"1814"
Название фильма: | 1814 |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | 1814 | ||
Жанр: | детектив | ||
Режиссер: | Андрес Пуустусмаа | ||
В ролях: | Иван Макаревич, Степан Балакшин, Александр Быковский, Стас Белозеров, Сергей Друзьяк, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Под Петербургом, в окрестностях Царского Села, происходит цепь загадочных убийств. От рук неизвестного маньяка погибают молодые женщины. Эти смерти объединяет один и тот же почерк — звериная жестокость и странное орудие, которым наносятся увечья жертвам.
Здесь же, в Царском Селе, находится Лицей. Самому старшему из учащихся — 18, самому младшему — 14. Среди них Александр Горчаков, Иван Пущин, Александр Пушкин, Константин Данзас, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг.
Со свойственным своему возрасту юношеским азартом лицеисты подключаются и к поискам преступника. Однако сами попадают под подозрение специально приехавшего из Петербурга следователя.
Теперь будущие первые лица государства Российского вынуждены доказывать свою невиновность, и единственный способ сделать это — вывести преступника на чистую воду…
Обезьяна с тигром
Газета
Фильм "1814" выходит в широкий прокат 27 декабря. В романах Юрия Тынянова однокашники по царскосельскому лицею - Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас - прозвали мальчика Пушкина помесью обезьяны с тигром. В фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа тигр куда-то пропал, зато приобрела самостоятельное значение фигура промышлявшего в окрестностях Царского Села маньяка. Маньяк действительно был, у Тынянова ему отведено никак не менее двух абзацев. Следует отдать должное зоркости сценариста Дмитрия Миропольского, не проглядевшего драгоценную деталь.
В результате не только название картины разламывается на 18 и 14 - возраст самого старшего и самого младшего воспитанников лицея, «юношества, особо предназначенного к важным частям службы государственной». Двоится и сам сюжет. Зрителю подаются два равно аппетитных блюда. Вот младые оторвы лицеисты обаятельно осваивают науки, алкоголь, барышень, поэзию и прозу. Тут же потрошит кошельки и рвет горла простолюдинам царскосельский душегуб. Всяк резвится на свой лад, и прыть, с какой следует перемена блюд, похвальна.
Две линии из разных, что называется, опер, сходясь, взаимно снижают свое воздействие. Однако изъян этот сугубо драматургический. В плане содержательном у картины все козыри. Когда похмельным утром новый директор лицея Фролов, продувшийся в картишки шельмам офицерам, проходит, бормоча про взятки, мимо свежеотреставрированных царскосельских красот, с экрана так и ошпаривает перегаром вечной русской действительности. Сходным образом работают все сцены со следователем по делу маньяка. Этот господин Борзюк разночински скромно делает свою работу в игрушечной атмосфере истерических восторгов и поединков, среди аристократов словесности и государственных мужей.
Впрочем, есть существенное отличие эпохи Александра I от современного состояния умов. Аракчеев, на медные деньги ученый, бывший артиллерист дуболом Фролов с его несложной лексикой, сами лицеисты, упорствующие в проказах и шалостях и все же намеренные в спорных случаях писать государю, - все они одноименные заряды в картине мира, определенной в вопросе служения отечеству.
Согласно тому же Тынянову, лицейский проект министра Сперанского - кадровой подготовки новой управленческой элиты, отделенной от армии, стартовал с того, что «вышел директор и, запинаясь, глухим голосом стал говорить про верноподданнические чувства, которые надлежало куда-то внедрить, развить, утвердить». И как бы авторы фильма ни манили маньяком и короткой ногой с Пушкиным, аналогия с нашим временем очевидна. Хотя сегодня учащееся Царское Село мигрировало в Соединенное Королевство, а потехи новообразованной элиты перенесены в село Куршевельское. Коврижки остросюжетного жанра и подросткового панибратства здесь вполне съедобны благодаря умной компании, делавшей картину. А вот княгине Волконской, закатывающей глазки в предчувствии того, что скоро разнузданные лицеисты возьмут верх и от них проходу не будет, двойка по ясновидению.
Вероника Хлебникова
Не родись фрейлиной
Лариса ЮСИПОВА
В российский прокат на этой неделе выходит фильм «1814» Александра Роднянского и Андреса Пуустусмаа о лицейских годах Пушкина
Говорят, что когда «1814» — фильм о самых знаменитых учениках Царскосельского лицея — показали представителям кинотеатров, те попросили, чтобы в рекламных роликах и текстах не появлялось имени Пушкина. Для названия пафосного ресторана в центре Москвы это имя — отличный маркетинговый ход, для фильма же, как оказалось, никуда не годный. Зрители не хотят идти на «хрестоматию».
Зрители могут не опасаться — хрестоматийность из «1814» явно изгонялась уже на уровне сценария. Экзамена перед лицом Державина (самый знаменитый эпизод из жизни Лицея) здесь нет. Нет Пушкина — главного поэта России, есть Пушкин — чернявый нервный юноша по прозвищу Обезьяна из компании молодых людей, самому младшему из которых (как уже знают зрители ролика, идущего по ТВ) — 14, самому старшему — 18. Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас — лидера среди них нет, как нет героя, за которым пристальнее, чем за другими, следила бы камера. Похоже, что самым важным для авторов было уловить не столько характеры, индивидуальности, сколько общий дух товарищества, свободолюбия, юношеского сексуального томления и азарта, восторга перед первой публикацией, первой любовью…
Продюсер Александр Роднянский, которому принадлежит идея этой картины, говорит, что сначала хотели экранизировать Тынянова, но потом от первоначального замысла ушли и написали оригинальную историю. Историю про подростков, которые пока не знают, что имя каждого из них войдет в историю; что часть из них выйдет на Сенатскую площадь в рядах повстанцев; что Пушкину по пути из Михайловского в Петербург дорогу перебежит заяц — и поэт, испугавшись плохой приметы, повернет назад, а потому не примкнет к декабристам. Пока же юные герои бунтуют в столовой из-за невкусной еды, изгоняют воспитателя, который посмел копаться в их личных бумагах, приударяют за фрейлинами, пьют свой первый ром, стреляются на первой дуэли и рисуют карикатуры на государя, хотя последнее может привести к серьезной беде.
Несомненно, продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и приглашенный ими эстонский режиссер Андрес Пуустусмаа снимали фильм именно об этом — о пленительном лицейском братстве, но, резонно рассудив, что для широкого зрителя это может оказаться слишком абстрактным понятием, ввели в сюжет детективную интригу: благо в царскосельской истории действительно имела место цепь преступлений, не таких эффектных, как в фильме, но все же.
Некто неизвестный с особой жестокостью убивает молодых девушек: режет горло странным, неизвестным в криминалистике предметом, так что голова чуть ли не полностью отделяется от тела. Девушек также и грабят, но следствие уверено: преступника прельщают не деньги, а запах крови. И лишь финальное, не укладывающееся в ряд предыдущих убийство позволяет выявить истинные мотивы.
Даже люди, неплохо осведомленные в лицейской истории, могут попасться на уловку авторов фильма и начать подозревать буквально всех. И инфернального врача (Игорь Яцко), и преподавателей (их отряд отчасти сформирован из питерских «ментов»), и экстравагантного графа-меломана в исполнении Федора Бондарчука. А мы с моим соседом по просмотру критиком Юрием Гладильщиковым в какой-то момент почти серьезно решили, что убийца — граф Аракчеев (Юрий Ицков), крайне неприятный персонаж.
Еще в прошлом своем фильме, так пока и не вышедшем на экраны «Красном жемчуге любви», Пуустусмаа зарекомендовал себя режиссером, у которого работа с актерами — далеко не самая сильная сторона. Но «взрослая» часть актеров «1814» оказалась вполне способна к самостоятельному выстраиванию ролей, вольно или невольно переключая внимание публики с мальчишек на себя, а вместе с этим с лицейской истории на детектив. И хотя именно юношам сценарист подарил право раскрыть преступление — это становится чисто формальным сюжетным ходом, к сути фильма мало что добавляющим. Если бы случилось наоборот, то есть лицейская история подмяла бы под себя детективную, — эксперимент под названием «1814» можно было бы считать совершенно удавшимся.
Впрочем, этот проект из числа тех редких, которые хочется судить не только по результату, но и по намерениям — и поставить авторам мысленный плюс уже хотя бы за то, что их целью было не сорвать кассу любой ценой или освоить деньги какой-нибудь из решивших вложиться в кинематограф силовых структур (кстати, государственных денег, насколько мне известно, в этом проекте нет вообще), а нечто большее.
Роднянский последовательно продолжает линию на выращивание в нашем кинематографе романтического мейнстрима — по британскому образцу: как в «Реальной любви», «Четырех свадьбах и одних похоронах» или продукции Би-би-си. Именно из этого его стремления уже выросли весьма успешные «Питер FM» и «Жара», а теперь вот на подходе «1814» — гораздо более сложный и уязвимый проект, ведь его героев нельзя перенести на экран с нынешних московских и петербургских улиц.
Не берусь предсказывать его прокатную судьбу, но почти уверена, что он вызовет волну подражаний. Как после «Идиота» Бортко стало понятно, что русская классика — неиссякаемый источник захватывающих сюжетов для сериалов, так «1814» должен, наконец, открыть кинематографистам глаза на то, что отечественная история — увлекательный материал не только для роликов Тимура Бекмамбетова про банк «Славянский».
Фото ЕЛИЗАВЕТЫ БРАГИНСКОЙ/НОН-СТОП ПРОДАКШН
Цифровая история
ИД "Коммерсантъ"
Начать следует с оды числам и нумерологии. Кажется, за последние несколько лет было снято больше фильмов с цифровыми названиями, чем за всю столетнюю историю кино. Загляните в любой электронный каталог: прежде чем добраться до фильмов, начинающихся с буквы А, вам придется долго бродить по цифровым коридорам, где вас подстерегают среди прочих "9 рота", "300 спартанцев", "29 пальм", "40 оттенков грусти", "50 первых поцелуев", "7 кабинок", "99 франков", "4 месяца, 3 недели и 2 дня" и просто "977". Видимо, в эпоху, когда значительная часть кино снимается "на цифру", пришла новая мода на названия. Одно время считалось тем лучше, чем длиннее, и тогда выходили "Эти великолепные мужчины на своих летательных аппаратах, или Как я долетел из Лондона до Парижа за 25 часов 11 минут". Теперь, ясное дело, картину назвали бы просто "25.11".
"1814" - не только порядковый номер года от Рождества Христова, но и возрастной диапазон знаменитых воспитанников Царскосельского лицея при дворе Александра I. Александр Горчаков, Иван Пущин, Константин Данзас, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и будущее солнце русской поэзии Александр Пушкин - на данный момент всего лишь мальчишки возрастом от 14 до 18 из элитарных семей. Они озабочены как сексуально, так и экзотической идеей свободы, прорвавшейся в Россию вместе с наполеоновским вторжением и асимметричным ответом русской армии, как следует прочесавшей Европу.
Это сюжет номер один: как прорастает и вызревает в застенках русского крепостничества и самодержавия брошенное зерно свободы. Но есть в фильме сюжет номер два: в окрестностях Царского Села гибнут молодые женщины от рук неведомого душегуба, лицеисты оказываются вовлечены в поиски преступника, и, как положено по законам детектива, искать его не приходится слишком далеко. Оба сюжета взаимодействуют друг с дружкой скорее по касательной, и это главный минус остроумно задуманной картины, которая в итоге все же ухитряется сохранить обаяние постакунинского и как бы английского жанра. Причем эпитет "псевдоисторический" можно в данном случае даже опустить, поскольку, как это ни странно, катавасия с Царскосельским маньяком имеет основания в реальности, так что слишком искажать и додумывать историю российской словесности не пришлось. С другой стороны, жанровый сдвиг позволяет избегнуть хрестоматийности и наряду с дуэлями без особенного риска показать пьянки и любовные проказы будущих великих.
Режиссер фильма Андрес Пуустусмаа после салонного "Красного жемчуга любви" убедил, что способен поиграть и на другом поле, хотя главными игроками здесь остаются продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. А также телеканал СТС: под его зонтиком вырос этот необычный цветок, среди лепестков которого - целая группа молодых артистов плюс ветераны Богдан Ступка, Сергей Гармаш и - да-да, вы не ошиблись - Федор Бондарчук.
Было бы совсем неплохо, если бы картин, подобных этой, легких и неглупых, производилось у нас побольше, ведь такого рода мейнстрим, а вовсе не эксклюзивные блокбастеры составляет основу и французской, и любой другой уважающей себя кинематографии. Было бы еще лучше, если бы такие фильмы финансировались не только телеканалами, но и другими донорами киноиндустрии, в частности Минкультом. Возможно, данному замыслу получить государственную поддержку помешала все та же нумерология. Если бы фильм назывался "1812", шансов у него было бы больше, ибо "12" в нашем кино явно становится патриотическим кодом. Впрочем, тогда снизился бы возрастной ценз героев, и кто знает, простили ли бы им сегодняшние аракчеевы некоторые романтические шалости.
Андрей Плахов
Царскосельский Психопат
Марина ГАВРИЛОВА
Царское село: каменные гроты, причудливая архитектура, осенний парк, люди в замысловатых костюмах, щенки, барышни, генералы и множество молодых повес. Вот обстановка Пушкина, в которой он рос и вырос, и стал «основоположником современной русской литературы», как справедливо замечено в титрах.
Компания юных дворян, старшему из которых 18, а младшему 14 (как сообщает нам проникновенный голос Хабенского), взрывает на уроке химии колбы. Потом друзья идут на улицу и препираются с высокопоставленными особами, походя приставая к молоденькой княжне и назначая ей свидание. Назначает свидание Пущин, романтически настроенный юноша, которому даже удаётся пару раз поцеловать целомудренную с виду девицу. Живут лицеисты в эдаких кельях, отделённых друг от друга не сплошной стенкой. Поэтому Пущину ничего не стоит уговорить друга своего Обезьяну (Пушкин) сымитировать приступ эпилепсии, чтобы ночной сторож не заметил сбегающего на свидание романтика.
Пущин бежит по мокрой ночной траве, мимо величавых построек и прибегает на свидание к даме своего сердца, которая странно стоит, опершись о каменный грот. Подойдя ближе, Пущин замечает, что горло у неё перерезано. Юноша немедля сообщает об этом доктору и на следующий же день в лицее объявляется забавный следователь с «кудрявым» именем и фамилией. Лицеистов никто особо не подозревает, но они по воле случая начинают принимать участие в расследовании. Тем более, что на одинокой и беззащитной княжне маньяк не остановился и уже к следующей ночи мёртвой оказывается одна из крепостных актрис. Ну и что, что в жизни было немного не так, зато подгонка истории делает из этого сюжета какой-никакой детективный ужастик.
Разговоры по ночам и совместные развеселые попойки боевых товарищей, это, конечно, мило, но вроде всем известно и как-то обидно снимать фильм, развивая эту тему. Совсем другое дело — мрачное присутствие рядом со всем этим родным, да в учебниках русской литературы пропечатанным гением маньяка-убийцы — совершенно привычного нашему сегодняшнему сознанию существа, и (о счастье!) можно полфильма гадать, кто же и зачем всех зарезал.
Хиленькое, честно говоря, получится гадание. Хоть трупов и достаточно, но подозреваемых всего двое (уж по воле наших учителей мы знаем, что никто из лицеистов девиц резать не мог), а следователь не очень-то сообразителен.
Любви — ноль, поэзии — почти ноль, шалостей — среднее количество, зато вагон кровищи и саспенса: незамысловато, но работает.
Исторические персонажи перечислены, не более того. К сожалению, изо всей цветастой лицейской компании: Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков, Данзас — немногие похожи на хоть сколько-нибудь живых людей, немногим современным мальчикам удаётся изобразить хоть какое-нибудь достоинство. Пушкин в исполнении Стаса Белозёрова ничем не интересен и вызывает полное недоумение, ну в самом деле, не всякий же кудрявый юноша способен сыграть юность «нашего всего». Немного спасают положение чудные Горчаков (Степан Балакшин) и Дельвиг (Александр Быковский). Но ещё больше спасает положение сценарный ход, в котором вся эта юношеская тусовка занимает второстепенное место. То Богдан Ступка, то Александр Баширов, то Сергей Гармаш, то Алексей Гуськов, а то и Фёдор Бондарчук исправно развлекают публику.
Чтобы скормить людям аскорбиновую кислоту, её упаковывают в сладкую оболочку. А вот Роднянский, как человек крайне неглупый, собирался скормить людям новое отношение к Пушкину плюс новое понимание истории, упихнув её в джекопотрошительскую фабулу. И как ни странно, смотреть всё это костюмированное безобразие не скучно, а местами даже интересно.
Но страшно расстраивает другое — чёткий продюсерский расчёт на то, что современники не пойдут в кино на Пушкина без кровищи, а с кровищей заинтересуются. С корабля современности классик не сброшен, но везут его контрабандой, под видом кровавой, страшной и развратной истории.
Любите кино.