"10 000 лет до нашей эры"
Название фильма: | 10 000 лет до нашей эры |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | 10.000 B.C. | ||
Жанр: | фантастика / фильм-катастрофа | ||
Режиссер: | Рональд Эммерих | ||
В ролях: | Клифф Кёртис, Камилла Белль, Омар Шариф | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Специалист по фантастическим фильмам-катастрофам Рональд Эммерих отправился в далёкое прошлое, дабы живописать нам историю доисторического охотника на мамонтов и его племени.
Среди голодных и рабов
Газета
В прокате появился очередной блокбастер от режиссера Роланда Эммериха. Он мастер пугать аудиторию вселенскими катастрофами: Эммерих сталкивал землян со злобными инопланетянами в "Дне независимости", а также топил и морозил все прогрессивное человечество в "Послезавтра". Новый фильм "10 000 лет до н.э." (именно так, с сокращениями и нулями) повествует о том, как древние племена охотников на мамонтов боролись против некоего рабовладельческого государства, эдакой империи зла. А заодно нащупывали для себя альтернативу - демократию, выросшую, похоже, непосредственно из недр первобытной общины. Причем все это задолго до того, как рабовладение и основы демократии адаптировали для себя (или даже изобрели) египтяне и греки.
Американские критики уже окрестили этот блокбастер помесью "Апокалипсиса" с "Ледниковым периодом". Только в отличие от ленты режиссера Мела Гибсона древние люди в "10 000 лет до н.э." говорят на современном английском. И в отличие от знаменитого мультика у Эммериха не скачет по экрану потешная саблезубая белка с орехом.
Зато есть саблезубые тигры, ужасные хищные птицы, напоминающие страусов, но способные откусить добыче голову. Конечно же, есть мамонты, применяемые не только в качестве пищи, но и как тягловая сила, и еще множество спецэффектов, позволяющих предположить, что жизнь в древности была весьма насыщенной даже без компьютеров, на которых ее нарисовали. Героям фильма для развлечений вполне хватало вышеописанной живности, ям-ловушек, копий, скребков и оружия систем "каменюка" и "дубинка".
Сюжет картины строится на столкновении двух миров. Отсталые охотничьи племена подвергаются внезапному нападению более организованной цивилизации, располагающей и армией, и классовым строем, основанным на эксплуатации человека человеком, и гигантскими пирамидами, возведенными рабами. Передовая доисторическая архитектура в "10 000 лет до н.э." способна впечатлить не только пещерных жителей, но и современного зрителя. Набедренные повязки и прочие одежды персонажей также выполнены с большой фантазией. Создатели картины явно не отказали первобытным модельерам в креативности при том, что выбор материалов у них был все-таки ограничен.
У лидера мирных охотников по имени Д´Лех есть двойной интерес стать воином и бороться с высокоразвитым, но неправильно устроенным обществом. Дело в том, что так называемые цивилизованные рабовладельцы похитили его девушку Эволет. А по предсказанию духовного авторитета племени именно Эволет и Д´Лех должны повести своих собратьев в светлое будущее и гарантировать, что охотники выживут даже после того, как мамонты вымрут. Так что молодой человек сколачивает отряд и идет отбивать любимую не только для себя, но и ради племени в целом.
На главные роли были выбраны отнюдь не знаменитости, но юные и свежие актеры Стивен Стрэйт и Камилла Белль. В звериных шкурах исполнители смотрятся убедительно, хотя основную ставку режиссер очевидно сделал не на индивидуальности, а на массовые батальные сцены.
До энергетики, которая хлестала с экрана в прошлогоднем боевике "300 спартанцев", ленте Эммериха далеко. Но если не судить первобытный аттракцион по законам высоколобого кино, то получить некоторое удовольствие от просмотра вполне возможно. Во всяком случае, в Америке фильм возглавил десятку лидеров по кассовым сборам, хотя сборы не так велики, как у предыдущих хитов того же автора.
Екатерина Чен
Путешествие за три климатических зоны
Роналд Эммерих впал в доисторический период
В российских кинотеатрах начинается прокат новой ленты режиссера Роланда Эммериха - "10000 лет до нашей эры". Режиссер, который специализируется на крупномасштабных фильмах-катастрофах, себе не изменил, но, к сожалению, его новая картина со стомиллионным бюджетом вызывает лишь зевок.
Роналд Эммерих - удивительный режиссер. Он с завидным постоянством умудряется делать слащавые патриотические (слащавые фантастические, слащавые фантастическо-патриотические - нужное подчеркнуть) полотна, находить под свои фантазии гигантские бюджеты, окупать их, и затевать еще более масштабные постановки. Вот и "10000 лет" в первый же уикенд мирового проката собрали 61 миллион долларов, что практически стопроцентно гарантирует окупаемость проекта.
Впрочем, зрелищности фильмам этого режиссера обычно не занимать, за что его и любят. Он делает свои постановки ("Послезавтра", "Годзилла", "День независимости") настоящей пищей для глаз. Мозги же можно преспокойно оставить дома, они вам на фильмах Эммериха только помешают.
Сюжет фильма предельно прост. Жило-было доисторическое племя, охотилось на мамонтов. Жил-был главный герой, отец которого во благо племени ушел на поиски семян и корешков и где-то помер. Жила-была голубоглазая девушка, которая уже в доисторический период пользовалась тушью и услугами стилиста. Герой любил девушку и, когда ее похитили, отправился спасать красотку, попавшую в лапы темнокожего "демона". Топать главный герой умеет, стимул есть к тому же, ибо прошагать за 30 минут экранного времени три климатических зоны - не каждому дано.
Герой у Эммериха вышел какой-то негероичный. К концу картины он, конечно же, заматереет и в знак того, что пубертатный период закончился, заберет у брутального наставника копье сгинувшего папаши, но при этом будет продолжать рефлексировать. Рефлексия, впрочем, не помешает собрать ему племя "наших" и пойти войной на "не наших", которые насаждают технический прогресс, пирамиды строят, основы религии закладывают. "К черту прогресс", - говорит главный герой-варвар и крушит все и вся, чтобы вернуть голубоглазую девушку в свою землянку.
Предельно упростив идеологию фильма, разжевав и положив зрителям в рот, Эммерих приводит ленту к логичному концу - нет ничего, что не мог бы разрушить мужественный варвар, особенно если у него есть суперкопье-раскладушка (ну и прочие технические средства, боеголовки например).
По-настоящему замечательны в этом фильме, пожалуй, только животные. Хороши саблезубые тигры, способные к социализации, прекрасны плотоядные цыплята, которые носятся по бамбуковому лесу, а подмигивающий главному герою мамонт с плохо прорисованной шкурой, тот и вовсе очаровашка.
"10000 лет до нашей эры" - крупномасштабный плагиат целых кусков из других фильмов. Эммерих, не стесняясь, тащит все, что плохо лежит, лишь косметически полируя "заимствованное". Внимательный зритель увидит здесь "Парк Юрского периода 2", "Трою", "Апокалипсис" (лента Эммериха по сравнению с фильмом Гибсона выглядит как адаптированная версия "Войны и мира") и многие другие картины. И только пафос и идиотские диалоги, которыми забиты чересчур длинные отрывки между батальными сценами, - заслуга режиссера, потому что скопированы из его же фильмов "Патриот" и "Звездные врата". Из последнего же заимствована и вся египетская эстетика, включая завернутого в шелка фараона-бога, холеные ручки которого снабжены 20-сантиметровыми золотыми когтями в знак того, что шалопай работать не привык.
Хуже всего то, что картина до дрожи в коленках серьезна, что пафоса ей только прибавляет. За весь фильм главный герой, занятый распутыванием сложного клубка комплексов в своей черепной коробке, сподобится выдавить из себя лишь одну шутку. Да и то - тупую.
Ключкин Антон
С сайта Лента Ру
Охотник на маноков
Роман КОРНЕЕВ
Читавшим в детстве Рони-старшего и его собратьев по перу всегда приятно посмотреть что-нибудь эдакое из доисторических времён, пусть не совсем правдоподобное, пусть не лишённое чуждого здесь мелодраматизма, пусть не без белых зубов жителя XXI века, но всё равно есть во всём этом что-то родное, царапающее родовые инстинкты ещё с тех стародавних времён до Трои, поля Куру и первых пирамид. Даром что тематика доисторических времён мировым кинематографом применялась для разве что комедийного подхода, да и то — с чрезвычайным памфлетным подтекстом. Ну, не «Ледниковый период» же почитать за доисторический эпос — а там одетые в шкуры люди хотя бы молчат.
Что сподобило Эммериха взяться именно за эту тематику именно сейчас — сказать трудно, хотя отрицать похожесть стилистик знакомого ему жанра фильма-катастрофы и доисторических приключений не получится, там и там в центре внимания — борьба человека со стихией, включающей, собственно, и самого человека — опаснейшего из хищников.
С другой стороны вот кто-кто, а давний партнёр Эммериха по площадке Ули Штайгер, не так давно у Бодрова-старшего получил массу свежего опыта по съёмкам именно посреди степных просторов дикой природы в условиях, максимально приближённых к уровню каменного века.
И опыт этот пригодился — пролёты камерой над карабкающимися по горам воинами племени уже не так напоминают ВК, шкуры не смотрятся пошитыми Дольче и Габаной, а белые зубы сверкают только на лице Камиллы Белль, тщательно изображающей «голубоглазую девочку Эволет». Мамонты-маноки бегут, земля сотрясается, охотники кричат, ведунья потрясает костяными побрякушками, глаз радуется.
Другое дело, что персонажи тут не в пример ЛП, отнюдь не молчаливы, подбадриваемые занудным эмбиентом рассказчика, они на бодром американском английском (отчётливо слышимом сквозь отечественный подстрочник) развивают вполне современный сюжет про неуверенного в себе подростка, то получающего белое копьё, то его быстро-быстро отдающего, чтобы под извечное «ши мейкс ми край» уйти грустить на гору, попутно растеряв остатки глины на лице. А тут как назло, враги.
Вообще, так всё и будет проистекать до самого финала — пока персонажи куда-то бредут, с кем-то сражаются или разглядывают какие-нибудь свежие красоты, выглядит это всё более чем занимательно: все эти «большие птицы» с красными парусами, пустынные племена, и даже финальное революционное восстание супротив последнего атланта смотрится с интересом, и даже местами азартом. Другое дело, что стоит им снова заговорить — пиши пропало.
Так вначале за разговорами мы и не поняли, что там у племени с кремневыми орудиями, тривиальным добыванием огня, религией и охотой на более мелкую дичь, потом нам тревожный голос за кадром не дал понять, как трое здоровых сытых охотника не смогли догнать в родных горах горстку чужаков, отягощённых группой связанных, голодных и пеших рабов, далее мы за многословными переговорами и байками о «твоём великом отце, который был большим белым бваной» не успели вместе с героями удивиться самой возможности возведения каменных строений (тут уж см. внимательно список сценаристов), а также понять, зачем вражескому отряду так далеко ходить за рабами, если у них под носом полно ничуть не кочевых племён, на которых даже ослабленный переходом крошечный отряд нападает с налёту безо всяких раздумий.
Далее следуют, по очереди: секрет полишинеля ака таинство вычисления полярной звезды, таинственная извивающаяся в песках река (что за река-то? Нил разве петляет? а горы там рядом есть? про близкое море вообще ни слова), странная рабовладельческая империя, занятая исключительно строительством пирамиды, в которой рабов почему-то больше, чем свободных (вообще-то это тривиально невозможно в доисторических условиях). Ну, и под конец нам представят сразу три предсказания, которые сойдутся вместе самым банальным образом, запоров намечавшийся неплохим финал, попутно процитировав зачем-то фильм «300».
Если бы не этот финал, если бы не играющая роль натурального рояля в кустах ведунья, если бы не бесконечные диалоги, фильм по-прежнему был бы не без недостатков, но смотрелся бы куда более цельно — камышовые птички, мамонты (что-то делающие в пустыне, ау, Эммерих!), мелькнувшая в сюжете саблезубая кошка, даже физически невозможное по тем временам объединение племён — всё это вполне романтично, в меру сказочно, сойдёт и за легенду (которые, замечу, всегда содержат элемент «так не бывает»), но вот не удаётся авторам выдержать стилистику. То у них романтический работорговец со страшной силой полюбляет мебелеобразную Эволет, то у них «жертвоприношение» принимает вид несчастного случая на стройке, а уж финальный пассаж с выращиванием кукурузы (!) кочевыми охотниками это полный дас ист фантастиш.
Уж лучше, как в одном неплохом отечественном прехисторике, принять, что последний атлант ковал себе ядерный щит державы, дабы поместить его на вершину пирамиды да и рвануть это дело к едрене матери, превысив критическую массу. Без мамонтов в пустыне, без лошадей — там же (верблюдов придумали нефтеносные шейхи, да), без парусных кораблей на равнинной реке (как они плывут, когда ветер встречный?) и прочей красивой отсебятины.
И без хеппи-энда, граждане. Он нынче не моден.
В итоге и получается — не то чтобы фильм уровнем своей постановки был достоин западных низких рейтингов, местами он и правда красив, но вот эти перечисленные выше брёвна в глазу никак не получается принимать за мелкие соринки. Хотя очень хочется.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру