Описание фильма

"Вожделение"   

Название фильма: Вожделение
Вожделение
Страна-производитель: США
Английский: Se jie / Lust, Caution
Жанр: драма / мелодрама / триллер / военный
Режиссер: Энг Ли
В ролях: Тони Люн Чиу Вай, Вей Тан, Джоан Чен, Чи-йин Чу, Анупам Кхер, Ли-Хом Ван, Джонсон Юэн
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Шанхай. Влиятельный политический деятель Мистер Йи безумно влюбляется в Ванг, подругу своей молодой жены. Отношения их настолько нежны и трепетны, что обычно осторожный Йи даже не подозревает, что Ванг — вовсе не та, за кого себя выдает! С каждым днем порочная связь заходит все дальше, а страсть становится все сильнее, и теперь уже невозможно остановиться...

Пустяки побеждают все
Газета.ру

Прошлый век, рубеж сороковых. Шанхай периода японской оккупации. Русские эмигранты, распродав последние бриллианты, выстаивают очередь за хлебной пайкой под вывеской салона «Сибирские меха». Официанты в кофейнях говорят на безупречном английском. В городском иллюзионе дают «Грошовую оперу» с Кэри Грантом. Где-то поблизости заседает на японских штыках коллаборационистское правительство. В доме приспешника оккупантов и начальника тайной полиции господина Йи супруги министров-коллаборационистов режутся в маджонг, обсуждая русские бриллианты и цены на аспирин и сахар. Господин Йи (Тони Люн) заглядывает к дамам, чтобы обменяться сладострастными взглядами с миссис Ван (Вей Тан) – подружкой своей жены. Он не знает, что женщина, с которой на секретных квартирах он принимает позы кама-сутры (из-за них «Вожделение» не поедет в следующем году на юбилейный «Оскар»), состоит в подпольной национально-освободительной ячейке, вынесшей ему смертный приговор.
А все так волшебно начиналось четыре года назад в Гонконге…
И фильм действительно начинается заново в Гонконге, хотя удали режиссер гонконгскую часть за скобки, и шанхайской хватило бы часа на полтора. Энг Ли, режиссер и так чрезвычайно обстоятельный, показал на этот раз, что три часа хоть и не вечность, но затолкать в них можно очень-очень много, если делать это не спеша. Если в кадр вносят чай, можно быть уверенным, что вносят не для галочки: не знаем, как там у других, но у господина Ли принято допивать этот чай по-настоящему. Когда играют в маджонг, лучше справиться о правилах заранее, а не пялиться в фишки дураком. Раз студенты-беженцы поставили в Гонконге патриотическую пьесу, будет плохо не присоединиться к финальной продолжительной овации, раз и пьесу нам показали целиком. В общем, даже кадров из «Грошовой оперы» набирается в общей сложности где-то на треть американского оригинала, и будет не лишним узнать в свободное от «Вожделения» время, чем там с Грантом у них все это дело кончилось.
Китайский чай, вечный маджонг, мерцающая на экране голливудская киноклассика, обстоятельная сцена у закройщика с примеркой нового костюма для господина Йи – чем больше Энг Ли донимает нас такими пустяками, тем в более человеческое измерение растягивается реальное историческое время.
Те самые «прошлый век» и «рубеж сороковых», когда в грузовики складировали штабелями умерших от голода, а предатели расстреливали патриотов по темницам. Прогоните, однако, пустяки – придется прогнать и совершенно фантастического Тони Люна, который в «Вожделении» выглядит все тем же грустным Пьеро, что и «Любовном настроении», так же трагически закуривает и носит те же безупречные костюмы. Сэкономьте на чае, запретите маджонг, отмените закройщика – и завянет миссис Ван, став банальной подпольщицей а-ля китайская «Молодая гвардия», которая глупейшим образом провалила ответственную операцию, заглядевшись на русские бриллианты.
То, что пустяки перевешивают любое время, порождая вожделение, с которым можно ощущать себя, наконец, людьми вместо подпольщиков и коллаборационистов, Энг Ли нам без малого три часа и демонстрирует. Наверное, именно за это ему дали приз на последнем Венецианском фестивале, а не потому, что заговорщик Чжан Имоу пробрался в председатели жюри. И так убедительно ведь демонстрирует, что, право, стоит потратить три часа на такие пустяки.
Иван Куликов

Китайский связной
Русский Newsweek

Уроженец Тайваня Энг Ли, чей новейший фильм «Вожделение» выходит у нас 15 ноября, умудрился завоевать репутацию режиссера, фильмы которого (в основном сделанные в Голливуде) надо смотреть обязательно. Как не смотреть, если каждый из них берет главные мировые кинопризы. Вот и «Вожделение» принесло Ли «Золотого льва» Венецианского фестиваля - уже, кстати, второго. Фильм сразу сравнили с такой провокативной классикой, как «Последнее танго в Париже» и «Ночной портье». Посмотрев его, понимаешь, что сравнения верны. Надо только добавить, что это «Ночной портье» пополам с «Молодой гвардией». Если кто уже забыл либо не знает - это наша подпольная комсомольская организация, сражавшаяся с фашистами в оккупированном городе Краснодоне. Ее героический подвиг воспел в одноименном романе Александр Фадеев.
Сюжет «Вожделения» (в оригинале фильм называется по-восточному причудливо - Lust, Caution, т. е. «Вожделение, осторожность») в противоречиях и неразрывной связи любви и ненависти, долга и мешающей ему страсти. Во время Второй мировой, когда Япония оккупировала Китай, самозарождается подпольная организация молодежи, которая ставит целью уничтожение коллаборационистов высокого ранга. Организация «Молодая гвардия» тоже, помнится, зарождалась самостоятельно, впрочем, скоро мудрую опеку над ней взяла партия. Китайские молодогвардейцы повторяют этот путь - их дилетантские действия направляют в нужное русло умудренные возрастом подпольщики.
Сначала организация действует в богатом Гонконге, потом перебирается в Шанхай, окончательно ставший во время оккупации городом контрастов. С одной стороны - трупы на улицах (люди умирают от голода и болезней), грязные улицы с дешевыми проститутками европейской внешности и длинные очереди за горсткой риса по талонам. С другой - фешенебельные кварталы с кинотеатрами, в которых крутят голливудское кино (правда, прерываемое японской пропагандистской кинохроникой). Особенно хорошо живут семьи коллаборационистов. Наши «молодогварцейцы» охотятся за одним из них - министром тайной полиции, беспощадным истребителем Сопротивления, который любит лично допрашивать и пытать его участников. Поскольку у министра охрана и так просто до него не добраться, к нему подсылают комсомолку-красавицу. Задача - усыпить бдительность министра, уложив его в постель. Чтобы в постели девушка чувствовала себя привычно, ее делают женщиной (один из самых, извините, забавных моментов фильма) и пытаются кое-чему обучить - при помощи единственного молодогвардейца, который имеет опыт интимных контактов. Судя по его постельному поведению - относительный.
Тут-то и отличия «Молодой гвардии» Энга Ли от романа Фадеева. У Ли - не патриотическая песнь о героизме, а эротический триллер, причем очень-очень красивый. Это, конечно, все равно отчасти «Молодая гвардия», но с такими откровенными сексуальными сценами, какие на китайской почве не производились никогда (ведь, как растолковано в официальных комментариях к фильму, для китайцев табу - даже тема женской сексуальности), да и в остальном мировом кино редки. Полное ощущение, будто актеры на съемочной площадке занимались этим натурально. Притом что главную мужскую роль играет не кто-то неизвестный, а суперзвезда, актер Джона Ву, Вонга Кар-вая и Чжана Имоу - Тони Леюн.
Ситуация, когда подпольщица ради священной борьбы ложится в постель с гестаповцем, заставляет вспомнить о недавнем ударном фильме Пауля Верхувена «Черная книга». Но неприкрытость сцен гораздо сильнее напоминает о другом фильме про роман фашиста с антифашисткой - «Ночном портье» Лилианы Кавани. Тем более что и по своим идеям «Вожделение» этому фильму - отдаленный родственник.
Речь ведь не просто о любовной связи, а о противоестественной. Что может быть противоестественнее, чем сексуальная связь с человеком, которого тебе надо подставить, чтобы его убили? Связь изначально извращенная и с его стороны. Он - явно со сдвигом. Лаская ее, сладострастно рассказывает о натуралистических подробностях недавних пыток. Первый их постельный контакт - и вовсе из области садо-мазо: он ее избивает, связывает, насилует и уходит. Но когда камера после этого показывает ее лицо - она не то чтобы недовольна. Короче, как и у Кавани, болезненная связь палача и жертвы, хозяина и рабыни, в какой-то момент приобретающая такой характер, что это уже большая взаимная любовь. С той лишь разницей, что у Энга Ли не понятно, кто в какой момент палач, а кто - жертва. Ведь это она его обманывает. Это она - выслеживающая его охотница. Как во всяком хорошем триллере, развязка будет непредвиденной.
Другая особенность фильма, отличающая его от классических патриотических «молодых гвардий», каких много в кино и литературе разных стран, шокирующе кровавый эпизод убийства предателя из около-своих. В «молодых гвардиях» всегда убивают предателей, но не так. И сцены эти никогда не выставляют молодогвардейцев в столь странном свете.
Тут, надо заметить, одна из постоянных тем Энга Ли. Сформулируем ее так: гадости войны - и молодость. Его «Гонки с дьяволом» (вышедшие у нас на DVD под неуклюжим названием «Погоня с дьяволом») были про то, что во время войны мальчики становятся суровыми мачо, способными убивать и терпеть боль, до того как становятся мужчинами. Сбрей с такого мачо суровую бороду - пацан пацаном, краснеющий при виде девочек. В «Вожделении» Энг Ли подходит к той же теме с другой стороны: его молодогвардейцы идут на убийство, хотя убивать не умеют. Поэтому процесс убийства становится совсем уже омерзительно жестоким - и для них, и для их жертвы.
Сам факт, что у Энга Ли есть некие постоянные темы, искренне изумляет. Энг Ли - тип художника новых времен, чья одаренность безусловно уникальна, но при этом воспринимается как ярчайший символ усредненности современного искусства. Энг Ли как никто способен на тематическую и стилистическую мимикрию.
Первая, тогда еще тайваньская, картина Энга Ли «Свадебный банкет» (1992 г.) была про гомосексуалистов (режиссер рассчитывал на скандальный успех - и не прогадал, получив и главный приз Берлина, и широкое международное признание). Прошло, однако, пару лет, и оказалось, что Ли в силах погрузиться в совсем иную тему - незнакомую ему Англию XIX в.: именно он, уже в Голливуде, сделал знаменитый фильм «Разум и чувства» по роману Джейн Остин. Потом - в «Ледяном урагане» - убедительно воссоздал далекую от него провинциальную Америку 1970-х, куда только что докатилась сексуальная революция. (На самом-то деле он жил в Америке с ранних 1980-х. Но все равно это же другая страна и другое время! Может ли молодой режиссер-москвич реконструировать быт нашей провинции 1970-х годов? А ведь это не в пример легче!)
Дальше все шло по нарастающей. Уже упомянутые «Гонки с дьяволом» - о Гражданской войне в Америке 1861–1865 гг. (попробовал бы кто из голливудцев сделать незавиральную картину о родном для Энга Ли Тайване XIX в.!). Но Энг Ли не успокоился. Именно он сначала снял «Крадущегося тигра, невидимого дракона», навязав миру моду на китайские псевдоисторические кун-фу-сказки. А затем оказался и настолько рисков, чтобы соорудить первый в истории гей-фильм про ковбоев - тоже знаменитую «Горбатую гору».
При этом все фильмы Энга Ли становятся фестивальными, а зачастую и «оскаровскими» хитами. Режиссеру, не имеющему ни своей эстетики, ни своей фирменной темы, осталось получить «Оскар» за лучший фильм года и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, чтобы оказаться абсолютным чемпионом всех времен по количеству кинонаград.
Юрий Гладильщиков

Полюбишь и врага
ИД "Коммерсантъ"

Сразу скажу, что поначалу относился к Энгу Ли с каким-то подозрением - с первого его громкого фильма "Свадебный банкет". Про то, как китайцы родители едут навестить сына в Америку в надежде с помпой отыграть его свадьбу, а вместо этого обнаруживают, что парень-то живет с бойфрендом. История настолько напоминала анекдот, что награждение фильма берлинским "Золотым медведем" казалось данью конъюнктуре политкорректности. Прошло всего три года, как везучему Энгу Ли обломился второй золотой мишка - за костюмную мелодраму "Разум и чувство". Почему этнический китаец экранизирует романы Джейн Остин, выглядело так же загадочно, как и то, что жюри признало этот продукт мультикультурализма эталонным и актуальным. Режиссер даже не приехал получить награду: видимо, "медведи" стали для него рутиной.
Теперь аналогичная участь постигла "Золотых львов". С перерывом всего в два года Энг Ли увозит из Венеции львиные статуэтки - сначала за "Горбатую гору", потом за "Вожделение". Но эти фильмы нравятся мне гораздо больше. А еще больше - снятая режиссером в промежутке и награжденная четырьмя "Оскарами" авантюрная сказка "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", в которой было что-то волшебное и нерукотворное. Постепенно стало ясно, что дитя нескольких культур, отпетый постмодернист Энг Ли с равной легкостью умеет воспроизводить на экране и восточные боевые искусства, и быт британской аристократии, и нравы американской глубинки 1970-х годов, потревоженной в своих основах только что пронесшейся сексуальной революцией (фильм "Ледяной ураган"). За что ни возьмется, все превращает в золото. На сей раз он решил промыть для золотодобычи китайскую историю середины прошлого века.
"Вожделение" в оригинале называется "Lust, Caution", что означает "Вожделение, осторожность". Кто-то предложил варианты "Осторожно, похоть" и "Вожделение, предосторожность", как будто бы речь шла о пользе презервативов. На самом деле режиссер предлагает почти что судьбоносное высказывание. Дело происходит в годы японской оккупации. Герои фильма - студенты-патриоты, ставящие в театре духоподъемный спектакль, мечтают о более серьезном вкладе в борьбу с врагом. Их лидер режиссер Куан Ю (Вонг Ли Хом) хочет заманить в ловушку министра-коллаборациониста Йи (культовый актер китайского кино Тони Люн), известного своей феноменальной осторожностью: он никогда не заходит в темные помещения, будь то квартира или кинозал.
Прекрасная Вон Цзяжи, киноманка, поклонница Хичкока и Ингрид Бергман (ее играет дебютантка с большим будущим Тан Вей), получает задание влюбить в себя министра. Влюбить, чтобы убить. Между тем девушка неравнодушна к режиссеру, по совместительству руководителю подпольной группы, однако тот не отвлекается от борьбы и вполне готов пожертвовать ради идеи честью девушки, а то и ею самой. Вон Чзяжи чувствует себя никому не нужной, даже родной отец бросил ее и сбежал в Англию. И тогда она целиком отдается игре в кошки-мышки с министром - инфернальной игре не на жизнь, а на смерть. Причем смерть грозит не тому, кто слабее по части конспирации, а тому, кто меньше способен сопротивляться взаимной страсти, охватившей любовников-игроков.
На фоне героической драмы сопротивления а-ля "Молодая гвардия" и шпионско-конспиративного триллера разыгрывается триллер эротический - в духе "Ночного портье". Подпольщики-идеалисты подсознательно страдают мазохизмом, а жертвы испытывают странное влечение к своим палачам. В конце концов фильм вырастает в трагическую историю невозможной любви, по сути, повторяя сюжет "Горбатой горы", только в гетеросексуальном варианте. Любовные сцены "Вожделения" откровенны по любым меркам и в Америке уже вызвали цензурные проблемы. Хотя, следуя азиатской традиции, режиссер не показывает половые органы и (особенно жесткое табу) лобковые волосы, он нарушает два других правила. Секс играет роль не дизайна, а саспенса, он драматургически держит историю и к тому же показан через восприятие женщины, а это настоящая революция в китайском кино, не имеющего в сфере женской сексопсихологии особых достижений - не в пример соседям японцам.
Впрочем, сам Энг Ли в отличие от критиков предпочитает сравнивать свой фильм не с "Империей страсти" и "Последним танго в Париже", а с невиннейшей "Касабланкой". Проявляя природную скромность, этот милый человек посвятил "Вожделение" Ингмару Бергману. И, поразмыслив, понимаешь почему. Шведский мэтр умел шокировать, но в историю кино вошел как классик, а не как авангардист. Энг Ли в новой культурной ситуации пытается повторить этот путь. За его провокациями проглядывает вполне традиционная, бытописательская основа: недаром Айлин Чан, автора рассказа, положенного в основу фильма, называют китайской Джейн Остин, гениально передавшей стиль жизни старого Шанхая, его обычаи и нравы. И вполне вероятно, что в историю кино "Вожделение" войдет не смелостью сексуальных сцен, а как фильм, где изысканно одетые женщины рекордно долго играют в маджонг - любимую игру шанхайских домохозяек.
Андрей Плахов

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#