"Пасечник / Пчеловод"
Название фильма: | Пасечник / Пчеловод |
|
|
Страна-производитель: | Франция-Греция-Италия | ||
Английский: | O Melissokomos / The Beekeeper | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Тео Ангелопулос | ||
В ролях: | Марчелло Мастроянни, Надя Мурузи, Дженни Руссеа, Серж Реджани | ||
Год выпуска: | 1986 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Одиссея опустошенного стареющего человека. Действие происходит большей частью в дождь, вечером, на бензозаправках или в дешевых отелях. Спирос (М. Мастроянни) бросает работу в школе, жену и отправляется в путь со своими ульями. По дороге к нему присоединяется девушка (Н. Мурузи), которая мало того, что ест и пьет за его счет, но однажды даже использует его комнату, чтобы поразвлечься с проезжим военным. Спирос остается безучастным ко всему, ни на что не жалуется и в итоге добровольно умирает от укуса пчелы.
Еще:
Спирос (М.Мастроянни), школьный учитель и сын пчеловода, в день свадьбы своей дочери (к которой, по-видимому, он испытывает не только отцовские чувства, хоть это и не произносится явно), оказавшись перед перспективой старения в опустевшем доме, бросает жену, работу, дом и возвращается к профессии отца и деда, отправляясь в грузовике с ульями через всю страну к городу, в котором он родился, по традиционному маршруту пасечника – «в погоню за цветами», дающими наилучший мёд. Как пчела, возвращающаяся к улью после поиска пищи, он встречается со старыми друзьями и прошлым, в прошлом пытаясь отыскать ниточки, способные примирить его с настоящим.
В какой-то момент он подбирает путешествующую автостопом беззаботную девицу, олицетворяющую собой новое поколение, не отягощённое памятью и прошлым. Вначале она преследует его, а он остаётся молчаливо-безразличным, потом он вдруг становится одержимым ею, хоть и не может быть ни физической, ни эмоциональной связи между этими людьми из различных миров. Для него прошлое – всё, для неё – существует лишь настоящее, для обоих нет будущего. По словам Ангелопулоса, это – конфликт между памятью и отсутствием памяти. Неспособный найти место в настоящем и преданный прошлым, Спирос вновь – и на этот раз навсегда – уходит в молчание, подставляя себя жалам собственных пчёл.
для рафинированного, неспешного кинематографа «позднего» Ангелопулоса философское осмысление идеи памяти, личной и европейской истории является основной характеристикой как на уровне сюжета, так и на уровне всей поэтики. Так было и в более ранних фильмах Ангелопулоса—«Пчеловод» (1986), «Пейзаж в тумане» (1988), «Прерванный шаг аиста» (1991). Их сюжет неизбежно концентрировался на образе дороги и как путешествии, и как пути к себе. Их визуальный ряд состоял из медленно сменяющихся, почти неподвижных дальних и средних планов, визуальному совершенству которых нисколько не мешали грязь и непритязательность изображенных объектов—одно из качеств, заставляющее исследователей творчества Ангелопулоса неизбежно говорить о нем как о преемнике Антониони и стороннике «медитативного кино». Другой важнейшей чертой художественного метода греческого режиссера американский киноисследователь Дэвид Бордуэлл называет развитую технику «дедраматизации», проявляющуюся и в значительной удаленности происходящего от зрителя (важные события часто происходят на дальнем плане), и в редкости использования субъективной точки зрения, отсутствии активного действия, в долгих периодах молчания на экране.