"Однажды в провинции"
Название фильма: | Однажды в провинции |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Однажды в провинции | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Катя Шагалова | ||
В ролях: | Юлия Пересильд, Эльвира Болгова, Александр Голубев, Любовь Толкалина, Наталья Солдатова, Леонид Бичевин, Алексей Полуян, Александр Скотников, Айдыс Шойгу | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Текучая и размеренная жизнь глухого провинциального городка неожиданно меняется, когда в город приезжает звезда популярного телесериала Настя. Ей больше не кому идти, кроме как к родной сестре. Настя разочарована в жизни и в себе, она пытается начать жизнь заново. Каждый вечер во дворе общежития собираются молодые люди и девушки. Им нечем заняться — жизнь в провинции не дает никаких шансов. Все хотят любить, но не тех и не так. С появлением в городе Насти, сложные взаимоотношения друзей накаляются до предела, секреты перестают быть секретами, тайны больше не тайны — любовная горячка охватывает провинциальный город. И тогда, когда, казалось бы, все может измениться, случайная трагедия ставит все на привычные места.
С сайта Кинокадр Ру
Картина начинается с того, что две маловменяемые женщины устраивают разборку посреди улицы. Одна из них с коляской, другая в милицейской форме. Позже выясняется, что милиционерша приходится матерью нелепо накрашенной особе с ребёнком и бутылкой водки. В современном российском кино провинцию изображают либо тихим уютным углом, где нет места злу, либо как самый настоящий ад, в котором нормальный человек просто не выживет — третьего не дано. Катя Шагалова, как и журнал «Русская жизнь», например, идёт по второму пути.
Неизвестный городок населён самыми разнообразными сумасшедшими, которые непрерывно пьют водку, трахаются, устраивают поножовщину, бьют женщин, бросают детей и почему-то не произносят ни одного матерного слова. Вот в эту, так сказать, неблагоприятную социальную среду приезжает молоденькая актриса, побывавшая в столицах. Приезжает к сестре, которая живет с мужем (отставным солдафоном, повредившим себе голову) и ребёнком, который как будто бы никому не нужен. Вроде как актриску погнал её папаша-генерал и зритель должен ей сопереживать как единственной вменяемой особе на экране, но и она ведёт себя нелогично и истерично. Так что к середине фильма уже решительно не понимаешь — на что смотреть?
К тому же, все сцены этой адовой жизни сняты очень эмоционально, даже с некоторым нажимом, отчего картина становится вовсе невыносимой, как отбойный молоток, которым тебя непрерывно долбят по черепу. Когда же все эти коллизии заканчиваются, — никакого катарсиса нет и в помине, а есть одно только облегчение, что можно уже не смотреть на бесконечные идиотские перипетии из жизни идиотов и монстров.
Толкалина лучше скинхэдов
Столичная актриса Настя (Юлия Пересильд) сбегает от неприятностей к сестре Вере (Эльвира Болгова), в глухой провинциальный городок. Попав прямиком с поезда на местный праздник, она получает отличную возможность, не откладывая, познакомиться с жителями, их нравами и обычаями. Вера помешана на собственном муже Коле и с энтузиазмом терпит его выходки. Коля (Александр Голубев), у которого после чеченской войны съехала крыша, глушит водку, колотит жену и спит с Леной. Лена (Любовь Толкалина), здешний участковый, увлекается фен-шуем и дзен-буддизмом, пишет стихи, растит дочь-алкоголичку и маленького внука. Есть еще Че (Леонид Бичевин), романтический герой и друг Коли, и Лошадь (Алексей Полуян), бездомный и блаженный.
Какая-то, видимо, новая русская политкорректность заставила режиссера и сценариста Катю Шагалову заселить обыкновенный провинциальный городок кавказцами, азиатами и неграми. Это, правда, позволило заодно вставить в и без того чернушную картину кусок со скинхэдами. Бритые затылки и перебитые кости, тяжелые ботинки, монтировки, свирепые лица и качественный кровезаменитель – подобные мелочи, согласитесь, способны украсить любое кино.
Хотя с украшением конкретно этого фильма значительно лучше скинхэдов справляется актриса Любовь Толкалина. Укачивает ли она младенца, читает ли вслух стихи – ее появления в кадре подобны небольшим таким взрывам, безопасным, но ощутимым. Все прочие актеры на ее фоне заметно бледнеют, хоть Юлия Пересильд, особенно в постельных сценах, и смахивает слегка на Скарлетт Йоханссон.
Реплики порой звучат неестественно, действия надуманны и лишены смысла – возможно, это сделано специально, чтоб лучше выразить весь абсурд и бессмысленность происходящего. Вообще, полтора часа смотреть, как люди хлещут водку под наивные «Белые розы» Юры Шатунова – это, честно говоря, здорово зомбирует. Ты словно погружаешься в транс, тебя укачивает и тошнит от выпитого ими, и точно так же куда-то едут мозги. И когда «Розы» пару раз сменяет «Я свободен» – своеобразный гимн для несчастных местных жителей – облегчения не приходит, все только усугубляется.
Провинцию снимали в Подольске – а это практически Южное Бутово – и, кажется, все-таки сильно загнули. Похоже, создатели фильма, как заезжие столичные гастролеры, пронеслись по улицам на быстром автомобиле и увидели то, что пожелали увидеть. Но что поделать: пьянство, секс и насилие – наше все, да.
Света Писцова, afisha.mail.ru
Далеко от Москвы: пьют много, страдают обильно
Известия.RU
25 сентября на экраны выйдет фильм режиссера Кати Шагаловой "Однажды в провинции". Премьера состоялась на последнем Московском кинофестивале и сразу вызвала бурные споры. Хотя в основе сюжета вполне житейская история - взаимоотношения двух сестер, генеральских дочек, на грани любви и ненависти.
Когда-то Настя рассказала строгому папе-генералу, что Вера встречается с красавцем-срочником, и того услали в "горячую точку". Вернулся Коля контуженным, но Вера, беспредельно и слепо влюбленная, выходит за него замуж. От головных болей Коля периодически теряет разум и нещадно колотит свою Веру, которая готова не только все простить и оправдать любимого, но даже сестру родную в тюрьму засадить. А у Насти своя душевная травма. Она стремилась стать кинозвездой и уже снималась в популярном телесериале, но актерская карьера не задалась, новых приглашений не предвидится. Столичная телезвездочка в состоянии депрессии возвращается в родной город, и это взрывает привычное течение провинциальной жизни.
Настя попадает в странный мир, полный открытых страстей. Сестре Вере совсем не нужен лишний свидетель ее нескладной жизни - в окружении мужа и трех его друзей-однополчан, отслуживших в "горячей точке". Коля, задыхающийся от Вериной любви, ищет утешения у милиционерши Лены. По Вере сохнет кореец Ким. А кавказец Руслан одержим страстью к дочке Лены - хохотунье и пьянчужке Анжеле, у которой ребенок от Кима. Симпатяга Че даже на войне не поборол комплекс, что папа-кубинец бросил его и маму. Дружбу четырех парней, сцементированную войной, не могут разрушить никакие любовные страсти. Каждый знает о других всё, но принимает такую жизнь как данность. На всех общих праздниках Че поет рок-балладу Валерия Кипелова "Я свободен" (и, да простит меня музыкант, в фильме она звучит пронзительнее, чем со сцены), а слова "Моя душа была на лезвии ножа" приобретают дополнительный смысл. За всем происходящим наблюдает семейная пара не то гастарбайтеров, не то беженцев, являющих собой в фильме своеобразную версию греческого хора, - они комментируют, удивляются и сочувствуют всем этим странным, на их взгляд, героям. Пьют в фильме много, страдают обильно. Че (чтобы доткать сюжетную паутину) влюбляется в Настю. И все жаждут счастья, а умеют только причинять боль. Чем не вывернутый наизнанку, однако сохранивший дух Чехов? Красивые, но искореженные люди и сто пудов любви в придачу.
Катя Шагалова - не провинциальная девушка. Более того, она - дочь сценариста и режиссера Александра Миндадзе и актрисы Галины Орловой, а также внучка сценариста Анатолия Гребнева. На фестивальном просмотре, разумеется, объявились знатоки, заявившие, будто москвичка Шагалова весьма умозрительно представляет себе жизнь за Садовым кольцом, а бытовые сцены и весь клубок страстей - плод ее высокомерной фантазии. С другого фланга утверждали, что в провинции парни не носят белых рубашек, а девушки не красятся, то есть провинция должна выглядеть еще грязнее и страшнее, а значит, москвичка - опять же - правды жизни не знает. По слухам, Ирина Розанова даже собиралась в знак протеста покинуть жюри ММКФ, если коллеги решат наградить этот антигуманный фильм. По тем же слухам, председатель жюри - актриса Лив Ульман уступила, хотя ей самой картина понравилась. В итоге Катя Шагалова получила награду ФИПРЕССИ - критики отметили-таки как раз гуманизм фильма. Это означает, что "Однажды в провинции" начнет интенсивную фестивальную жизнь за рубежом. Но хотелось бы, чтобы и в нашем прокате судьба картины оказалась успешной. Ведь это - про нашу жизнь. Нам в ней и разбираться
Вита Рамм