"Время, вперед!"
Название фильма: | Время, вперед! |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Время, вперед! | ||
Жанр: | комедия / экранизация | ||
Режиссер: | Михаил Швейцер | ||
В ролях: | Сергей Юрский, Инна Гулая, Леонид Куравлев, Тамара Семина, Татьяна Лаврова, Игорь Ясулович, Михаил Швейцер, Лев Дуров, Михаил Кокшенов, Ефим Копелян, Бруно Оя, Виктор Павлов, Клара Румянова, Юрий Волынцев | ||
Год выпуска: | 1965 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
«Вперед, время! Время! Вперед!» — В.Маяковский. Это история одного дня строительства Магнитки в 30-е годы. Фильм воссоздает ритм жизни ударной стройки, погружая зрителя в атмосферу трудового энтузиазма молодых романтиков-первопроходцев 30-х, зачинателей советской индустрии. фильм начинается с пролога: 10 минут смонтированной хроники — новостройки, созидательный, героический труд людей, кадры зарубежной хроники, похороны Маяковского... Десять минут ставшей впоследствии знаменитой музыки Г. Свиридова (это с нее много лет подряд открывалась программа “Время”). Изобразительный ряд называет, перечисляет факты. Магнитострой — детище энтузиастов. Они трудятся на будущее, не замечая своей нищеты, радуясь почти каторжному труду. Они умеют шутить и любить. Они заряжены боевой энергией и оптимизмом. Прогульщикам и лодырям — бой. Соревнование помогает добиться немыслимых успехов. Еще чуть-чуть — и мир преобразится. Время захватило их и сделало своими заложниками. Но это счастливые заложники, ибо нет для них другого счастья, чем отдать все силы любимой родине. В самом строе фильма торжествует особый темп, особый ритм, диктующий свою напряженность всем элементам выразительности. Замечательны портреты людей, причем не только героев, но и персонажей второго плана. В них преобладает живое, характерное, индивидуальное. Здесь нет места парадному портрету, но это портрет парадной жизни.
Более глубокую, драматическую сущность этого времени открывает музыка. Два инструмента — рояль и барабан — как бы воплощают сам смысл движения, которое остановить невозможно. Пульсация музыки резка и ударна. Есть в этом пульсе что-то трагическое — повторяются и повторяются фразы, не находя разрешения, как бы в замкнутом круге. И кажется, что выход не может быть найден. Но здесь врываются скрипки, подстегивая это нескончаемое «топтание» И снова те же повторяющиеся периоды, но более интенсивные и с уже внезапно родившимся выходом. Он — в победной теме фанфар, которые обозначают цель, призывают идти вперед. Это зов в утопию, о которой мечтали и которую пытались воплотить в жизнь герои и мученики той эпохи. Фильм-ретро восстанавливал время в ему принадлежащей стилистике, но и эксцентрировал повествовательную ткань, усиливал, конденсировал ощущение экстаза, в котором проявилась надрывная сущность случившегося с народом и страной.
Это один из ярких эпизодов в жизни нашей страны, время, когда государство беззастенчиво эксплуатировало молодость, энтузиазм тысяч людей, – но они и на самом деле были, и эта молодость, и этот энтузиазм! И тут очень важный вопрос, который мы все время решаем: от чего из нашего прошлого мы должны отказаться, а что должны осмыслить и принять – вот и об этом фильм. Тем более интересно, что фильм снят в 60-е годы – в то время, когда был второй и уже другой этап и энтузиазма, и молодости, тоже оставивший след в духовной и в социальной истории страны.
В фильме Швейцера сошлось сразу несколько интересных эстетических факторов. Вспомним, что роман написан в 30-е годы Валентином Катаевым. Это в определенном смысле апофеоз соцреализма, каким он был в этот период. И нельзя не признавать, что были очень интересные явления, вынужденно появлявшиеся в рамках этого эстетического русла. Так вот, Швейцер сделал весьма интересную вещь. Он сам – человек 60-х годов, другой эстетически значимой для нас эпохи – как бы переосмысливает и представляет нам эстетику 30-х с позиции 60-х, одновременно ее фокусируя и преломляя в новое русло. Получился очень динамичный, экспрессивный и эстетически самодостаточный стиль внутри этого фильма.