"Кука"
Название фильма: | Кука |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Кука | ||
Жанр: | комедия / драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Ярослав Чеважевский | ||
В ролях: | Анастасия Добрынина, Дина Корзун, Александр Половцев, Марина Голуб, Павел Деревянко, Дмитрий Дюжев, Андрей Ильин, Юрий Колокольников, Ирина Купченко, Игорь Савочкин, Мария Аманова, Анна Ардова | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Кука живет в Петербурге без родителей, с бабушкой. Она смышленая и очень взрослая, все делает сама – и в магазин ходит, и еду готовит, и за домом следит. Кука смелая, она даже страшную собаку в своем дворе приручила. Боится девочка только одного: если бабушка умрет, ее, Куку, сдадут в детский дом, а этого она очень-очень не хочет… Однажды Лена встречает на почте маленькую девочку с авоськой и стареньким игрушечным медведем. Почти такой же любимый медвежонок есть и у Лены, она с ним не расстается с детства. Кука получает бабушкину пенсию, а Лена поражена – такая маленькая девчушка, и совсем одна! Лена хочет познакомиться с ней, расспросить, не нужна ли помощь? Но Кука, завидев сердобольную тетю, моментально испаряется.
Эта девочка не идет у Лены из головы, она начинает за нее волноваться, решает разыскать ее. Но вот что странно: ни в магазинах, ни на почте, ни на детской площадке - никто не знает Куку. Или делают вид, что не знают?
Страна.Ru
На вопрос продюсеров: "Почему?" - ответ был однозначен. В связи с тенденциями современного российского кинематографа девочка должна была оказаться скрытым маньяком, поедающим собственную бабушку, собака - монстром, выведенным путем экспериментов с ДНК, а героиня Дины Корзун, пытающаяся помочь людям, - как минимум педофилом. Вот тогда бы критики дружно воскликнули "ура!" и подхватили знамя.
А если серьезно - спасибо людям, создавшим этот фильм, за веру в то, что мир не окончательно свихнулся. Как кажется после просмотра каждого второго российского фильма.
А вот теперь - к чему все это…
Лена (Дина Корзун) после череды неудач и разочарований на работе и в личной жизни переезжает из Москвы в Петербург, находит там работу в районной соцслужбе и принимается с двумя фриками (Павел Деревянко и Юрий Колокольников) помогать неимущим. Кука (Анастасия Добрынина) - маленькая самостоятельная девочка. Она живет одна в полуразрушенном доме, где сама ведет хозяйство, а на пенсию, которую выплачивают ее мертвой бабушке, покупает макароны, сгущенку и стиральный порошок. Кука ответственна: на конфетки, выставленные в витрине дорогого магазина, только любуется и обязательно откладывает деньги на черный день. И, в общем, этот взрослый ребенок всем доволен, если бы не одно "но": около ее дома живет большая страшная собака, мимо которой надо проходить. Сделать это можно, только обманув пса: Кука кидает кость и быстро-быстро бежит к выходу. И так - изо дня в день.
Пес роет подкоп под ограду, девочку приметила соцслужба в лице Лены - события начинают развиваться.
Если бы в этой картине не было милейшего создания, чистого, светлого и открытого - Насти Добрыниной, - скорее всего, "Кука" показалась бы скучной, плоской историей. Но девочка настолько великолепно сыграла, что многим маститым артистам у нее стоит поучиться. Причем запись на курсы уже можно начать! Из других несомненных плюсов - пара Колокольников-Деревянко. Им стоит подумать о собственном шоу: фрики из них получаются знатные. И пусть фильм неправдоподобен и такого (читай, добра) не может быть. Хорошо, что хоть кто-то верит в обратное и учит, что жизнь гораздо лучше, чем ее пытаются показать любители расчлененки и правдоискательства. Ведь если фокусироваться на содержимом унитаза - ничего другого уже и не увидишь.
А впрочем, на чем фокусироваться, каждый выбирает сам…
Наталья Дьячкова
ИД "Коммерсантъ"
Когда говорят чувства, то логика, понятное дело, хромает, и в этом плане не слишком изобретателен использованный авторами предлог отправить благополучную московскую барышню под сорок, которую играет Дина Корзун, одухотворяться в Петербург. Когда отца героини со скандалом снимают с какой-то выдающейся должности, то мать опасливо говорит дочери: "Может, тебе лучше пока пожить в моей петербургской квартире?" -- как будто на дворе 1937 год. Так же слабо мотивировано, почему, поселившись в Петербурге, героиня вдруг решительно идет работать в собес,-- ну отправили б ее сначала по музеям что ли, или Достоевского какого-нибудь дали внимательно перечитать, чтобы хоть какой-то присутствовал намек, что же послужило стимулом для такой внезапно пробудившейся тяги к самопожертвованию и помощи посторонним людям. А то получается, что девушка переродилась из-за того, что ее папу с работы поперли, и в его просторный кабинет теперь самым циничным образом въехал ее же давний бойфренд, коварно папу подсидевший. Хотя, возможно, эта некрасивая предыстория с самой выгодной стороны высвечивает героиню -- другая бы, может, на ее месте, наоборот, обозлилась и потеряла веру в человечество, а ее потянуло на подвижничество и гуманизм.
Но путь нравственного самосовершенствования непрост. Начальник собеса (ироничный, как всегда, Александр Половцев), не без оснований полагая, что к нему пришла какая-то психопатка, дразнит ее "матерью Терезой" и попрекает слишком дорогим мобильником. Героиня не находит более наглядного способа доказать искренность и основательность своих намерений, чем тут же сорвать трубку с шеи и подарить ее одному из гопников, которые на социальной службе косят от армии. Надо сказать, что эти гопники-дебилы получились, возможно, самыми убедительными персонажами в "Куке", и хочется поздравить артистов Юрия Колокольникова и Павла Деревянко, наконец нашедших себе идеальное амплуа. Отдельную комическую линию составляет переписка одного из юных коллег героини с ее давним обожателем (Дмитрий Дюжев), не подозревающим, что телефон сменил владельца, и к концу фильма приобретающим причудливое представление о ее питерской личной жизни.
Жизнь эта между тем сосредоточена вокруг загадочной девочки, которую героиня мимолетно встречает в сберкассе и решает ее непременно найти. Один из удачных моментов в "Куке" -- что к исполнительнице заглавной роли Насте Добрыниной претензий нет: девочка подобрана так, чтобы ее не жалели, а скорее уважали, и по ее суровому личику чувствуется, что в свои шесть лет ребенок пожил и повидал кой-чего. Такая девочка, наверное, действительно смогла бы некоторое время прожить даже не в квартире, а в какой-то сторожке с мертвой бабушкой, получая за нее пенсию и понимая, что обнаружение "скелетированного трупа", как выражаются в "Куке" милиционеры, немедленно повлечет ее отправку в детдом.
Долго это вряд ли бы продолжалось, но тут как раз везучей Куке очень кстати сваливается на голову героиня Дины Корзун, которая, включив старые папины связи, быстро сматывается в Москву и на следующий день возвращается с бумагой об удочерении. Это торжество материнского инстинкта над бюрократией тоже выглядит амбивалентно: с одной стороны, хорошо, что в данной истории все так быстро пришло к хеппи-энду, но с другой-то выходит, что беспризорницу не глядя отдали в первые попавшиеся руки. И эта хроническая невозможность совместить в одном пространстве милосердие и закон немного омрачает финальную идиллию, когда все потерявшая и опустошенная в начале героиня, сделав всего лишь пару звонков из телефона-автомата, к концу обзаводится и ребенком, и собакой, и преданным мужем, и душевным равновесием.
Лидия Маслова
Про очень отважную девочку
«Кука» - дебютная работа Ярослава Чеважевского. У него нет режиссерского образования, но он много лет занимался съемками видеороликов. И вот решился снять полнометражный фильм.
Лена (Дина Корзун) в один момент понимает, что ей нужно разобраться в своей жизни. Любимый человек, с которым она прожила десять лет, оказался подлецом. Чтобы прийти в себя, она уезжает из Москвы в Питер. Там она устраивается на работу социальным работником: разносит пенсии, развозит гречку по домам малоимущих граждан. Неожиданно Лена замечает маленькую девочку Куку (Настя Добрынина), которая ходит по улицам города совершенно одна. Лена думает, что она из неблагополучной семьи, и хочет ей чем-нибудь помочь.
Кука – очень самостоятельный и смелый ребенок шести лет. Она сама готовит себе еду, ходит по магазинам, получает пенсию за бабушку, распределяет деньги на месяц, думает о том, что нужно купить новое пальто. Она каждый день есть макароны со сгущенкой. У нее всего лишь одна игрушка: ветхий плюшевый медведь, у которого вместо отвалившегося глаза пришита пуговица. У Куки не работает телевизор: мультики она смотрит через окно чужой квартиры, высоко взобравшись на дерево, а по вечерам в бабушкиных очках рассказывает новости своему медведю. И когда ее судьбой начинает интересоваться тетя из соцслужбы, она начинает прятаться. Кука боится, что ее могут забрать в детдом.
Фильм «Кука» был показан этим летом на фестивале «Кинотавр». У кинокритиков он, скорее, вызвал негативную оценку, зато зал рукоплескал от восторга. Режиссера осуждали за предсказуемость сюжета и неправдоподобность ситуаций. Дескать, как это маленькая девочка смогла полгода жить одна, или почему Лена, очень обеспеченная барышня, пошла работать за нищенскую зарплату в соцслужбу. Но перед режиссером не стояла задача снять бытовое кино, хотя он утверждает, что в фильме нет ничего выдуманного. Сам Чеважевский называет «Куку» доброй сказкой.
Разумеется, это не сказка в чистом виде, а мелодрама с элементами комедии, но без соплей, слюней и психологических вычуров. И не важно, какую оценку картина получила у критиков. Главное, чтобы фильм о доброте и любви нашел отклик в сердцах зрителей.
Надежда Погодина, afisha.mail.ru
Трудно быть Джоли
Газета.ру
Ухоженная чиновничья дочка Лена (Дина Корзун) погружается в кризис среднего возраста: любовник хамит и истерит, завтракать приходится в обществе лишь игрушечного мишки, папу «ушли» в отставку. Что и говорить, дело дрянь. Остается собрать волю в кулак и бежать из Москвы на историческую родину, в Петербург, где имеется старая квартирка, деньги не правят миром, а люди, как известно, душевнее. Героиня пьет горькую с новообретенной соседкой (Марина Голуб), которая выдает грустно-гениальные сентенции – «все умные женщины выходят замуж за друзей», и становится понятно, что в мире женщин со времен «Москва слезам не верит» мало что изменилось. Настораживает лишь параллельная история одиноко проживающей в заброшенном домике девочки Куки. И не зря, потому любовно-романтической линии бедной Лене не светит и принца не будет. Будет Кука. В которую Лена, встретив ее на улице, влюбится с первого взгляда со всеми вытекающими в виде удочерения последствиями.
Впрочем, одним лишь кинематографическим внушением «Кука» не ограничивается: часть денег с проката фильма пойдет в детские фонды, а на премьере выдавали тряпичных мишек-трансформеров, легким движением руки превращающихся в кроваво- красное сердце. Не забыли и «георгиевские» ленточки с надписью «открой свое сердце: помоги детям» с предложением повесить их на машину, дабы обратить внимание общественности на проблемы сирот. И даже тем, кто не был на премьере, доступна радость участия в очередной инициативе по единению с человечеством посредством бессмысленного подражания – ленточки можно будет приобрести на заправках.
По большому счету, «Кука» - не кино, а гуманитарный проект. Благотворительная деятельность сыгравшей в нем главную роль Дины Корзун, которая вместе со своей подругой и коллегой Чулпан Хаматовой возглавляет детский фонд «Подари жизнь», неуловимым образом слилась с кинематографической.
Поэтому если в фильме и есть что-то правдоподобное и органичное, то это искреннее желание Корзун помогать детям.
И, учитывая благородные цели этого кинопроекта, становится как-то неловко обращать внимание на всякие кинематографические огрехи. Ну и что, что безумно неправдоподобный сценарий, по которому шестилетняя девочка самостоятельно в одиночку ведет хозяйство, копит на пальто, ходит в магазин покупать собаке кости и, в общем, по деловитости и прагматичности сильно опережает свою будущую маму Лену. Да мало ли, что режиссер Чеважевский (известный вовсе не фильмами, а телерекламой, – в частности роликами товаров «Моя семья»), как ни старается изобразить нелегкую правду жизни, а местами даже и просто чернуху, все время скатывается на картинку из рекламы то ли сока, то ли майонеза.
Но на что при всем желании не получается закрыть глаза, – это на дидактический напор.
Морализаторствовать, не вызывая раздражения, умеет не каждый, это особое мастерство. Чеважевскому стоило бы присмотреться к Кевину Смиту: режиссер, придумавший одну из самых известных парочек киноторчков – Джея и Молчаливого Боба, славящийся неполиткорректностью и цинизмом, между делом зомбирует зазевавшуюся молодежь ультраправильными наставлениями: в жизни нужно уметь принимать решения, нельзя все время быть на вторых ролях, задумайся о своем предназначении. Но поданные на фоне шуток про «черножопых обезьян» и сексуальных забав то с трупом, то с ослом, советы эти аудитория благожелательно поглощает.
«Кука» же, вместо того чтобы, ненавязчиво перемешав лирику с дидактикой, изящно подвести к какой-нибудь мягкой формулировке вроде «в 35 жизнь только начинается, и кстати, на улицах много бездомных детей», кричит, как советский плакат, грозно указывая на оторопевшего зрителя пальцем – а ты усыновил ребенка!? А это, согласитесь, немного чересчур. Не каждый готов быть Анжелиной Джоли.
Дарья Горячева
Благие намерения
Роман КУЛАНИН
На этой неделе в прокат вышли целых шесть отечественных картин, что по количеству очень даже немало. Вопрос качества, как обычно, кинопроизводителей заботит куда меньше, но и тут есть небольшие исключения. К ним, видимо, и относится художественный фильм «Кука», и еще один повод пристальнее приглядеться к картине — Ярослав Чеважевский, режиссер и сценарист картины, для которого это дебют в полнометражном кино. До этого Чеважевский прославился лишь рекламными роликами, в этот же раз задача у него посложнее — держать зрителя во внимании не минуту, а почти целых два часа.
Недолго, видимо, думая, Чеважевский построил сюжет на всем известном приеме — антитезе, то бишь противопоставлении. Живет себе женщина Лена в городе Москве — и жизнь у нее неплохая, не безбедная, размеренная, только нет в ней душевного спокойствия. И вот однажды в ходе нехитрого драматургического хода случается Лене поехать в славный (так, по крайней мере, настаивает автор) город Питер.
А там живет себе поживает девочка Кука (этимология этого имени в ходе картины никак не разъясняется), хозяйство ведет, жизнью в полной мере наслаждается, даром что ей всего шесть лет. Естественно, Кука и Лена однажды встречаются — город-то маленький, да и повествование надо как-то двигать, в общем, начало прекрасной дружбы такое получается.
Между тем, несмотря на излишнюю скупость сюжета, в картине значимые события происходят каждые пять минут — другое дело, что под их влиянием генеральная линия не спеша провисает до такой степени, что к концу становится понятно, что интрига присутствует лишь в пресс-релизе. Но это далеко не беда, есть же в конце концов такая категория фильмов, где хитросплетения сюжета лишь во вред, если бы не стремление господина Чеважевского объять необъятное.
При таком скромном хронометраже автор пытается если не дать срез современного общества, то, по крайней мере, показать как можно больше социальных язв — так, что вспоминаются тоскливые картины начала 90-х про беспросветное существование обывателя. Дело, конечно, благородное и в переломный для страны момент, в коем она уже находится без малого двадцать лет, даже необходимое, но заявленная история проходит по ведомству слезливых мелодрам, а не социального хоррора, который так и норовит показать свое неприятное лицо.
Сложно сказать — злой ли это умысел или благие намерения господина Чеважевского, но противопоставление, указанное в сюжете, играет с ним злую шутку: наивно-трогательная и неглупая, что в отечественном кино большая редкость, история норовит обличать и поучать, и для этого требуется совсем необязательный пункт работы Лены в собесе, где пытаются «помочь людям» и прочие мытарства, замешанные на деньгах. Очень это тянет на социальный памфлет, для которого, как известно, особые умения нужно иметь, отсутствие которых вкупе с притянутым за уши излюбленным противопоставлением Москва-Питер выглядит совершенно нелепо.
С другой стороны, когда в кадре появляется заглавная героиня, холодный расчет улетучивается восвояси — абсолютно беспроигрышный вариант. Потому что оставаться равнодушным к маленькой девочке, которая самозабвенно, как говорится – жизнь заставила, изображает взрослую, это надо быть человеком, из которого делают гвозди.
И Анастасия Добрынина, которая играет Куку, конечно же, маленькое чудо — хоть и так понятно, кто в этой истории главный — но поразительная смесь детской непосредственности и актерского таланта творит невообразимые вещи. Все остальные актеры, в том числе и Дина Корзун, играющая Лену, остаются на периферии. Выделиться, хоть это и позволяет сценарий, не удается ни Дюжеву, ни Половцеву, ни двум косящим под Джея и молчаливого Боба молодцам. Если бы вся творческая группа работала на таком уровне.
Потому, что дальше опять о грустном. Постановка художественного фильма «Кука», к несчастью, является широко распространенным примером, как не надо снимать фильмы. Удручающе бедная камера — достаточно сказать, что 90 процентов планов сделано со средней точки, которая вполне бы сгодилась для бесконечности сериалов, но не для романтической истории, даром что время действия осень — иначе бы дело картинка, как и работа художника, совсем бы шла параллельно драматургии. К слову, в фильме есть две исключительно выдающихся сцены, но, видимо, по злому року, совершенно опциональные для композиции — все это приправленное чудовищными музыкальными номерами с текстами из серии «кровь-любовь» рекомендует, мягко скажем, Ярослава Чеважевского далеко не с лучшей стороны.
И все же, делая обязательную поправку на дебют, «Кука» явление очень приятное для отечественного экрана. И пусть притягательность данной картины целиком лежит на хрупких плечиках Анастасии Добрыниной, господина Чеважевского и его творение, наверное, не стоит обижать, потому что, как говорил Николя Гоголь — «Нашего человека надо уважать хотя бы за намерение». А намерения в нашем случае самые благие.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру