"Подранки"
Название фильма: | Подранки |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Подранки | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Николай Губенко | ||
В ролях: | Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Жанна Болотова, Николай Губенко,Ролан Быков, Бухути Закариадзе, Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Алеша Черствов, Ольга Строгова, Пантелеймон Крымов, Зоя Евсеева, Даниил Нетребин, Людмила Шагалова | ||
Год выпуска: | 1976 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Невероятно высокий, сильный и страшный фильм - трагедия беспризорного послевоенного детства, к которой прибавилась трагедия зрелого одиночества. Это рассказ писателя средних лет (Ю.Будрайтис), разыскивающего своих братьев. Всех их в детские годы разметала по жизни война. Один был усыновлён состоятельными и благополучными людьми и сам вырос в состоятельного благополучного архитектора (А.Калягин). Другой стал вором-рецидивистом (Г.Бурков). Сестра, после гибели на фронте отца и самоубийства матери, до четырнадцати лет заботилась о самом младшем в семье ребёнке - о рассказчике. Они вместе голодали и воровали пропитание. Потом она умерла. А рассказчику повезло - он попал в подмосковный детский дом, расположенный в старинном имении. И там, в окружении искалеченных войной детей и не менее искалеченных войной педагогов, формировался как личность. Встречаясь с братьями - по существу, чужими людьми - герой всё сильнее ощущает одиночество, а зритель понимает, что именно это одиночество и есть главная трагедия человека и человечества.
Ужас в том, что этот конкретный человек был одинок всю жизнь. И какие бы хорошие люди ни окружали его в интернате, и что бы там ни происходило в период его взросления - влюбленность в красивую учительницу (Ж.Болотова), встреча с настоящим педагогом "из бывших", из старых интеллигентов, конфликт с педагогом суровым (Н.Губенко), радости детских дружб, печали подростковых переживаний - ничто и никто никогда не сможет сокрушить эту бетонную стену одиночества, в которую, как в пожизненную тюрьму, был посажен войной совсем маленький ребенок и из которой, срывая кожу с обнаженной души, вырывается - но никогда не вырвется - взрослый человек. И вот всё это - сломанные судьбы, страшные трагедии - всё это решается удивительно поэтичным, живописным, музыкальным образом. Всё это решается как добрая, трогательная и очень грустная пародия на другое детство, на другой интернат - на Царскосельский лицей. При желании в детях конца сороковых, в их трогательных личиках, в их синих форменных мундирчиках можно увидеть и Кюхлю, и Большого Жанно, и... А в нескладных, хромающих, обожженных, простых и интеллигентных взрослых - тех самых первых русских педагогов, без которых не было бы Пушкина, не было бы такой русской культуры, в которой мы выросли. Особая же горечь пародии в том, что Пушкины в мире ХХI века невозможны, да и Царскосельские лицеи тоже.