Описание фильма

"Качели / Кувалда и Таня "   

Название фильма: Качели / Кувалда и Таня
Качели / Кувалда и Таня
Страна-производитель: Россия
Английский: Качели
Жанр: драма / мелодрама
Режиссер: Антон Сиверс
В ролях: Андрей Мерзликин, Мария Миронова, Полина Исаева, Ксения Раппопорт, Борис Хвошнянский, Вячеслав Разбегаев, Анатолий Петров, Хельга Филиппова, Олег Гаркуша
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Уходя на работу, он не знает, вернется ли домой. Потому что рисковать жизнью — его профессия. Но иногда смертельное ранение может нанести любовь, потому что любовь, как пуля, бьет прямо в сердце.

Вся жизнь героев этой ленты — Качели. То, задыхаясь от любви, они взлетают в облака, то с самого пика наслажденья падают вниз, в грязь и пустоту... Качели раскачиваются все сильнее, и остановить их они попытаются лишь тогда, когда это почти невозможно.

В этой остросюжетной мелодраме звезды нашего кино играют настолько достоверно, что все события фильма вы будете переживать так, словно все это происходит с вами!

Внеземной вирус, или Чужие-2008
Российская Газета

Реклама - штука обоюдоострая: кого-то приманивает, кого-то отпугивает. По моим наблюдениям, отпугивает - чаще. Потому что врет. Обещает цирк - покажет драму. Сулит что полегче - всучит что посерьезнее. Во всех случаях люди чувствуют себя обманутыми.
"Ваши чувства на пределе" - рекламный слоган фильма Антона Сиверса "Качели". Из слогана можно предположить, что будет кросс на байках (вертолетах, истребителях, космических ракетах), выброс адреналина, прикол для тинейджеров. Но нам покажут один взрыв, два пролета на вертолете и штурм чего-то, неважно чего, а для адреналина этого - мало. Обманутые будут выходить из кинотеатра, ругаясь на чем свет стоит.
Впрочем, авторы слогана имели в виду примерно тот же наивный расчет, что боссы наших культурных телерадиоканалов: заманить подростка попсовым пряником, чтобы подсадить его на Глинку. Результат обычно противоположен: и новую публику не заманят, и свою отпугнут. Получается, что определять свою целевую аудиторию и работать с нею наше кино разучилось.
А жаль: фильм не вполне заурядный. Если его все-таки посмотреть, он долго не отпустит, заставит снова прокручивать увиденное в памяти и даже ставить вопросы. Типа: "Почему мы такие?!".
Судя по всему, идея пошла от солдатского фольклора про неверных девушек, которые, пока воин несет трудную службу, развлекаются на гражданке. От этих вечных страхов, обуревающих солдатскую душу и находящих выход в яростных песнях, выдержанных в жанре суровой мужской истерики. Фольклорность дает себя знать: героями руководит нечто иррациональное. В фантастическом боевике необъяснимость их поведения обосновали бы внедрением в организмы внеземного вируса, превращающего земные создания в роботов. Но это не фантастический боевик. Это бытовая драма о том, как молодой мускулистый спецназовец не может удержать возле себя молодую красивую жену. Что, естественно, травмирует юную, но все понимающую дочку.
Образ качелей, как и слоган о предельных чувствах, тем не менее, точны. Люди бросаются друг другу в объятья, она восхищенно шепчет: "Какой ты красивый!" - чтобы через минуту улизнуть к хлюпиковатому наркоману, у которого вечно течет кровь из носа. Обе ситуации подаются на максимальном эмоциональном пределе. Если мгновения любви - то как в старых романтических фильмах: с плесканьем в морских волнах и с буколической игрой среди парковых скульптур. А если попытки выяснить отношения - то с мордобоем и разрушением квартир.
Пограничность чувств подкрепляется и тем обстоятельством, что герой по прозвищу Кувалда - спецназовец, риск - его повседневность. И здесь фильм не жалеет героических красок, их хватило бы на три-четыре старых ленты про подвиги: вот Кувалда, поднатужившись, опрокидывает зажавшую девушку автомашину (что будет потом с девушкой, авторов уже не интересует). Через десяток минут герой, поднатужившись, откатит пылающую железнодорожную цистерну, готовую взорваться. И опять: что там случилось и почему пылает цистерна, неважно - это просто обстоятельства образа действия, среда обитания Кувалды. Во многом, понятно, определившая его резкий характер.
Чем обусловлено странное поведение его Тани, которая не может выбрать между "настоящим мужиком" и неказистым "хлюпиком", понять труднее. Единственное объяснение - типа "любовь зла…". Но девушка хорошая и явно страдает. И вот так страдая, окончательно ввинтит ситуацию в состояние клинча, практически потеряет своего Кувалду и потом, пытаясь его вернуть, должна будет обрушить народившееся счастье еще одной хорошей женщины. Фильм закончится в ситуации практически безвыходной.
Впрочем, авторы, возможно, полагают, что это хэппи-энд. Хотя бедняжка Инна Максимовна, с которой Кувалда поматросил от слепого отчаяния, теперь, по логике, должна покончить жизнь самоубийством. Поэтому фильм не отпускает, и в этом есть подтверждение великой тайны актерской природы. Бывают такие редкие, изумительно точные попадания, когда роль чем-то зацепила актера, он мобилизовал что-то глубоко личное, он понял в своем герое (героине) даже то, чего не понимали авторы, - и доиграл то, чего авторы не дописали.
Фильм "Качели" - это прежде всего ансамбль трех очень хороших актеров. Андрея Мерзликина в роли Кувалды. Марии Мироновой в роли Тани. И Ксении Раппопорт в роли Инны Максимовны - по роду занятий преподавательницы балетного класса, куда ходит дочка Кувалды Леночка. Но по своей функции в фильме она - громоотвод, жертва и третья лишняя. Без вины виноватая.
Я пересмотрел это кино трижды. Хотелось снова следить за безмолвной дуэлью взглядов. За глазами, в которых читаешь сразу несколько подтекстов. Хотелось еще раз подивиться тому, что многократно высмеянная система Станиславского, вскормившая весь мировой кинематограф, оказывается, жива и у нас - вот ведь как становится интересно, когда актеры знают о своих героях больше, чем говорят словами! И даже это иррациональное они понимают и принимают - потому что душа по природе иррациональна, только к таким безднам у нас уж много лет как не пробивались.
Есть в фильме и качели другого рода. Они заставляют подумать даже о состоянии целого общества.
Амплитуда эмоциональных колебаний, я уже говорил, запредельна. От старомодно сентиментальной буколики до полного озверения. Одна и та же душа может быть поэтически возвышенна, ранима, трепетна (подбираю слова, адекватные экранным колебаниям воздусей) - и, без перехода, человек способен забить человека, пока тот не захлебнется кровью. Балетные па, производимые Леночкой под руководством Инны Максимовны, причудливо контрастируют с грязью наркопритонов. Это примерно как если бы один и тот же человек с придыханием декламировал "Я помню чудное мгновенье…", а потом, без перехода, наярил бы "Мурку".
Нет, это не качели. Это отходы, болтающиеся в проруби. Они легкие - их мотает, куда понесет. Надежный мужик с мускулами на поверку оказывается безвольным и ненадежным. Он звереет легко: в него не внедрили человеческое. И Таня эта мотается между мужиками от легкости в мыслях необыкновенной. В обоих иногда взыгрывают атавизмы того, что в ХХ веке звали совестью, но ждать от них можно чего угодно - от самопожертвования до предательства, от благородства до подлости.
Иррациональное поведение героев актеры поняли по-своему. Интуитивно сыграли то, чего нет в тексте: драму недоразвитых людей. Герои принадлежат к поколению, сформированному уже постсоветским бедламом, где моральные устои списаны в хлам. Они живут как по инерции, и никто не выказывает даже признаков какой бы то ни было цели. Социальная среда размыта. Мы можем только гадать, почему скромная учительница балетного класса, как экзотический цветок, обитает в подобии двухсветной оранжереи с винтовыми лестницами. Размыта и система ценностей: люди руководствуются первыми импульсами и, повинуясь им, способны на что угодно. Стишок Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" им принципиально неведом. Как, впрочем, и весь духовный опыт мировой культуры. Это действительно персонажи, зараженные внеземным вирусом. Они уже не совсем люди. Они в очень высокой степени звери. Но если так, то это приговор нашему обществу.
Самое изумительное, что приговора этого в фильме тоже нет. Он, иррациональный, его сформулировал, но не заметил.
Валерий Кичин

Наша Таня громко плачет...
Независимая газета

В прокат вышел фильм Антона Сиверса «Качели». В пресс-релизе обещали историю настоящей любви. Но «Качели» оказались больше похожи на историю болезни.
Героев фильма Антона Сиверса «Качели» – спецназовца Кувалду (Андрей Мерзликин) и его жену Таню (Мария Миронова) качает, мотает, крутит, ломает, замыкает, трясет, кидает... Даже если здесь поставить точку, а не многоточие, то краткое содержание и суть фильма – вот они. Про этот распиаренный-перепиаренный фильм, обещавший нам нью-Шекспира, даже сказать особо нечего. Кроме одного: товарищи дорогие, мы знаем, что в жизни бывает всякое. И такая любовь, какую вы показали, тоже бывает. Ну и что? Все равно вам никто не поверит. Потому что чем корявее отношения, чем замысловатее любовь, тем прочнее и точнее должны быть обоснования таких отношений. Показать, что всякое в жизни бывает, – ну так для этого сейчас, извините, фестивали фильмов, снятых на мобильниках, устраивают. Там все приветствуется.
Кувалда и Таня женаты несколько лет, у них дочка Леночка. Они очень любят друг друга, только Таню время от времени бросает на сторону, где ее ждет маргинал-наркоман-поэт с грязными волосами. Таня с ним отрывается, а потом приползает к Кувалде просить прощения. И опять они живут счастливо. Потом – снова здорово. Однажды Кувалда не выдерживает и уходит жить к влюбленной в него учительнице танцев Инне (Ксения Раппопорт). Тут Таня начинает понимать, что любит только мужа и принимается сидеть долгими зимними ночами под окнами новоиспеченной пары. Кувалда не выдерживает и прыгает к Тане в сугроб. Навсегда. Инна страдает. Дочка Лена счастлива.
Мерзликин – хороший актер. И его герой Кувалда – человек порядочный. Он борется с бандитами, бросается в огонь и геройствует все свободное от семейных перипетий время. Он наделен жестким характером – это видно по тому, что он все время ходит с мрачным лицом, не улыбается никогда и смотрит на жизнь и на жену остановившимся взглядом сомнамбулы. В общем, если выбирать между мускулистым полуорангутаном и карикатурным хлюпиком, то... ох, трудно сказать. Героине виднее. Правда, Таню, прежде чем выяснять с ней отношения и ревновать, для начала надо показать психиатру – она не производит впечатления человека, способного отвечать за свои поступки. Кстати, поначалу кажется, что сюжет и будет вертеться вокруг ее психического нездоровья, но нет – Таня вполне вменяема. Так по крайней мере думают создатели картины и ее муж Кувалда. Поэтому для него будет полной неожиданностью, когда Таня найдет себе следующего возлюбленного и опять устроит экстремальное шоу с изменами, мордобоем и последующим валянием в ногах у мужа. Но это уже, что называется, за кадром. В фильме этого нет.
И все-таки рациональное зернышко авторам удалось посеять. Если хоть десять человек задумаются о том, сколь безграмотны мы по части собственного здоровья, и о том, что не надо бояться психиатров, – уже хорошо. Кувалда не задумался. Ему все равно, он просто все время тупо хочет Таню. Вот такая любовь.
Екатерина Барабаш

Любовь специального назначения
 
— Алё, это кто?!
Фраза из фильма 

Олег ДЕНЕЖКА
Согласитесь, есть в этом названии что-то от Бунина и Куприна. Что-то неистребимо романтичное: плакучие ивы, затянутый ряской пруд, качели, привязанные к ветке старого клёна и забытый кем-то прозрачный шарфик, небрежно брошенный на полированное сиденье, качающееся в такт порывам молодого осеннего ветра.
Согласились? А теперь забудьте. Совсем. Потому что речь у нас пойдёт вовсе не о романтике и каких-то там любовных ёкселях-мокселях, а напротив, о вещах очень практичных и своевременных, как-то: семейные ценности, мораль, суровые бойцы, неправильные тётки, распущенная молодежь, наркотики, богема и мировой терроризм. Да, да, именно он, родимый. Потому что именно с этой язвой современного мира, не экономя патронов и не жалея кулаков, борется очень специальный спецназовец с пистолетообразной фамилией Макаров и сокрушительной кличкой Кувалда. Главный герой фильма Антона Сиверса «Качели».
Вообще-то фильм Сиверса замечателен во всех отношениях. Например, рекламными стихами: «Сюжет взрывает их привычный мир, / Не оставляет и следа любовной трели — /Здесь для героев начинаются качели» — ну, не прелесть? Прекрасный образец дворовой лирики с рифмой кровь-любовь. Или текст из релиза: «Уходя на работу, он не знает, вернется ли домой. Потому что рисковать жизнью — его профессия. Но иногда смертельное ранение может нанести любовь, потому что любовь, как пуля, бьёт прямо в сердце». Вы думаете это анонс фильма? Вовсе нет. Это его краткое содержание. Практически сценарий. Сейчас вы в этом убедитесь.

Итак, ударный чел Кувалда-Макаров стоит на страже нашей капиталистической Родины, то тут, то там воюя с невидимым врагом. Его служба хоть и незаметна, и не видна, но очень торжественна и зрелищна. Масштабные сражения, чередуются напряжёнными учениями, штурмами, засадами — работы хватает. Судя по всему, у нас в стране, более того, непосредственно под Питером натурально идёт война. А куда ещё способен добираться питерский спецназ на вертолете? Вы представляете себе: «Дорогая, я во Владикавказ, повоевать, буду к ужину»? Но собственно фильм не об этом. Он о семейных ценностях.
Итак, пока боевые подруги ждут остальных бойцов, пистолета-человека Макарова-Кувалду никто не ждёт. Его семейная жизнь трещит по швам. А всё потому что Таня, жена нашего бравого солдата, неправильная тётка. Да и вообще, малость не в себе. Ну, посудите сами: она роняет дома телевизоры, лазит по окнам к настоящим мужчинам, предпочитает богемного хлюпика, наркомана и алкоголика, разумеется, в очках, живущего где-то в глубинах андеграундного Питера, да ещё, кажется, лет 10 назад. Это судя по обстановке и персонажам в его квартире. Но это несовпадение времён и обстоятельств не должно нас пугать, потому что на кону вещи гораздо более серьёзные. А именно, обороноспособность страны. Фильм-то о семейных ценностях.

Уйдя от нашего героя как минимум три раза в течении первого получаса фильма, Таня завершила своё чёрное дело: непьющего спортсмена и человека со стальными нервами она превратила в неврастеника, прикладывающегося к бутылке шампанского и посещающего по ночам совершенно чужих женщин. А со временем и идущего на должностной подлог, а это уже никуда не годится. Тут-то нашего героя и подбирает та самая «чужая женщина», а по совместительству высоконравственная балерина Инна (и не кто-нибудь, а театральный идол Питера актриса Ксения Раппопорт!), преподаватель дочери героя Лены. Налицо окончательный распад семьи с перспективой образования новой. Но это не должно вас путать: напоминаю, фильм о семейных ценностях.
И вот наш герой, после необходимой порции подвигов, получает тяжёлое ранение. И вот тут-то, у постели умирающего бойца, огнестрельного человека Макарова, жена Таня окончательно осознает себя неправильной тёткой и понимает, кого она любит на самом деле. Семейные ценности торжествуют.

Телевизионный режиссёр Антон Сиверс прежде всего знаком зрителю помпезным сериалом «Охота на Золушку», открывшим миру страшную тайну: порно-сценаристам платят огромадные деньги. Вот оказывается, кто обогащается на всех этих «дасистфантастиш», а не какие-нибудь Берковы и Роко. И в дальнейшем режиссёр остаётся верен себе. В его голове царит довольно серьёзная мешанина из культур и времён — в своем предыдущем опусе по имени «Поцелуй бабочки» Антон Сиверс радует зрителя китайцами, одетыми, как японцы. Теперь же его рассказ — о суровых буднях бойцов спецназа.
Спецназовцы у Сиверса столь универсальны и специальны, что участвуют во всех без разбора операциях: от войны с террористами, захватившими больницу, до дежурства на гаишном блокпосту. При этом, несмотря на то, что всё в фильме происходит в пределах Питера и окрестностей, мегаспецназ везде передвигается на вертолёте. Сердито и удобно. Кто-нибудь в курсе: в Питере боевые вертолеты часто над городом рассекают? В фильме почти каждый день.

Итак, пока герои отечества, не щадя живота, сражаются с нечистью, боевые подруги ждут их на проходной. Правда, правда, стоят себе на вертолётной площадке и ждут вернувшихся с боевого задания. То есть, они точно информированы, что их мужья на боевой операции, и точно знают, когда те вернутся. Здорово, да? Секретность на высоте, и потом, если на глазах близких выгрузить из вертолёта раненых и убитых, то это, очевидно, поднимет боевой дух живых!
Главный герой фильма совершает уголовно наказуемое должностное преступление, более того, пишет явку с повинной, которая, судя по событиям фильма, попадает в руки следствия. Вы думаете, это приводит к каким-то последствиям? Что вы! Фильм-то, как мы уже доказали, о семейных ценностях, причём тут юридическая логика?

Подлые террористы везут в Питер «калаши» в микроавтобусе с яблоками. Не спрашивайте меня, зачем им это нужно, судя по фильму у них в центре Санкт-Петербурга идут масштабные уличные бои. Так вот, мало того, что у них автоматы в яблоках, у них там сидит ещё и вооружённый автоматчик. Цель этой нелепости проста: тяжело ранить главного героя фильма. Более разумного объяснения я не вижу.
Вообще, Сиверса можно поздравить, он изобрёл новый жанр — мелокомикс. Это помесь мелодрамы и комикса. К ярким мультяшным шаржам добавлено немного слёз и соплей. Чем-то всё это напоминает пиктограммы на вокзалах: вот шарик и треугольничек вершиной вниз — это не просто человечек, это конкретно мужичок. Я думаю, что ещё немного геометрии, и «мужчине» удалось бы добавить семейное положение, образование и избранные пункты биографии. Ну, да, да, не Шишкин, и не Вермеер, но вы же всё поняли?

Точно так же строится принцип повествования у Сиверса: персонажи обозначены пиктограммами, события стрелочками. Особенно яростные события — красными стрелочками. Это на языке режиссёра — страсти. А какая может быть мотивация у треугольников и стрелочек? Только функция информации.
Вот и режиссёр, он не излагает замысел, не выражает сценарную идею — он информирует зрителя о происходящем скупым набором штампов и заимствований. Именно поэтому герои у него словно вышли из других времён, стран и фильмов. Русский спецназ почему-то больше напоминает «Дельта форс» из «Чёрного ястреба», и щеголяет в центре Питера в пустынных очках, с заплечными ёмкостями для воды. Отрицательные герои, все сплошь богемная молодежь из начала 90-х: плохо, но вызывающе одеты, все сплошь наркоши и тунеядцы. Зато очень творческие люди! Одним словом: сегодня ты играешь джаз, а завтра — известное дело.
Подстать всему и тексты. Из особо остервенелых страстей, повторяемое раз пять: «Как же я тебя люблю», раз десять «Я тебя убью» и бесконечные истерики, причины которых непонятны, зато сопровождаются мордобоем и погромами. Мотивации — по-прежнему пиктограмные.

Но вернёмся к фильму. Финал фильма пафосный, как Билан на Евровидении, и бессмысленный, как очередь в собес: счастье обретают все! А кто его не обретает, тот остаётся за кадром, и никто не виноват — что вы там за кадром делаете, в самом деле? Но путь к счастью мудрист и заковырист. Значит так, бабоньки, слушайте рецепт возврата любимого в безвыходной ситуации. Неправильные тётки конспектируют. Итак, перво-наперво, вам нужны валенки. Добротные с калошами, чтобы, стало быть, и грязи не бояться. Затем, шапка-ушанка, это уж будьте любезны. Ну и конечно, мечта оккупанта, шерстяное одеяло. Ну, там термос с чаем-кофе, сушки, вафельки — это как водится. Укомплектовались, и вперёд, под окно бывшего милого, желательно в ночь похолоднее. Теперь только ждать. Всю ночь, на качелях, под окном объекта. Но это если фильм так называется, а если бы назывался «Карусели», то соответственно на каруселях.
И поверьте гениальному режиссёру, все будет тип-топ. Последний кадр «Тариф семейный — трагедия сближает», совершенно рекламный кадр, вид сверху, вновь объединённая семья валяется в снегу, возле пресловутых качелей.
Вот так, ненавязчиво, Антон Сиверс учит нас любить настоящих мужчин. Родину мы любим сами, для этого нам лубки непотребны. Осталось только продолжать любить кино. Хоть это всё труднее.
С сайта Кинокадр Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#