"Инцидент в Окс-Боу"
Название фильма: | Инцидент в Окс-Боу |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Ox-Bow Incident, The | ||
Жанр: | драма / триллер / вестерн | ||
Режиссер: | Уильям Э. Уэллман | ||
В ролях: | Хенри Фонда, Дана Эндрюс, Мэри Бет Хьюз, Энтони Куинн, Уильям Эйти, Харри Морган, Джейн Даруэлл, Мэтт Бриггс, Хэрри Дэвенпорт, Фрэнк Конрой, Марк Лоуренс, Пол Херст, Виктор Килиэн, Крис-Пин Мартин, Уиллард Робертсон, Тед Норт, Стэнли Эндрюс, Джордж Чэндле | ||
Год выпуска: | 1943 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
1885-й год. Бедные скотопромышленники Гил Картер (Г.Фонда) и Арт Крофт заезжают выпить в недружелюбный городок, а в результате становятся невольными пособниками вооружённой толпы, без суда и следствия пытающейся линчевать убийц местного фермера...
"Инцидент в Окс-Боу" снял Уильям Э. Уэллман — один из самых мрачных и честных режиссеров "фабрики грёз" 30-50-х годов. В своём творчестве не стеснялся браться за скользкие, двусмысленные темы, которые обычно добропорядочные американские постановщики предпочитали обходить стороной. В результате, сумел создать ряд шедевров, к тому же ставших образцами жанра.
"Окс-Боу" - редкая попытка честно рассказать о позорнейшем из явлений — суде Линча. Толпа безумная, неуправляемая, движимая не разумом, но типичными стадными инстинктами, собирается вздёрнуть трёх невинных людей, исключительно следуя "правилу большинства". Не удивительно, что помощник шерифа, единственный настоящий представитель закона в этой банде, заявляет, что поступит так, как потребует большинство. Это ли не принцип бывшего советского общества, подчинявшегося не букве закона, а количеству поднятых "за" или "против" рук? В то же время, темы попранной справедливости, неправедного гнева, покушения на принцип презумпции невиновности, давно кочевали по американскому кино, отражая не самую приятную, но непреложную общечеловеческую истину — любая толпа, пусть и названная обществом, антидемократична уже по сути своей, и любой всплеск бурного единодушия ведёт, как правило, к разрушению и несправедливости. Ощутить и понять подлинный смысл законов человеческого мироустройства способны лишь одиночки, чей строй мыслей будет всегда далёк от большинства.
Так и получается в "Окс-Боу" — разбушевавшейся толпе, накинувшей петли на головы Доналда Мартина и двух его приятелей, противостоит лишь горстка из семи человек, и счет 21:7 отлично отражает естественное и закономерное соотношение одного к трём в подобных ситуациях. Не будет никаких поблажек и компромиссов. Мудрая семёрка не переборет безумство своих соотечественников, а шериф не явится как бог из машины в самый последний момент, прибыв слишком поздно. Наконец, Уэллман счастливо избежит громких причитаний, яркой аффектации и дешёвых сентенций. Майор Тетли, для которого суд Линча был лишь способом проверить своего сына-слабака, застрелится где-то за кадром. Гил Картер в исполнении Генри Фонды, не сумевший предотвратить убийство, в последней сцене прочтёт предсмертное письмо Доналда Мартина тихо и спокойно, лишь для своего друга Арта, несколько часов назад пожелавшего остаться в стороне. Но письмо это услышат и все остальные, и оно произведёт эффект не больше, чем запоздалого приговора людскому безумию. В этот момент режиссер представит главный образ всего фильма: во время чтения шляпа Арта скроет глаза читающего Гила, а сам Арт лишится в этом кадре рта. Символ прост и прозрачен: Гил слеп слепотой Фемиды, Арт же — вечный молчальник, сторонний наблюдатель творящихся на Земле грехов. Лишь спустя четырнадцать лет, в "12 разгневанных мужчинах" Сиднея Люмета, Генри Фонда доведёт до конца незаконченное дело — в одиночку спасёт невиновную жертву системы.
Из отзывов: “Непривычно жесткий для классического Голливуда фильм, определенно не ожидал такого от 1943-го года. Без всякой поэзии, но с красивыми кадрами и убедительной историей. Я вполне понял Генри Фонда, который вроде как называл фильм своей любимой работой. ... Фильм очень по-настоящему сделан, я был когда-то в похожих ситуациях (которые, конечно же, заканчивались не повешением, а банальным мордобитием), как с одной, так и с другой стороны, и смотрел на происходящее на экране, как на нечто настоящее, происходящее на самом деле и, временами, мне делалось не по себе. Ну и, похоже, что Уэллман не особенно любит людей с их обыкновенным безумием и жаждой крови”.