Описание фильма

"Тайна Чингис Хаана / Тайна Чингис Хаана "   

Название фильма: Тайна Чингис Хаана / Тайна Чингис Хаана
Тайна Чингис Хаана / Тайна Чингис  Хаана
Страна-производитель: Россия
Английский: По велению Чингис Хаана
Жанр: боевик / приключения
Режиссер: Андрей Борисов
В ролях: Эдуард Ондар (Чингисхан), Степанида Борисова (Оэлун), Ефим Степанов (Хохочой), Оргил Махаан (Джамуха), Петр Садовников (Оючу-батыр), Сергей Егоров (Темучин), Ильяна Павлова (Оэлун в юности), Иннокентий Луковцев (Хорчу), Аян Успун (Темучин в детстве), Гали
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Это история человека, имя которого знает весь мир. Воина, который взял в руки оружие, чтобы обеспечить мир и покой своей семьи, своего народа, своей страны. Великого хана, собравшего разные племена и народы под знаменем единой империи, под властью единого Закона. Властителя, чья империя простиралась от Желтого моря до Средиземного. Правителя, который провозгласил терпимость — национальную и религиозную. Основателя новой — евразийской цивилизации. История о том, как Тэмучин стал Чингисханом. История рождения империи. Это история любви, которая неподвластна времени. Любви Есугэй-батура к чужой жене — красавице Ожулун, любви их сына Темучина к юной Бортэ, ставшей первой и главной женой великого хана. История дружбы и предательства названного брата Темучина — Джамухи.

Три друга детства. Три названных брата. Двое пойдут по пути войны, и народ признает в них вождей. Третий будет посвящен в таинство и станет шаманом. Но лишь одному из них суждено стать повелителем всей степи.

Он избран Вечным Синим Небом. И само Небо пошлет ему испытания. Любовь к женщине сделает его воином. Верность закону приведет к братоубийству. Стремление к мирной жизни заставит начать войну.

Совет девятиязычных племен провозгласит его владыкой и даст ему имя древнего божества — Чингис Хаан. Его воины дойдут до западных городов, южных морей, северных гор...

Грядущий хаан
Время новостей

Родившийся в степи мальчик Темучин познает родительскую любовь, первые потери, кровное братство. Едва не погибнет в ледяной полынье, будет изгоем и пленником, вернется на родину. Объединит под своим началом степные племена, станет предводителем многотысячной армии и получит от совета племен имя древнего божества -- Чингис Хаан. Остальное более или менее известно.
Фильм «Тайны Чингис Хаана» (никаких опечаток, именно так) поставлен по роману Николая Лугинова (он же выступил и автором сценария) главным режиссером Якутского государственного драматического театра и по совместительству министром культуры Республики Саха Андреем Борисовым. Это, вне всякого сомнения, искренняя и мастерская работа, любые придирки к которой покажутся надуманными и странными -- как, спрашивается, высказывать претензии к самой Великой Степи или чингисхановским законам-ясанам? Но и искреннее одобрение будет, пожалуй, странным -- по той же самой причине.
В принципе рецензия на эту картину могла бы выглядеть двояко: с одной стороны -- напоминать реферат курсовой какого-нибудь исторического факультета, в котором подробно разбираются сходства и различия увиденного на экране с традиционным научным взглядом на жизнь Чингисхана, с другой -- чисто киноведческим исследованием, сравнивающим «Тайну» как минимум с двумя фильмами на ту же тему, вышедшими на наш экран совсем недавно, -- «Монголом» (2007) Сергея Бодрова и «Чингисханом: Всадником Апокалипсиса» (2007) Синьитиро Савая (оба побывали на наших широких экранах и уже доступны на DVD). Ни один, ни другой способ, впрочем, не кажется адекватным. «Тайна Чингис Хаана» по определению неподвластна традиционным подходам. После того, как с экрана будет произнесено нечто вроде «Курултай единогласно избрал Темучина великим гурханом, и он навлек на всех керамитов гнев могущественных найманов» или «Зашевелились кости дракона, предвкушая кровь жертвенную», разговор о фильме становится в принципе невозможным. За те два часа, пока идет кино, погружаешься в некое особое медитативное состояние, в котором начинает казаться уже совершенно неважным, что именно за серьезные мужчины в мехах и латах в данный момент пересекают очередную великую (и непременно гипнотически-прекрасную) пустошь, Кто с кем воюет, и чьи конкретно стрелы покрывают небесный свод. Даже несмотря на то, что каждый герой не раз представляется (и представляет других) при каждом удобном случае, чтобы не запутать зрителя (а пожалуй, и не запутаться самим), «Тайна» с каждым следующим кадром выглядит все более запутанной и сложной, как кроссворд, вопросы в котором заданы на одном языке, а ответы предполагают владение как минимум еще с полдюжины других. Тем более что набор приемов, с помощью которых показано становление великого властителя, не слишком отличается от копилки предшественников. Здесь, разумеется, и сцена с маленьким мальчиком, выбегающим из юрты в бескрайнюю степь, и парящий в небе сокол, и конница, раскинувшаяся по всему горизонту... Само собой разумеется, и то, что для исполнения заглавной роли будут приглашены минимум три артиста разных возрастов. Есть, впрочем, и так сказать, эксклюзив -- например, чудесный эпизод, в котором воины Чингис Хаана постигают премудрости китайского кунг-фу, или несколько неожиданная декларация «Пришедшие с мечом погибнут от наших мечей», пришедшая явно из «Александра Невского». Но в целом есть ощущение, что фильмы про Темучина и того, кем он стал впоследствии, сформировали собой отдельный специальный поджанр, в котором можно работать только так -- и никак иначе.
Станислав Ф. Ростоцкий

...А мы все еще рубим
Текст: Семен Кваша

"Тайна Чингис Хаана" рассказывает о том, как правильно рубить головы врагам и славить великое Небо.
800-летие провозглашения монгола Темучина великим Чингисханом отверзло колодцы щедрости в бюджетах различных государств и республик Азии и фильмы о Потрясателе Вселенной стали множиться с необыкновенной скоростью. Теперь у нас есть новая "Тайна Чингис Хаана" со всеми достоинствами и пороками предыдущих фильмов. Сняли "Тайну" якуты: министр культуры Саха-Якутия, он же театральный режиссер Андрей Борисов в качестве постановщика, его жена — рок-певица Степанида Борисова — в роли матери Потрясателя Вселенной. В главной роли тувинец, снимали в Монголии, один из продюсеров — американец, в роли войска Чингисхана настоящие солдаты монгольской армии. Катать будут тремя сотнями экранов, количество посмотревших фильм будет исчисляться туменами.
Борисов выбрал очень странную тропу к Чингисхану. Он снял кино про тенгрианство — поклонение вечному небу, монгольское единобожие. В фильме, как полагается дальневосточному эпосу, есть несколько десятков персонажей, включая европейского христианского миссионера, которого должна сжечь инквизиция за то, что он решил, что монгольские тенгрианцы — те же христиане.
А кто бы не сжег?
Вообще в фильме очень много сложной мистико-религиозной символики. Где нет символики — там крупные планы, значительные взгляды на несколько секунд, странные диалоги, произносимые в камеру с выражением.
Вообще, вопросов к этому фильму нет — для якутов, причисляющих себя к родственникам Чингисхана, это не фильм даже, а такой выстрел поющей стрелой в синее небо-Тенгри. Нам же, потомкам потерпевших сокрушительное поражение и ставших данниками Орды, остается ждать проблесков гениальности, прорывов в настоящее кино. Их в фильме ровно четыре.
1. Хан Есугей, отец Потрясателя, наблюдает солнечное затмение, а потом говорит: "Это знак, ты станешь моей женой" и силой отнимает незнакомую женщину у ее жениха.
2. Темучин узнает, что у него родился сын, и начинает танцевать. Вокруг него танцуют десятки призраков — его будущих сыновей и потомков. Снято это без особых прорывов, но это если не знать, что современные генетики считают, что сейчас на земле живет примерно 200 миллионов прямых потомков Темучина Чингисхана.
3. Джамуха, побратим и враг Темучина, казнит пленных. Человек десять стоят на коленях, положив головы на бревно, и равнодушный татарин по очереди рубит им головы тесаком на длинной ручке. Последнего не казнят, а запрягают в повозку, чтобы он отвез головы Чингисхану. Тот, спотыкаясь, тащит повозку по розовой каше, недавно еще бывшей белым снегом.
4. И наконец, Чингисхан молится перед решающей битвой небесному богу, и довольно близко к тексту читает семнадцатый псалом Давидов: "...Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою... Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня..." Только слово Бог заменяется на слово Небо. Тенгри, как известно, дышит где хочет.
Что же касается тайны Чингисхана то, то мы ее опять не узнаем.
С сайта film.ru

Монгольское нашествие. Дубль второй
Известия.RU

Фигура Чингисхана становится чрезвычайно популярной среди российских кинематографистов. Не прошло и двух лет с момента выхода нашумевшего фильма Бодрова-старшего "Монгол", как величайший азиатский завоеватель вновь штурмует наши экраны. На этот раз он пришел из Якутии.
Трое друзей-мальчишек. Их называют братьями. И каждый из них рано выберет свою дорогу. Один займется постижением таинств природы и будет шаманом, а двое станут храбрыми воинами, но жизнь разведет их по разным станам. Они превратятся в соперников, пройдут многие испытания, но лишь одному будет суждено стать великим Чингисханом. Верность в этой истории идет параллельно с братоубийством, желание мира заставляет воевать, а любовь в женщине уводит от нее на поле брани.
Фильм "Тайна Чингис Хаана" (именно с таким, непривычным для нас написанием имени великого полководца) - кинодебют главного режиссера Якутского государственного драматического театра им. П. Ойунского, лауреата Государственных премий и лауреата "Золотой маски", ныне министра культуры Якутии Андрея Борисова. Фильм посвящен памяти Геннадия Петровича Сотникова. Постоянный художник-постановщик спектаклей Андрея Борисова, вслед за своим другом, на съемочной площадке работал впервые. В 70 лет! Но никто не скажет, что на экране вялые, неизобретательные декорации. К сожалению, Геннадий Петрович трагически погиб задолго до премьеры - 19 июля 2007 года.
Амбициозный проект впечатляет: и просторами, и географией съемок (Тува, Великая монгольская степь, пустыня Гоби; Байкал, Алтай; Долина мертвых царей в Хакасии), и аутентичностью костюмов, и энергией не компьютерных трюков (50 монгольских каскадеров выполняли сложные конные трюки, а 300 солдат регулярной монгольской армии изображали всадников Чингисхана). В фильме заняты потомки древних степных народов, которые провозгласили Темучина Чингисханом. Это монголы, тувинцы, якуты, буряты, калмыки, алтайцы, хакасы, башкиры, татары. Андрей Борисов умеет работать с актерами. Это видно и на примере тех троих, что играют Темучина в разных возрастах: Аян Успун (детство), Сергей Егоров (юность) и тувинец Эдуард Ондар (зрелые годы), и на примере монгольского актера Оргила Махаана (Джамуха). Приглашенный гость на небольшую роль телохранителя - голливудский японец Кэрри-Хироюки Тагава поддержал международный статус фильма, а европейского зрителя постарались привлечь историей странствующего монаха-миссионера, которому удалось обратить в свою веру многих жителей степей.
Проблемы в картине, безусловно, есть - в первую очередь драматургические. В том числе - проблемы с диалогами. Интонации актеров можно оправдать неловким дубляжем, но сам сюжет просит множества уточнений. И зрителю, не читавшему роман Николая Лугинова "По велению Чингис Хаана", будет сложновато разобраться в хитросплетенных отношениях Есугэй-батура к чужой жене - красавице Ожулун, а также любви их сына Темучина к юной Бортэ. Правда, когда дело доходит до них, становится чуть легче, потому что тут же вспоминается фильм Бодрова-старшего "Монгол", где история Темучина и Бортэ рассказана во всех подробностях. Есть в новом фильме о Чингисхане и столь важная для картины Бодрова история дружбы и предательства названного брата Темучина - Джамухи. Собственно, как и "Монгол", это история о том, как Темучин стал Чингисханом. По якутской транскрипции - Чингис Хааном.
Режиссер Андрей Борисов: "Мы снимали фильм о рождении империи"
С автором фильма "Тайна Чингис Хаана" поговорила кинообозреватель "Известий" Вита Рамм.
вопрос: Давайте сразу объясним, почему в титрах вашего фильма так необычно написано имя главного героя - Чингис Хаан?
ответ: Так это имя пишут в Монголии и Якутии. Титул великого монгола состоит из двух слов - "чингис" ("тенгис") и "хаан". Первое переводится как "море". А слово "хаан" имеет несколько толкований - "правитель", "князь" и даже "кровь". Кстати, одно из древних названий озера Байкал звучит как Тенгис, так что наш герой Темучин получил титул в честь Байкала. Могу сказать, что в исторической летописи XIII века "Тайная история монголов" сказано, что предки самого Чингис Хаана - Бортэ-Чоно и Куо-Марал родом из западной части Тенгиса (Байкала). А это ведь современный Ольхонский район Иркутской области! А еще можно вспомнить, что в древнем героическом эпосе народа Саха "Олонхо" есть божество Чыныс Хаан - повелитель человеческих судеб. Мы считаем, что это и есть тот самый герой, которого во всем мире знают как Чингис Хаана. Есть известные легенды о том, как по руслу реки Лена на север пришли с берегов Байкала прародители якутского народа.
в: То есть якуты - потомки татаро-монголов?
о: Возможно. Известны исследования, в которых проводится параллель между самоназванием якутов - ураанхай сахалар и уранхайцами - элитной гвардией Чингис Хаана. Так что интерес якутов к Чингис Хаану имеет глубокие исторические корни. И наш народ саха никогда не забывал о своем южном происхождении и хранил память о прародине в легендах и эпосе. Например, якуты - единственный народ в мире, разводящий лошадей за полярным кругом. Разве это не знак, что некогда наши предки вели степной образ жизни? И в нашем языке преобладают тюркские и монгольские слова... В нашей истории, безусловно, есть и вымысел, но мы старались воссоздать культурное, духовное пространство всей Центральной Азии тех времен. Как зарождалась великая империя? Пора уже отказаться от школьных стереотипов о Центральной Азии и восстановить историческую память. Говорить о татаро-монгольском иге проще всего. Надо понять, что за глубинные процессы происходили в то время. Еще недавно о Чингис Хаане говорили только как о тиране. Мы надеемся, что покажем его с неожиданной стороны и научимся чему-то важному.
в: Например?
о: Например, отношению к природе. Народы Сибири и Центральной Азии живут в суровом климате, потому веками выработывалась уникальная система жизни, полная гармонии с окружающей средой. Чингис Хаан сам был примером глубокого почитания природы. Я не думаю, что мы умнее наших предков. И уверен, что уже пора вернуться к их опыту, к их мудрости, иначе природа восстанет против нас. Она уже предупреждает нас разными катаклизмами, но люди так озабочены техническим прогрессом, что некогда выслушать голос природы. Вы знаете, что степь - живое пространство? Я могу ее сравнить с бубном. Вы знаете, ведь когда солнце нагревает ее до 40 градусов, она натягивается и гудит. А когда идет дождь, бубен обмякает. И я старался передать, чтобы каждый зритель слышал и чувствовал звуки степи. Это безграничное пространство, в котором жили страстные люди. А мы старались понять их. Для меня фильм - выражение моих чувств, вернее, предчувствий, что мир стоит на пороге экологической и гуманитарной катастрофы. И потому мы снимали фильм о рождении империи. Не о гибели, а именно о рождении.
в: Как вы, театральный режиссер, пришли на съемочную площадку?
о: Это знак судьбы. Сегодня я думаю, что, может быть, это верхние боги - сам Тэнгри и Вечно Синее Небо - выключили из моего сознания мою первую юношескую мечту. Я же хотел стать кинорежиссером, а стал актером и режиссером театра. Был высший смысл в том, чтобы я после театрального училища им. Щепкина поработал у себя на родине в драматическом театре актером, затем поехал опять в Москву в ГИТИС и учился у Андрея Гончарова режиссуре. И вновь вернулся на родину. Прошло много лет. Я поставил спектакль по роману Николая Лугинова "По велению Чингис Хаана". И пришел ко мне молодой человек Владимир Иванов, он в прошлом успешный спортсмен, тренер по кикбоксингу, и начал уговаривать снять фильм. Года два уговаривал. Я же знал, что Сергей Бодров снимает "Монгола".
в: И каково было первое ощущение дебютанта на съемочной площадке? Перед вами войско, они, хоть и статисты, но все же это не театральная сцена.
о: В Якутске я ставил многочисленные действия на стадионе, поэтому количество народа меня не беспокоило. Важнее было другое: массовка думала не о гонораре в 500 рублей, а по-настоящему чувствовала себя великими воинами. Помню, посмотрел я перед началом съемок на тувинских всадников - одеты, обуты правильно, а нет энергии на площадке. И сказал я перед ними речь об их предках, великих уранхайцах, которые шли по степи на конях. Смотрю, побросали сигареты, подтянулись, что-то оживилось в глазах, и можно было снимать.
в: Битвы в фильме действительно выглядят очень эффектно.
о: Мы вначале все отрабатывали на рисунках, макетах. Не с картошкой, конечно, как Чапаев, но цитату из фильма братьев Васильевых включил намеренно. Только у меня Чингис Хаан с помощью камней объясняет тактику боя. Картошка в степи не растет. Если вы заметили, у меня много цитат из советской киноклассики. А как снимать больного Чингис Хаана, я "подсмотрел" в "Иване Грозном" Эйзенштейна.
в: Понравилось на съемочной площадке?
о: Вы знаете, я там беспрерывно учился. Первый раз я даже слово "мотор" не сказал, не знал, что надо говорить: "камера, мотор, начали". Я сказал - "поехали". И меня никто не понял. Все сразу задумались - куда это им надо ехать... А сейчас уже знаю, что мой опыт будет полезен для создания киноиндустрии в Якутии. Мои студенты постигали тайны мастерства прямо на съемочной площадке. Фильм "Чингис Хаан", уверен, станет хорошим импульсом для дальнейшего развития.
в: Уже думаете о следующем проекте? Вам и бюджет фильма собирать проще, ведь можете использовать и свое положение министра культуры.
о: Это как раз самое сложное. Республика у нас небольшая, так что за расходом бюджетных средств жесточайший контроль, и не только государственный. Репутация не менее важное дело, и помощь государство нам оказало вовсе не потому, что я министр культуры, а понимая общественную и культурную значимость фильма. А следующий проект мы обсуждаем с Кэрри-Хироюки Тагавой. Мы хотим с ним сделать серию фильмов о Центральной Азии. Он в образе самурая, как Одиссей, будет путешествовать по странам, с ним будут происходить разные истории.
Вита Рамм

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#