Описание фильма

"Без цензуры / Отредактировано "   

Название фильма: Без цензуры / Отредактировано
Без цензуры / Отредактировано
Страна-производитель: США
Английский: Redacted
Жанр: военный
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Франсуа Кайо, Патрик Кэрролл, Роб Дивэйни, Иззи Диаз, Майк Фигероа, Тай Джонс, Пол О'Брайен, Кел О'Нилл, Эбигэйл Сэвидж, Дэниэл Стюарт Шерман
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

"Без цензуры" — это потрясающая до глубины души история группы Американских солдат, заброшенных в Ирак. Это обнаженная правда о главной жертве войны. Фильм заставляет нас подвергнуть сомнению свое восприятие и представление о событиях, происходящих в мире. Это новый взгляд, срывающий маску с нечеловеческого лица войны.

Война Вьетнама и Ирака
Газета.ру

Известно, что голливудское кино – не просто индустрия развлечения, но и коллективное бессознательное плюс психоаналитик в одном флаконе. В фильмах Америка честно прорабатывает свои внутренние проблемы и рефлексирует над бедами и заботами. И если несколько десятков лет назад одной из сквозных тем, всплывавшей в каждом втором фильме в том или ином виде – иносказательно или всего лишь в качестве проходной реплики, – была Вьетнамская война, то теперь эту нишу занял Ирак. Американский прокат заполнили фильмы про иракскую войну или, в более общем смысле, военные конфликты на Ближнем Востоке: «Королевство», «Львы для ягнят», «В долине Эла». Не остался вдали от тренда и Брайан де Пальма, снявший «Отредактировано».
Впрочем, для де Пальмы – блестящего стилиста (последний его фильм «Черная орхидея» был снят под нуар), тема Ирака становится не только поводом поморализаторствовать, но и художественным экспериментом.
События картины повторяют сюжет фильма того же де Пальмы «Военные потери» 1989 года, в котором рассказывается об изнасиловании и убийстве мирной девушки американскими солдатами во время войны во Вьетнаме. В «Отредактировано» все то же самое происходит в Ираке. Фильм моментально обрел статус скандального, главным образом потому, что снят по реальным событиям. Впрочем, подобную историю легко найти на каждой войне – не нужно далеко ходить за примером, достаточно вспомнить войну в Чечне. С Будановым у героев де Пальмы разница лишь в том, что про них сделан фильм, а кино про Буданова у нас не сняли, да и, учитывая общий курс, вряд ли когда-нибудь снимут.
«Отредактировано» сделан в стилистике документального кино – он якобы склеен из реальных пленок, которые снимают в Ираке журналисты, американские солдаты, камеры наблюдения, и из роликов с YouTube или иракских сайтов – некоторые из которых, к слову, вполне натуральные. В фильме нет ни одного знакомого лица – на роли специально подобраны малоизвестные актеры; камера дрожит; солнце жарит; солдаты сходят с ума от жары, скуки и страха и болтают о малоинтересных мелочах – в общем, аутентичность и вправду зашкаливает.
Всем этим, как не без пафоса заявляет де Пальма в интервью, он старается показать ту самую неподдельную правду жизни – то, что действительно происходит в Ираке, а не то, что показывают в кино или по телевидению.
Порою легким движением руки «Отредактировано» из фильма про Ирак вдруг превращается в фильм про журналистику, степень журналистской ответственности и позицию невмешательства в происходящее (примерно о том же, к слову, был другой фильм де Пальмы – «Прокол» с Джоном Траволтой). Один из главных героев «Отредактировано» – американский солдат Анжело Салазар. Он, смеясь, шутя и приговаривая, что покажет всем, что тут на самом деле творится, снимает на камеру все подряд – бредни сослуживцев, как они напиваются и играют в карты, как во время ночного рейда солдаты расстреливают иракскую семью и насилуют пятнадцатилетнюю девушку. Сам Салазар остается в стороне – он не участвует в бесчинствах коллег, но все аккуратно записывает на пленку, не сделав попытки ни образумить зачинщиков, ни донести начальству.
Все, что говорит де Пальма в «Отредактировано» о жестокости войны и о жестокости журналистской профессии, чрезвычайно разумно и правильно, и под каждым словом режиссера можно было бы подписаться, если б не одно «но». Столь скрупулезно и любовно реконструируя документальную стилистику, де Пальма невольно уподобляется своему герою Анжело Салазару, для которого процесс съемки гораздо интереснее, чем та действительность, о которой он, собственно, и рассказывает.
Дарья Горячева

Гражданская позиция при подделке документов
Газета

Сегодня сразу в нескольких московских кинотеатрах появилась картина американского режиссера Брайана де Пальмы "Без цензуры". Интересно, что ее оригинальное название звучит противоположно по смыслу: "Redacted", то есть "Отредактировано". Темой фильма стала иракская военная кампания и всевозможные средства ее освещения, от журналистских сюжетов до интернет-блогов участников событий. Тут и любительская съемка рядовых армии США, где солдаты расправляются с мирным населением, и якобы скачанные с арабских сайтов видеоролики, где боевики-террористы похищают и отрезают головы американским военным. Весь псевдодокументальный материал Брайан де Пальма изобрел и отснял сам с нанятыми актерами, хотя и на основе реальных событий. Режиссер, упомянув с экрана о том, как подвергаются цензуре солдатские письма и журналистские расследования, тоже корректирует имеющиеся у него данные и заменяет реальные имена вымышленными.
От конкретики пришлось отказаться, чтобы авторов фильма не затаскали по судам. Но имитация де Пальме вполне удалась. Ролики из интернета смотрятся пугающе достоверно, а съемка на дешевую "цифру", которую ведет бравый солдатик, докучая однополчанам, временами скачет, зернится и расплывается, как настоящее непрофессиональное видео. Вопиющий случай, положенный в основу сюжета, тоже взят из реальности. Группа американских бойцов наведалась как-то ночью в иракский домишко, откуда накануне забрали в тюрьму главу семейства. Там была замечена привлекательная дочка 14 лет. Девушку изнасиловали, потом убили, потом изничтожили всю остальную семью со стариками и малышней. Дом подожгли, и когда главу семейства отпустили из тюрьмы, возвращаться ему было уже некуда. В американских военных кругах даже провели расследование инцидента, но как-то по-тихому. Рядовой, заснявший часть преступления товарищей на камеру, был главным свидетелем.
Из фильма вполне ясно, что описанный случай не единичен и мирные (по крайней мере, ни в чем противозаконном не замеченные) граждане в Ираке гибнут отнюдь не только от взрывов, устраиваемых террористами.
Брайан де Пальма, похоже, уловил простую истину о том, что ситуация с военным присутствием на чужой территории – тупиковая. И что пребывание в Ираке в камуфляже и хаки отчего-то срывает крышу обычным американским парням, которых прежде никто не заподозрил бы в антигуманности.
Режиссер не скрывает цели: его псевдодокументальные кадры из Ирака должны произвести на общественность то же действие, какое в свое время произвели свидетельства об ужасах войны во Вьетнаме.
К сожалению, пока что наибольший эффект фильм "Без цензуры" произвел на тех, кто и раньше обо всем увиденном догадывался, - на критиков и аудиторию Венецианского фестиваля, где де Пальме вручили "Серебряного льва" за режиссуру. Причем едва ли не больше, чем гражданскую позицию автора, критики оценили его мастерство в использовании разнообразной съемочной техники, монтаже и стилизации под документалистику. Способ изложения, избранный для фильма Брайаном де Пальмой, заставляет, впрочем, задуматься не только о том, насколько достоверные сведения из Ирака мы (или американцы) получаем из реальных СМИ, но и о том, что даже после цензурирования в открытом доступе полно материалов, после которых ни за что не станешь выступать за иракскую военную операцию. Но находящиеся далеко от Багдада люди не стремятся узнать подробности происходящего там: и правда, к чему расстраиваться?
Екатерина Чен

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#