"26 дней из жизни Достоевского / Двадцать шесть дней из жизни Достоевского"
Название фильма: | 26 дней из жизни Достоевского / Двадцать шесть дней из жизни Достоевского |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | 26 дней из жизни Достоевского | ||
Жанр: | драма / биографический | ||
Режиссер: | Александр Зархи | ||
В ролях: | Анатолий Солоницын, Евгения Симонова, Эва Шикульска, Николай Денисов, Евгений Дворжецкий, Юрий Катин-Ярцев | ||
Год выпуска: | 1980 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Осень 1866 года. Великий Достоевский (А.Солоницын), находящийся под надзором полиции, в ужасном положении: менее чем за месяц он должен завершить роман "Игрок", в противном же случае он на многие годы попадет в кабалу к издателю. В эти дни судьба сводит Достоевского с юной Анной Сниткиной, которая становится добрым гением писателя, его помощницей, спасительницей, женой...
Сюжет фильма спрессован до моментов работы писателя над романом. “Биографические фильмы, которые стремятся охватить судьбу героя полностью, обречены на неудачу. Сильные, надолго запомнившиеся зрителям образы созданы как раз в лентах, где взяты отдельные яркие фрагменты жизни человека, и этого достаточно, чтобы создать характер.” - А.Зархи.
"С одной стороны, желанно податливый режиссуре, с другой - любую подсказку, как и весь образ в целом, органично одухотворяющий своей индивидуальностью. Высказанной мыслью он не опустошается до конца, и эта недосказанность, вдумчивость создают впечатление неисчерпаемости внутреннего мира, снедающего его творческого зова... Ненадолго мы встретились с тобой, Анатолий, - всего на один фильм, всего на одну роль - роль Достоевского. На твою актерскую долю выпала благородная и нелегкая задача. Но,судя по прессе, по многочисленным письмам, по премии "Серебряный медведь" на фестивале в Западном Берлине за исполнение мужской роли, не я один остался тебе благодарен за участие в фильме..._ Беззаботность не питала творчество Солоницына. Он играл роли, в которых раскрывался образ человека внутренне обремененного противоречиями, вечного и неудовлетворенного искателя правды - нравственной и эстетической. _ Отвечая художественным устремлениям режиссера, в персонажах Солоницына ощутима вдумчивость и потенциальная значительность чувств. Не помогла ли ему порой увлекательная и поучительная страсть библиофила? Не сопутствовала ли книга жизненным наблюдениям и философичности его натуры? А еще жила в нем истинная скромность, интеллигентность, серьезность погружения в поиски художественного образа". (А.Зархи)
Вот что пишет в своей книге брат Анатолия, Алексей: "..я обратил внимание на поразительное совпадение обстоятельств жизни Достоевского и актера, которому выпало воплотить образ писателя в кино. Анатолию было тогда 45 лет. как и его герою, когда тот в 1В66 году диктовал "Игрока". Как и Федор Михайлович, Анатолий после семейной катастрофы сделал предложение девушке, которая была вдвое моложе. Как и его герой, Анатолий встретил ответную любовь. А разве работали они не в сходных обстоятельствах? "Вот, приходится на почтовый гнать" - говорит в сценарии Федор Михайлович Анне Григорьевне, Так, "на почтовым", снимался и фильм. Срочно надо было выплачивать вступительный взнос за кооперативную квартиру - Анатолий оказался а долгу, как в шелку. Я сказал ему об этом. Тот улыбнулся:
- Думаешь, они об этом не знают? Взяли меня, как надежного "профи", вот и все! Да, он был "надежный профи", но все же ни в одной из ролей он настолько не был самим собой, как в роли Достоевского”.