"Петербургская элегия"
Название фильма: | Петербургская элегия |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Петербургская элегия | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Александр Сокуров | ||
В ролях: | . | ||
Год выпуска: | 1990 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Вглядывание в наш современный мир с некой потусторонней точки становится еще пристальней, еще отрешенней в «Петербургской элегии». Здесь нам показали мир, утративший опору, растерянные человеческие лица и глаза, не видящие перспективы. Это мир, в котором нет гения, мир без художника. Поэтому так важны в этой картине съемки неподвижной камерой современной людской массы, скученной в одном месте, но текучей, зыбкой — в броуновском движении площади, магазина. Важны и современные пейзажи бывшей имперской столицы: обезлюдевшие, холодные. Теплый в них только пар, клубящийся из канализационных люков.
Поводом к фильму , как и в фильме «Элегия», стал визит в Ленинград одного из членов Шаляпинской семьи. На этот раз сына певца от первого брака. Федор Федорович большую часть своей жизни провел в Италии. Петербург, откуда в начале 20–х годов навсегда уехал его отец, для него один из долгожданных маршрутов путешественника.
Частная жизнь, семейные проблемы творческой личности — такая сторона ее связи с обществом, которая во многом предвосхищает будущее этого общества, задает его генетический код. Сохранение духовных качеств рода, нации, человечества — сохранение таких людей, как Шаляпин — главная задача любого общества. Это подспудная тема фильмов Александра Сокурова о своих знаменитых соотечественниках.
«Фильм — из серии документальных фильмов, задуманных как рассказ о прошлой и современной жизни России, ее культуры, истории. «Петербургская элегия» состоит из двух частей: рассказа о семейной жизни Ф. И. Шаляпина и эмоционального обобщения жизни современных ленинградцев. В некотором смысле этот фильм расширяет наше знание о личной жизни великого соотечественника и является продолжением первого фильма из серии «Элегий». Фильм смонтирован в повествовательной манере: автор комментирует фото и архивные документы, предлагает внимательно, неторопливо вглядеться в лицо одного из главных персонажей фильма — Федора Федоровича Шаляпина, старого голливудского актера, живущего в Италии и приехавшего в Ленинград через 60 лет. В лице сына мы узнаем черты гениального отца и в то же время замечаем, что перед нами обыкновенный человек…» - Александр Сокуров (из авторской аннотации к фильму)