"Хитмэн"
Название фильма: | Хитмэн |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Hitman | ||
Жанр: | боевик / фантастика / экранизация | ||
Режиссер: | Кзавьер Генс | ||
В ролях: | Тимоти Олифант (Агент 47), Дугрэй Скотт (Майк), Ольга Куриленко (Ника), Роберт Кнеппер (Юрий), Ульрих Томсен (Михаил Беликов), Хенри Ян Кьюсик (Удре), Майкл Оффей | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Режиссёр Кзавьер Генс представляет экшн-боевик по мотивам известной видеоигры. В роли клонированного лысого генномодицицированного киллера со шртихкодом на затылке.
Убили, значит, президента- то нашего
Газета.ру
Картина маслом: в питерском метро, том самом, с «горизонтальными лифтами», ожесточенно дерется на ножах группа абсолютно безволосых мужиков явно иностранного происхождения. Что за бред?! – скажете вы. А это вовсе и не бред, а новый блокбастер «Хитмен», спродюсированный Люком Бессонном и снятый по одноименной компьютерной игре.
Лысый, как летняя резина, агент 47 с вытатуированным на голове штрих-кодом (Тимати Олифант) выращен в недрах секретной организации и работает высококлассным киллером, иначе говоря – «хитменом». Однажды поступает заказ – нужно убить президента. Российского, между прочим. На этом месте чиновники из Госкино всяко должны схватиться не то за телефонную трубку, не то за валидол, осознав, что за сюжет выйдет в кино как раз накануне выборов. Спасает их карьеру только одно: президент тут довольно условный, как и, разумеется, российская действительность. К этому нам не привыкать, все как обычно. Златые купола, ломаный русский, который в целях ограждения граждан от чересчур бурных эмоций приходиться в российском прокате дублировать, надписи, сделанные на кошмарном новоязе, уворованном с китайских инструкций, – создатели фильма умудрились сделать ошибку даже в важном слове из трех букв.
В слове «ФСБ», а не в том, о котором вы подумали.
Впрочем, каждый режиссер, снимающий про Россию, стремится разбавить приевшиеся стереотипы каким-нибудь новым креативом. «Хитмен», к примеру, дарит нам образ типичного русского милиционера – обрюзгший тип с крашеным пергидрольным ежиком.
Убив президента, хитмен-47 осознает, что его подставили. Кроме того, откуда ни возьмись появляется проститутка-свидетельница (Ольга Кириленко), эдакая Sonya Marmeladova, пробуждающая в герое подобие человеческих чувств. Что такого увидела дама, так и останется загадкой – как, впрочем, и то, отчего вдруг за агентом-47 начинают охотиться другие хитмены, решающая битва с которыми состоится в питерском метро. Понять, что и почему происходит, непросто: сюжет «Хитмена» – непроходимый бурелом, очень органично смотревшийся бы в монографии П. И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» из повести Стругацких.
Между тем экранизации «Хитмена» – интеллектуальной, между прочим, стрелялки, в которой количество жертв вовсе не переходит в качество, – долго и нервно ждали.
Еще задолго до выхода на экраны проект, стартовавший аж в 2003 году, оброс скандалами и легендами. Главную роль должен был исполнять Вин Дизель, да рассорился с создателями, а на смену ему пришел малоизвестный Тимати Олифант. Поговаривали, что был украден отснятый рабочий материал. Затем ходили слухи, что режиссера Ксавье Генса отстранили от работы, поскольку фильм получился гораздо более жесткий и кровавый, чем рассчитывали в Голливуде. И под конец вроде бы стало известно, что российское министерство по рекламе запретило один из вариантов наружной рекламы «Хитмана», на котором герой с пистолетом в руке стоит на фоне Кремля.
Сам же фильм гораздо скучнее, чем окружающие его разговоры. Бессон с Ксавье сняли самый что ни на есть дешевый экшн категории Б. «Хитмен» совершенно лишен задора, персонажи плоски как равнина, а ведь именно Бессон некогда прославился глубокой душевной разработкой образа киллера – в «Никите» и «Леоне». Не отстает и кастинг: добродушно-туповатый Тимати Олифант напоминает не бескомпромиссного ассасина, а менеджера среднего звена, тем временем Ольга Кириленко местами подозрительно похожа на Миллу Йовович, что не может не наводить на всякие фрейдистские размышления.
Для «Хитмена» было бы лучше, если бы российские чиновники и впрямь решили перестраховаться, углядев в фильме политическую подоплеку. Вот это был бы действительно сильный повод для обсуждения, но за неимением столь яркого промо «Хитмену», увы, остается довольствоваться мелкотравчатыми скандалами о смене одной лысины на другую.
Дарья Горячева
Сорок седьмого уничтожить
Время новостей
Их отбирали где только можно и нельзя, по всему свету. Сирот и подкидышей, тех, о ком никто никогда не хватится. Их свозили в лагерь, где под религиозные гимны учили тому, что вряд ли постигнут сверстники. Драться до последней крови с применением всех приемов восточных и западных единоборств. Дышать под водой. Стрелять по любой мишени не моргнув глазом. А также, судя по всему, вводили специальные препараты, которые навсегда делали человека лысым (а иначе как разглядеть на затылке татуировку в виде штрихкода, по которой на раз отличишь своего) и отбивали у него влечение к противоположному полу. В конце концов из малолеток получались суперубийцы, готовые выполнить любое задание и известные миру исключительно под номерами.
Он (Тимоти Олифант) агент 47. Профессионал высшей категории. Но даже ему не стоило встревать в сложносочиненный заговор по убийству русского президента Михаила Беликова (Ульрих Томсен), который вдруг поменял внешнеполитический курс. (Его же брат Борис - Генри Ян Кузик - крутой наркобарон и торговец оружием; такая вот семья.) Операция прошла отменно, но на следующий день смертельно раненый Беликов вновь появился перед народом. А за агентом 47 началась охота, в которой приняли участие не только агент Интерпола Уиттер (Дагрей Скотт), для которого поймать 47-го - дело чести и шишки из ГРУ, но и точно такие, как сам, хитмэны с татуированными затылками. А на его стороне осталась только Ника Боронина (Ольга Кириленко) - президентская любовница из элитных путан, у которой в детстве на винограднике был бурундук Тишка, а сегодня осталась только драконья татуировка на лице. Вместе им суждено разоблачить президентского двойника и остаться в живых. Не находят они взаимопонимания только в постели, но в этом скорее всего виноваты воспитатели агента 47 - кабы не препараты, остаться равнодушным к неотразимой в своей вульгарности Нике невозможно.
«Хитмэн» снят на основе популярной серии компьютерных игр. Разумеется, в оригинале никаких бурундуков не было. Но то, что получилось из «стрелялки», более чем кондиционно. Французский режиссер Ксавье Генс (ассистент гонконгских мастеров Цуй Харка и Ринго Лэма на боевиках с ван Даммом, отменно дебютировавший ужастиком «Фронтиры») сделал все, чтобы фильм стал примером осознанного, дистиллированного и при этом неотразимого трэша. Уровень «клюквы», неизбежной при обращении с русским материалом, не то чтобы зашкаливает, но демонстрирует почтительное знакомство с первоисточниками -- «Святым» Филиппа Нойса и экранизациями романов Фредерика Форсайта и Тома Клэнси. Все вроде в порядке, но то вылезет на почтовом ящике болгарская «Поща» (снимали в основном в Софии), то Киевский вокзал в Москве окажется Центральным вокзалом Санкт-Петербурга, то агент 47 вдруг выйдет на улицу в форме российского железнодорожника, которой позавидовал бы метрдотель «Славянского базара». И все это кажется концептуальными ходами по созданию виртуальной России -- той, где президента может заменить двойник. Это примечательно, ибо в интервью Генс показал себя завзятым киноманом, вдохновляющимся не только Гонконгом и Голливудом, но и советскими шпионскими фильмами 50-60-х годов с их «нуаристым» мраком и игрой теней. Все, что касается действия, практически безупречно - сцена поединка 47-го с четырьмя собратьями в электричке на самурайских мечах может войти в список пятидесяти (а то и тридцати) лучших боев последнего времени. Стреляют метко, шеи сворачивают на раз, машины бьются, как фужеры на свадьбе завмага. Зло наказано, Ника получила маленькое счастье в виде виноградника. 47-й подмигнул с очередной крыши со снайперской винтовкой наперевес.
Красота! «Хитмэн» едва ли не единственный новый фильм, продолжения которого очень ждешь. Ясно, что будет все то же самое, а смотреть на похождения человека без свойств, но с пушкой, хочется до дрожи. В конце концов и в других странах есть президенты.
Станислав Ф. Ростоцкий
А тебе, лысый, я телефон не скажу
Не успели мы возгордиться успехами русской мафии в Англии, как Голливуд снова все расставил по привычным местам. Последний раз такая расстановка наблюдалась в «Красной жаре» или «Полицейской академии». То есть, очень давно.
Консультировал создателей «Хитмэна» на предмет соответствия российским реалиям человек с завидным чувством юмора. В результате они умудрились ошибиться даже в написании доходчивого слова «ФСБ», не говоря уже про более сложные слова на вывесках и рекламных щитах. А поскольку Хитмэн предпочитаетаботать либо в Москве, либо в Питере, то к концу фильма от невероятного сочетания латиницы, кириллицы, фантазии сценариста и удачных, но, по всей вероятности, случайных аллюзий на некоторые российские события начинает рябить в глазах.
Некий № 47, наемный убийца, взращенный и воспитанный в специализированном лагере, где все лысые и со штрихкодами на голове, получает задание убить российского президента с грустной чеховской фамилией Беликов. Покушение по загадочным причинам срывается, на Хитмэна выходят одновременно Интерпол и ФСБ, а сам киллер получает новое задание: убить случайную свидетельницу, обычную русскую девушку - проститутку Нику (Ольга Куриленко).
Нику он, понятное дело, не убьет, потому что у нее тоже татуировка и глаза такие добрые-добрые, а возьмет с собой и пойдет по матушке-Руси искать правду-матку: кто ж его, люди добрые, подставил? Отвечать ему добрые люди не торопятся: отчасти потому, что уже являются трупами, отчасти по политическим мотивам. Периодически эти вдумчивые хождения между толстыми русскими милиционерами (почему-то в парадной форме), железнодорожниками в несусветной одежде и давно не напоминавшими о себе пьяными селянами в ушанках напоминают «ХХХ» с Вином Дизелем и Азией Ардженто. Но чаще всего Тимоти Олифант со своим щегольским пальтишком, ярким галстучком и свеженькой лысинкой походит на обычного московского манагера. Очень забавное и поучительное зрелище.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Рецензия
Ну что ж, поздравляю – в полку отличных компьютерных игрушек, творчески угробленных экранизациями, прибыло. Не думаю, что такое положение дел кого-то удивит – безоговорочно удачных экранизаций компьютерных игр, считай, и нет ни одной. Даже во всех отношениях мощный «Сайлент Хилл» был далёк от идеала – а в остальном по мотивам игр обычно получаются «Думы» и «Лары Крофт». «Хитмэн» – история ровно того же порядка. Извините, дорогие гэймеры.
Стоит отметить героическую смелость исполнителя главной роли Тимоти Олифанта, ввязавшегося в этот сомнительный во всех отношениях проект. Новой иконы жанра экшен из него, может, и не получится, но свою роль он отрабатывает с полной отдачей – видимо, пребывая в полной уверенности в том, что снимается в серьёзном и мощном боевике. Остальная же съемочная группа, похоже, забыла сказать своей звезде главное – что снимают-то они вовсе не первоклассное жанровое кино, а намеренно идиотский боевик класса «Б». Из тех, где обычно играет какой-нибудь Оливье Грюнер, а раньше снимались Дольф Лундгрен или Майкл Дудикофф. С нелепым сюжетом (президента России подменяют на двойника, ведущего более выгодный оппозиции курс – каково?!), дурацкой тёлкой под боком, норовящей при любом удобном и не очень случае немедленно раздеться, какой-нибудь умеренно-бедной экзотической натурой (тутошнюю Россию изображает Болгария или что-то вроде того) и всеми прилагающимися. Временами всё это безобразие прерывается ради эффектного взрыва, неплохой перестрелки или мощной драки. Но как только герои снова начинают говорить, ужас возвращается.
Ясное дело, армия поклонников оригинальной игрушки имела полное право рассчитывать на мероприятие куда более благородное – но их, похоже, никто не спрашивал. «Хитмэн» не может похвастаться даже эффектной картинкой – из ста минут фильма и на пару приличных скринсэйверов-то не наскребешь. Понятно, что от экранизаций видеоигр никто не ждёт высокохудожественной утонченности, яркого драматизма и прочих прелестей – но, чёрт, это вовсе не повод кормить зрителей столь откровенной халтурой.
Сценарист Скип Вудс когда-то сочинил прекрасный «Кровавый четверг» и восхитительно-бесстыдный «Пароль «Рыба-меч»» – к «Хитмэну» же у него осталось только одно бесстыдство. Француз Ксавье Ган работает соответственно сценарию, просыпаясь только раза два-три в эффектных сценах схваток. Кажется, и тому, и другому, в какой-то момент сообщили о том, что обоим урежут гонорары – и оба тут же перестали стараться. И самое-то обидное вот в чём – в «Хитмэене» нет даже лихого обаяния намеренного плохого кино, того подкупающего безалаберного духа «А пошло оно всё!», с которым так хорошо идёт почти любая кинематографическая глупость. В «Хитмэне» всё проще – просто глупо. Просто скучно. Просто плохо.
Вердикт Кочерыжкина – очередное наглое злоупотребление честным именем хорошей игры ради вываливания на зрителя с экрана кучи барахла.
Серж Кочерыжкин
Темная лысость
ИД "Коммерсантъ"
В таких фильмах, как "Хитмэн", 70% успеха зависит от выбора героя, которого первоначально должен был играть "агент ХХХ" Вин Дизель, однако режиссер Ксавье Генс предпочел этому беспроигрышному варианту менее очевидное решение и взял на роль агента 47 Тимоти Олифанта, которого, возможно, кто-то помнит по роли подонка в последнем "Крепком орешке". Артист Олифант не только пригож собой, но еще и умеет выглядеть не как обычное, теплокровное человеческое существо, а именно так, как нужно для экранизации компьютерной игры: как генно модифицированный продукт, выращенный в инкубаторе, где из сироток воспитывали убийц. На лысом затылке у Хитмэна вытатуирован штрихкод, дополнительно подчеркивающий, что перед нами не человек, а изделие, товар. Впрочем, деньги его мало интересуют, как и все остальное, кроме работы. При этом нельзя сказать, что у него нет характера, индивидуальности, эмоций и рефлексии, просто он умеет засунуть их куда подальше, чтобы они не мешали работать. Но то, что они все равно где-то глубоко у него торчат, как шило, можно распознать по вечной затаенной укоризне в глазах.
"Хитмэн" начинается и заканчивается одним и тем же неразрешимым вопросом: как хорошему человеку определить, когда нужно убивать, а когда нет? Агент 47 задает его сотруднику Интерпола (Дугрей Скотт), который интересуется им больше всех остальных действующих лиц, думает, что понимает загадочного киллера лучше других, и следит за его похождениями с нескрываемой гордостью: "Мой парень никогда не промахивается". Теоретическим понятием "хороший человек" Хитмэн оперирует скорее в издевательском смысле. Как убежденного мизантропа, испытывающего к людям физическую брезгливость, его исчерпывающе характеризует один из первых эпизодов, когда в баре петербургской гостиницы к нему клеится страшенная чувырла: начинает с того, что нельзя класть в виски столько льда, а потом сует потную ладошку для рукопожатия.
Хитмэн бесстрастно жмет ее клешню, имитирует вежливую улыбку, неторопливо выходит в коридор и дезинфицирует оскверненную руку, засунув ее в ящик со льдом,- как выяснится позже, там же, во льду, хранятся и его заветные пестики. Отстрелявшись из них от кого надо и нырнув с гостиничного балкона в бассейн, герой выбирается на улицу и босиком, все так же неспешно и вдумчиво, ковыляет до первого бутика, где продаются красные галстуки и черные костюмы. Они вместе с белоснежной рубашкой составляют лаконичную униформу Хитмэна, которому хватает вкуса обходиться без всех этих суперменских понтов - масок, плащей и латексных кальсон.
За эксцентричность гардероба в "Хитмэне" отвечают опереточный президент Михаил Беликофф в каракулевом воротнике и его одиозный брат, всенародно известный торговец наркотиками, оружием и проститутками (в оригинале брата зовут несусветным именем Угре, наши прокатчики метко окрестили его Борисом). Его любовницу - проститутку Нику Боронину играет бывшая топ-модель Ольга Куриленко, которая выглядит как помолодевшая, погрустневшая и удлинившая ноги сантиметров на десять Анастасия Заворотнюк. В надежде узнать, что за гады хотят помешать ему выполнить заказ на президента, Хитмэн вытаскивает девицу за шкирку из апартаментов на Большой Морской, в одной норковой шубке поверх шелковой комбинации, и сначала возит ее в багажнике, а потом неожиданно для самого себя проникается сочувствием к несчастной русской красавице, которая спрашивает: "Тебе никогда не хотелось умереть?" - и пускает антрацитовую слезу по вытатуированному на щеке дракончику. Проститутка, по своему проститутскому обыкновению, не сразу понимает, что это любовь, и пытается по пьяни тупо трахнуть агента, но он не дается и усыпляет ее уколом в шею - наутро, осознав всю неромантичность своего поведения, девушка целомудренно повязывает ему его пионерский галстук. После этого парочка, прокатившись в Стамбул перекусить в ресторане и замочить очередных человек пять-семь в сортире, трогательно расстается на русско-турецкой границе.
Это не единственный географический парадокс в "Хитмэне", который смело жертвует топографической правдой ради эстетической цельности и удобства. Здание, короткий общий план которого сопровождается титром "Центральный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга", сильно смахивает на Киевский вокзал в Москве, хотя, возможно, это какое-то болгарское строение - на самом деле большая часть Петербурга, по которому шныряет Хитмэн, снята в Софии. Авторам не без ловкости на протяжении всего фильма удается это маскировать, вовремя подсовывая в кадр какой-нибудь вполне настоящий Исаакий и налепив на все номерные знаки 78, но в самом конце крупно виден висящий на петербургском доме желтый почтовый ящик с надписью "Поща". Еще большее оживление в зале вызывает логотип ФСБ, написанный через не существующее не только в русском, но и вообще ни в каком языке С оборотное. Мне почему-то кажется, что это абсолютно сознательная шутка, а заодно алиби, чтобы в случае чего отпереться: никакая это не настоящая ФСБ имелась в виду, а условная шарага, такая же мифическая, как гарант демократии Михаил Беликофф.
Лидия Маслова