"Наусика из Долины Ветров"
Название фильма: | Наусика из Долины Ветров |
|
|
Страна-производитель: | Япония | ||
Английский: | NAUSICAA OF THE VALLEY OF THE WIND | ||
Жанр: | анимационный | ||
Режиссер: | Хаяо Миядзаки | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1984 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В будущем человечество, столетиями безоглядно эксплуатировавшее природу, пало жертвой своей гордыни. Землю постигла ужасная экологическая катастрофа, процветающие когда-то промышленные цивилизации обратились в прах, а поверхность планеты покрыло гигантское море Леса, испускающее в атмосферу ядовитые споры своих растений. Оставшимся в живых людям приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомообразных обитателей, пытаясь не допустить распространения вредоносной растительности. Мирная Долина Ветров - одно из царств, образовавшихся на руинах прежних государств. Жители Долины обожают своего доброго правителя и его дочь Наусику, необычную девочку, находящую общий язык с исполинскими насекомыми Леса, странными порождениями нарушенной экосистемы. Но безмятежное существование Долины Ветров нарушается, когда маленькая страна становится пешкой в играх крупных воинственных соседей, сражающихся за остатки драгоценных природных ресурсов планеты. Тем не менее, скрытому потенциалу Наусики ещё предстоит раскрыться, и юной принцессе, возможно, удастся изменить судьбы мира...
Трудно ожидать разочарования от фильма, над которым работала своеобразная “команда мечты”: режиссер - сэнсэй Миядзаки, продюсер - сказочник и драматург Такахата, композитор - молодой Дзёэ Хисайси, а среди ключевых аниматоров числится совсем еще зелёный новичок - Хидэаки Анно, автор будущего “Евангелиона”. Тем не менее, может слегка волновать то, что фильм создавался до “Лапуты” и “Нашего Соседа Тоторо” в далеком 1983 году, когда о студии Ghibli еще и не помышляли, а это, признаться, вселяет некоторое беспокойство: “первый блин комом”. Однако, все эти опасения нисколько не подтвердились и остаётся только с чистой совестью петь фильму дифирамбы.
Первое, что хочется отметить после просмотра “Наусики из Долины Ветров”, это огромное количество сюжетных ходов, многообразие героев и сцен. Вообще, непонятно, как Миядзаки умудрился в отведённое время втолкнуть в фильм столько киноматериала, коего другому автору хватило бы на целый сериал, да еще сделать это понятным и логичным для зрителя. Отдельного поклона заслуживает и главная героиня. Миядзаки-сэнсэю удалось воплотить её до такой степени проработанной и замечательной, что не хватает хвалебных слов в её сторону. Наусика потрясает всем, начиная с формы и кончая содержанием. Но если формы миядзаковских девушек очень схожи, то по содержанию она обыгрывает всех последующих персонажей. Ловкая смесь мужественности и женственности, героизма и обворожительности, доброты и ума делает Наусику ярким и выделяющимся персонажем из всего творчества Миядзаки.
Сюжетная часть фильма крепится на базовой гуманистической идее Миядзаки, которую он пользует на разный лад в различных своих произведениях. Так, например, в конце 90-х сэнсэй поставит похожий фильм, также рассказывающий о девушке, являющейся своеобразным отождествлением природы, но там она выведена несколько хищной и не такой милой, как Наусика. Думаю, вы уже поняли, что речь идёт о “Принцессе Мононокэ”, где зрителю рассказывается о защите природы, её ценности и о сравнении людей со зверьми. То же самое мы видим и тут. Даже когда Земля превратилась в мутную дыру, что прозвана “Мёртвым Землями” (“Пустошами”), люди не перестали воевать между собой и создавать всякие адские машины. Но напротив, видя безысходность положения, они напрягают больше силы, чем мозгов, создавая танки и давя всех тех, кто выжил после экологической катастрофы. Сначала эти абсурдные действия представляются не совсем понятными, но оказалось, что только благодаря такому приему можно было показать задумку Миядзаки во всей красе. И если в “Мононокэ” природа не собирается претендовать на главенствующее место, то в “Наусике из Долины Ветров” всё происходит наоборот. “Мёртвые Земли”, дающие жизнь неведомым существам, постепенно надвигаются на людей с явным намерением поглотить тех, кто обезображивает землю. В отличие от многих поделок такого рода, в этой ленте ход отыгран замечательно, а самое главное, он безусловно оправдан. Люди, боящиеся умереть от ядовитых испарений “Мёртвых Земель”, тщетно пытаются сберечь себя, надевая маски, создавая мельницы, но все их попытки с самого начала выглядят тщетно перед неизбежностью. Это понимаем мы, это понимает Наусика, но никак ни другие обитатели Долины Ветров и других царств-государств. Они-то и раскручивают сюжет, воюя между собой за оставшиеся земли, за неведомые орудия. Героине же приходится расхлебывать всю их кашу, а нам, в свою очередь, смотреть, как она это делает.