"Музыка для декабря"
Название фильма: | Музыка для декабря |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Музыка для декабря | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Иван Дыховичный | ||
В ролях: | Елена Сафонова, Дмитрий Дыховичный, Григорий Гладий, Наталья Жукова, Николай Чиндяйкин, Виктор Бычков, Вадим Степанцов | ||
Год выпуска: | 1995 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Ларин (Г.Гладий), преуспевший в Америке ленинградский художник, эмигрант последней волны, возвращается на родину и встречается со своей бывшей возлюбленной Анной (Е.Сафонова) и ее дочерью Машей (Н.Жукова). За время его отсутствия Анна сошлась с разбогатевшим бизнесменом из деревни, мощным мужичиной Рогожинского типа, пьющим горькую от нелюбви и одиночества среди людей. Маша нашла себе Митю (Д. Духовичный), совсем юного, но уже человека, фотографа, музыканта, знающего, что хочет. Анна от жизни уже совершенно потерялась. Маша жалеет, что Ларин тогда просто уехал, а не умер, решив любить "спокойным и трезвым" сердцем, опасаясь безумия... Все они персонажи трагической мистерии современной жизни, из которой ушла трагедия. Остались смерть и красота. Из всего этого, скорее всего, и будет сотворено что-то новое. Например, альбом Мити «Музыка для декабря».
Из прессы: - «Музыка для декабря», особенно в контексте кооперативного кино, представлялась картиной до невозможности эстетской. Французская актриса Елена Сафонова, ролевая модель освобожденной советской женщины. Работы Ильи Пиганова в кадре. И саундтрек Антона Батагова — за счет одних только звуков фильм Дыховичного можно было заносить в тот реестр, где главенствовал тандем Гринуэй — Найман. _ Там был Петербург, увиденный с воды — как протяженность гранитных набережных, каменная стена, отгородившая героев от прошлого и будущего. Нина Цыркун тогда писала, что Дыхови чный плеснул на экран мертвой воды Невы и каналов, — и тело кинофильма срослось, как срастаются тела богатырей в русских сказках. _ _ Он тогда уже понимал то, что стало очевидным только сейчас — все перемены ведут к одному: поэтам и художникам придется заниматься рекламой, а это «стыдно и скучно». И деньги еще никого счастливым не сделали, стремительное превращение героини Натальи Жуковой из амбициозной стервы в потерянную женщину тому пример. _ Его персонажи _ проносят в багаже личностные и речевые характеристики, отрешенность от человечества и набор универсальных комплексов — причем лишь тех, до которых есть дело режиссеру. Поэт уязвим при любом режиме. Власть — то, что следует оставить другим. Женщина — источник опасности, но без нее не обойтись. Рефлексия — лучший аккомпанемент для чувства. _ В «Музыке для декабря» нашлось место и бизнесу, и криминалу, и возникающему из ничего арт-рынку. Произошедший тектонический сдвиг не мог игнорировать даже самый последовательный эскапист. Вселенная, которую хотел творить Дыховичный, в «Музыке» лишь вскользь и нехотя соприкасается с реальностью. Его герои и без всяких социальных потрясений всегда чувствуют себя не в своей тарелке. _ . В фильме вновь проявилась присущая Дыховичному способность видеть экзистенциальные противоречия жизни на уровне ее стилевых проявлений. _ она производит впечатление предельно искреннего высказывания. Как будто за тонкой пленкой бликующего изображения и невнятно рассказанной истории колышется тоска, знакомая и близкая, как ощущение собственной кожи. Я не помню другой картины, в которой сегодняшнее интеллигентское мироощущение со всеми его иллюзиями, комплексами и растерянной неприкаянностью было бы столь беззащитно откровенным. _ «Музыка…» кипит от внутренней энергии: композиции Батагова отсылают к Кейджу, а режиссура Дыхови чного — к театральным этюдам Васильева, где в слова вкладывается смысл подчас противоположный значению, идеология становится не разжеванными до жидкой кашицы мыслями, а шифром к неведомым закадровым переживаниям. Кино хочется пересмотреть, как хочется пересмотреть жизнь, даже если она пуста и бессмысленна. _ Вывод фильма — искусство выше денег — кажется столь же очевидным и столь же сомнительным, как и вывод, ему противоположный. Сама природа этого кинематографа противится обобщающим заключениям.