"Яр"
Название фильма: | Яр |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Яр | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Марина Разбежкина | ||
В ролях: | Михаил Евланов, Полина Филоненко, Сергей Гамов, Светлана Обидина | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Яр - это место, с которым герои истории не могут расстаться. Если уйдут, - погибнут. Единственный, кто хочет вырваться из Яра, - Карев, который не просто хочет уйти, а пытается определиться как независимая личность. Но его уход становится причиной гибели дорогих ему людей, его возлюбленной Липы, которую невозможно "вырубить" из Яра - корни держат. Рассказав историю Карева, который, безусловно, альтер эго самого поэта, Есенин прошел, как нож, по корневым вопросам русской культуры: православие, самодержавие, народность, семья. Тема: право на свободный выбор, сделанный маленьким человеком, слабым и совсем не безупречным. «Яр» — во многом автобиографическая повесть, в ней Есенин пишет о себе, о своей жизни, гениально предсказав свой ранний трагический конец. В герое «Яра» есть все то, что мучительно переживал Есенин: разрыв со своими корнями, что было необходимо для его движения вперед, что одновременно привело и к гибели. Вот эта тема становления личности в России, которая стремится сегодня к новому, а это, конечно же, не может произойти без ломки старых прежних устоев, очень актуальна", — сказала Раббежкина.
Это непривычное кино, мутное, медленное, не сегодняшнее. Экранизация повести Есенина, да еще про русскую деревню, да еще с обрядовыми песнями и дикими непонятными страстями – не то экскурсия по «загадочной русской душе», не то звериный лик православия-народности. «Яр» – тихий темный омут, в котором нет смысла искать логических связей и реалистичности. Если ты в омут попал, тебе уже не до логики, тебе не выбраться. Если не попал – какая разница, кто там и почему умирает, кто и почему убивает, у кого под сердцем ребенок, а у кого под сердцем сам Яр, и вытравить этот Яр можно только с собственной душой вместе. Какая разница, что там светится у персонажей в крови, и почему Карев пытается порвать со своими корнями. Он бросает свою нелюбимую жену, беременную чужим ребенком. Карева считают умершим, и отныне все, чьи жизни он хоть чуть-чуть задевает, тоже умирают страшной смертью. «Яр» – сродни народным обрядам: современный человек ничего в нем не поймет, но если примет эту чуждую поэтику, сможет что-то прочувствовать. Показом обряда – обряда опахивания, призванного остановить падеж скота, – фильм (в отличие от повести) и начинается: простоволосые нагие старухи и девушки бредут по полю в тумане. Если они встретят кого-нибудь, они путника убьют. Современный человек увидит в этом обряде только голых баб; языческие боги понимали, что это хороший способ выгнать из деревни Коровью Смерть. Есенинская повесть «Яр» – крайне странный сегодня выбор для экранизации. Диалектизмы, непонятная одержимость героев, чужая, давно ушедшая жизнь, размытый и неактуальный сюжет, все эти брошенные женщины, умирающие мужики, кугукающие совы. Единственный, наверное, режиссер, который сегодня мог сделать из этой повести не умильно-сериальный лубок и не православно-деревенский глянец – это Марина Разбежкина, пришедшая в художественное кино из документального. К тому же филолог и фольклорист. Если судить по двум ее художественным фильмам, «Времени жатвы» и «Яру», она строит свое кино не по канонам классических художественных фильмов. Разбежкина слушает реальность. Не копается в людях и их психологии, не выстраивает мир вокруг человека, а помещает человека в мир и наблюдает, как он там тонет. Не зря оператор Ирина Уральская (она работала у Разбежкиной и на «Времени жатвы») снимает природу лучше, чем людей: дождь у нее сверкает каждой каплей, вода затягивает, а люди просто барахтаются в этом природном киселе, оказываясь чуть ли не духами лесов, мельниц, озер, деревень. «Яр» – языческое кино. Это кино о природе смерти, о том, как засыхает трава, о том, что выбраться из омута, из привычного круговорота, невозможно. Но можно хотя бы попытаться. И в общем экранизация получилась идеальная: не следующая в точности сюжету повести, но передающая ее отчаяние. Есенин писал о человеке, пытающемся уйти от своих корней. То есть, в сущности, о себе: уехав из деревни в город, он так и остался «певцом берез». Разбежкина в «Яре» во второй раз фактически пытается уйти от своих корней: документалист, она снимает игровое кино. И никуда от документалистики деться не может. Да и не хочет.