможет ей пробиться в звезды. Красотка своего добивается, оставляя на бобах и влюбленного в нее героя, и принявшую ее в свои ряды труппу комедиантов...
Картина сделала важное дело - приучила зрителя к необычной для неореализма эстетике яркого автора, не вписывающегося в каноны школы, к его своеобразному юмору, оттеняющему (точнее противопоставленному сознательно) общую, очень даже серьезную, тематику кинематографа великого Федерико. Он, собственно, потому и велик, что способен был засмеяться (и рассмешить нас) в самый неподходящий момент. Или, наоборот, - увидеть и показать в смешном трагическое. Жаль нам, или не жаль лысоватого бабника, безнадежно увлекшегося настырной красоткой. Сначала - нет, потом, когда всё у него вываливается из рук, - жаль. Так - жалостью - и закончил бы картину любой другой режиссер. Только не Феллини. И нам - что, уже не жаль героя, вновь "сделавшего стойку" в сторону очередной красотки, мгновенно забыв о рядом сидящей и все простившей жене? Да нет, жаль, но вместе с тем - вместе с ним - и мы, пожалуй, тоже "стойку делаем", ведь жизнь продолжается. Жизнь, как бы ни была она трудна и печальна, все-таки прекрасна.
Дорога жизни-судьбы с самого начала становится главной темой режиссера. И этой теме, по сути своей трагикомической, как трагикомична наша жизнь со всеми ее "трудами и днями" добывания на хлеб насущный, "ужимками и прыжками" бесконечных влюбленностей, обретениями и утратами, смехом и слезами и смехом сквозь слезы, - теме этой останется Феллини верным на всем протяжении своей Дороги - великолепного и великого творческого пути, начавшегося в варьете и там же, в общем-то, и завершившегося.