Описание фильма

"Двадцать одно"   

Название фильма: Двадцать одно
Двадцать одно
Страна-производитель: США
Английский: 21
Жанр: драма
Режиссер: Роберт Лукетич
В ролях: Кевин Спэйси, Джим Стерджесс, Кейт Босуорт, Лоуренс Фишберн, Аарон Йоо, Джош Гэд, Джейкоб Питтс, Лайза Лапира, Джек МакГи, Киеу Чинх, Спенсер Гарретт, Сэм Голзари, Ребекка Маршалл
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Молодой математический гений с приятелями собирается провернуть аферу века: "нагреть" крупнейшее казино страны на астрономическую сумму.

В лесу раздавался топор баблоруба
Текст: Ксения Рождественская

Американский бокс-офис: студенты и Кевин Спэйси кинули казино в "Двадцать одно", Джордж Клуни огребает за "Любовь вне правил", воображаемые друзья Джоди Фостер и адские "Руины", в которых американцев приносят в жертву.
Похоже, киностудии сейчас интересуются только одним вопросом: как срубить бабла. Зрители вынуждены интересоваться тем же. Поэтому на вершине чарта вторую неделю подряд болтается криминальная драма Роберта Лукетича "Двадцать одно", дающая зрителям возможность пронаблюдать, как слишком умные студенты рубят бабло. Студенты-задроты ("задрот" — это не описание внешности, это состояние души) просто сумели подсчитать... что-то они там в казино сумели подсчитать, в результате чего неплохо заработали. Фильм собрал $15,1 миллиона за неделю, $46,5 миллиона за десять дней проката, идет в 2653 кинотеатрах. Сюжет основан на реальных событиях, описанных в недавней суперпопулярной документальной книжке о задротах, обыгравших казино. Режиссер оголливудил скучные цифры всякими любовными линиями, внутренними терзаниями героя и Кевином Спэйси в роли профессора.
Про новый фильм Джорджа Клуни говорят, что это довольно милое кино, — и слово "милое" звучит как ругательство. "Любовь вне правил" рассказывает о 20-х годах двадцатого же века и о капитане футбольной команды (имеется в виду, конечно же, настоящий, американский футбол). Любовь тут тоже есть: молодая журналистка копается в военном прошлом героя. Клуни сам срежиссировал фильм, сам сыграл в нем душку-капитана (он такой милый, почти Кэри Грант), сам испоганил чужой сценарий претензией на комедию — и теперь сам огребает довольно неприятные рецензии. Ему пытаются объяснить, что со спортивной и исторической точек зрения его фильм лишен всякой логики, да и комедия получилась несмешная. Да при чем тут спорт и смех? На самом деле Джордж Клуни больше всего на свете любит настоящее старое кино, он об этом и рассказывает в каждом своем фильме, и эта его любовь — вне правил и вне логики. Терпите.
Для кинокритиков самым удивительным оказался тот факт, что Клуни — это не Уилл Смит, на него зрители не пошли. У "Любви вне правил" второе место в чарте, $13,4 миллиона в премьерный уик-энд (2769 кинотеатров), и это при бюджете в $60 миллионов. Из чего некоторые критики делают вывод, что Клуни — звезда кино, но не голливудская суперзвезда. На наш взгляд, это и к лучшему.
Третье место — у "Острова Ним": приключения Джоди Фостер и ее воображаемых друзей подготавливают зрителя к будущей премьере нового "Индианы Джонса". У девочки, живущей на таинственном острове, пропал отец, так что она пишет письмо своему любимому герою приключенческих романов — а эти романы сочиняет писательница, которая и из дома-то боится выйти, потому что за окнами сплошная антисанитария. Но герой приключенческих романов буквально вытаскивает писательницу в большой мир, и теперь этой местной Донцовой предстоит спасать настоящих людей. Волшебная сказка для героических девочек любого возраста, $13,3 миллиона в первый уик-энд проката, 3513 кинотеатра.
На четвертом месте — победительный слоник, который слышит голоса и восстает против коллектива. Мультфильм "Хортон" заработал уже $131 миллион долларов, пролетающие мимо слона пушинки продолжают разговаривать, а дети с восторгом повторяют шутки про лошадок, какающих бабочками. 3571 кинотеатров, четыре недели проката, Джорджу Клуни надо бы поучиться у слона-шизофреника.
Пятое место — у туристического хоррора "Руины" Картера Смита. Если аннотация к фильму начинается со слов "четверо американцев встречают в Мексике туриста из Германии" — добра не жди. И действительно, дальше будет история о вершине индейской пирамиды, о жертвоприношениях и о блондинке, в которой поселилось Что-то Страшное. И все это снято оператором Дариусом Конджи, который сделал "Деликатесы", "Семь" и "Мои черничные ночи". $7,8 миллиона за премьерный уик-энд, потому что американцы ничего не понимают в настоящих хоррорах.
В лесу раздавался топор баблоруба.
С сайта Филм Ру

+1 и -1 = 21
Газета.ру

Колледж. Бедный, как и должно студенту, но талантливый ботаник Бен (Джим Стерджес) ведет серьезную научную работу: мастерит с фриковатыми друзьями что-то вроде радиоуправляемой машинки (разве ее еще не изобрели?), продает галстуки, чтобы оплачивать колледж, и нудно выклянчивает стипендию Робинсона на учебу в Гарварде. Жалостливо заглядывая в глаза профессору, Бен скулит: «У меня нет денег… Мне, правда, очень-очень нужна эта стипендия», – и сразу становится понятно, что фильм будет не про карточную аферу, а про то, что деньги – мировое зло, а финансовое расслоение общества и блеск возможностей бессердечно сбивают с пути симпатичных добропорядочных бенов.
Далее следует сценка, к вящей радости россиян живописующая убожество американской системы образования.
На лекции математики профессор Мики Роза (Кевин Спейси) нарисовал на доске графики и формулы, но это только для виду. На самом деле, преподаватель пытается донести до скучающих двадцатилетних лбов, глядящих на него отупелыми бессмысленными лицами, банальную истину теории вероятности из школьной программы – чем меньше вариантов исхода события, тем больше вероятность его отгадки. Поскольку Бен, по ходу, единственный в классе, кто это понял, Роза тут же зачисляет его в свою секретную команду – по выходным они ездят в Лас-Вегас и при помощи математической методы обыгрывают казино в «очко».
Что в фильме абсолютно идеально, так это кастинг.
Англичанин Джим Стерджес, сыгравший в мьюзикле «Через вселенную» и в «Еще одна из рода Болейн», представляет собой улучшенную британскую версию Эштона Катчера и выглядит достаточно интеллигентно и смазливо для того, чтобы, с одной стороны, изображать гения математики, с другой – вписаться в шик Лас-Вегаса и крутить роман с гламурной героиней Кейт Босуорт. Не менее убедителен и Спейси в амплуа злого гения, ему, впрочем, не привыкать, а что до Босуорт в роли блондинки – то это безоговорочное «верю!» Лоуренс Фишборн, сыгравший секьюрити в казино, почти так же вселенски мудр и справедлив, как и Морфеус. А вот с картами – незадача.
Суть выигрышной методики профессора Роза так и остается загадкой.
Ясно лишь, что играют в блэк-джек, подают друг другу знаки и считают карты. Для иллюстрации последнего на экране то и дело появляются белые тетрадные листы, содержащие магические цифры «+17», «+5», «+10».
Суть в том, что во многих азартных играх, включая блэк-джек и рулетку, есть свои стратегии игры – они, естественно, не гарантируют выигрыш, а лишь увеличивают его вероятность. В 1953 математиком Роджером Болдуином была опубликована одна из первых работ на эту тему – «Оптимальная стратегия в блэк-джеке», в 1962 году Эдвард Торп придумал первую технологию подсчета карт и описал ее в книге «Победи дилера», тут же превратившейся в бестселлер. Еще один гуру блэк-джека, и уже не только теоретик – это легендарный Кен Устон, пойманный за использование микрокомпьютера, вживленного в ботинок, заработавший игрой сотни тысяч и ставший персоной нон грата в казино по всему миру. Список можно продолжить группой студентов Массачусетского технологического института, в течение долгого времени «грабившей» казино командной игрой, – именно о них написана книга Бена Мезрича, по которой и снят «Двадцать одно». Правда, в реальности они все были азиатского происхождения.
Стратегия счетчиков держится на том, что игроку выгодно выпадение крупных карт, поэтому он следит за всеми вышедшими картами, суммируя очки по определенной системе – за крупную карту считается -1, за мелкую +1.
Когда плюсовой счет становится достаточно большим – это значит, что из игры вышло много мелких карт и повысилась вероятность выпадения крупных – тогда игрок начинает делать высокие ставки.
Разумеется, владельцы казино отлично знают про счетчиков, но дело это совершенно законное, игрок никого не обманывает, а просто внимательно считает, поэтому казино в ответ лишь совершенствовали правила и пускали в ход разные хитрости – вроде введения в игру новой колоды или использования 5–6 колод, что существенно затрудняет подсчет.
Вся эта карточная кухня в фильме остается за кадром. И ладно бы, в конце концов, мы любим кино про аферы совсем не за то, но в «Двадцать одно» нет ни саспенса «Шулеров», ни элегантного лоска «11 друзей Оушена». Лишь мелькание листочков со счетом, будни студенческой жизни, милое лицо Стерджеса, соблазн, преступление, отречение от друзей и науки, справедливая расплата и правильные выводы. И это выглядит по меньшей мере странно, потому что пафос про деньги и красивую жизнь как ненужные излишества немного не вписывается в жанр. Это такой же нонсенс, как любовный роман, призывающий воздерживаться от суетных соблазнов страстей.
Дарья Горячева

Одиннадцать и туз 

Взаправдашняя история о том, как несколько студентов-ботаников придумали схему, с помощью которой успешно обыгрывали казино Лас-Вегаса на крупные суммы, не могла не стать фильмом. Это был вопрос времени. Статья о талантах молодых людей неожиданно заинтересовала Кевина Спейси, и он купил на нее права. Дальше события развивались по-голливудски стремительно.
Спейси выступил продюсером фильма. Снять его он быстро уговорил Роберта Лукетича, специалиста по легким романтическим комедиям («Блондинка в законе» и «Свекровь-монстр»). Консультировал команду Джефф Ма – тот самый студент Массачусетского технологического университета, чьи способности так помогали остальным юным игрокам в блэкджек и так, наверное, бесили службу охраны казино. Забегая вперед и даже слегка вбок, нужно сказать, что в настоящее время Ма запрещено вообще играть в «двадцать одно» в большинстве казино Лас-Вегаса.
Если судить по фильму, добился он этого следующим образом. Изображающий его на экране Бен Кемпбелл (Джим Стерджесс), отличник, умница и просто хороший парень – не имеет денег, чтобы продолжить учебу и явить себя миру во всей красе. Неожиданно подворачивается оригинальный способ заработать – преподаватель Микки Роса (Кевин Спейси) приглашает одаренного ученика в свою команду. Там не читают учебников – там считают карты. Бен моментально понимает, что от него нужно, с блеском проходит испытание и начинает играть в команде в качестве одного из «больших» игроков. Он хочет набрать необходимые триста тысяч долларов, заплатить за учебу и забыть дорогу в Лас-Вегас. Но оказывается, что это не просто. А еще опасно, чревато мордобитием, подставами и недетскими разочарованиями.
Сложно судить о том, насколько сюжет картины, частично снятой через подсвеченные леденцы, близок к реальности. (Создатели фильма действительно использовали конфеты, чтобы добиться нужного эффекта – на экране все должно было сверкать и переливаться). Схема, которую использовали студенты, была относительно проста. Главное, что им требовалось - это хорошая память, сосредоточенность и умение держать себя в руках. Разумеется, именно последнее условие нарушается в фильме чаще всего и служит основным поводом для развития и без того богатого на события сюжета. То из колоды покажется кусочек романтической комедии, то мелькнет детективная линия. Кажется, что еще чуть-чуть – и действие может стать чересчур драматичным даже для суровой картежной реальности. Но нет, перебора не случилось. Зрители в явном выигрыше.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Знал бы прикуп
Русский Newsweek

Традиционный Голливуд умудрился в 2008-м не породить еще ни одного блокбастера - фильма, собравшего в заокеанском прокате больше $100 млн. Необходимую сумму добыл только мультик про слоненка Хортона. Но 17 апреля у нас выходит лента, потенциально способная стать первым неанимационным блокбастером года, - авантюрная драма «Двадцать одно», сделанная Робертом Лукетичем, некогда снявшим хитроумную «Блондинку в законе» (только прикидывающуюся тугодумной романтической комедией). Фильм безусловно сделает звездой Джима Стёрджесса, уже заявившего о себе в мюзикле «Через Вселенную» на песни «Битлз». Заставит задаться вопросом: так ли уж хороша превозносимая за красоту (в том числе в картине «Двадцать одно») Кейт Босуорт? Увы, подтвердит репутацию Кевина Спейси как звезды угасающей. И, боюсь, вообще вызовет большие вопросы у думающих киноманов.
«Двадцать одно», как определяет официальный голливудский пресс-релиз, «это саспенс с элементами боевика, комедии и романтической мелодрамы, к тому же основанный на реальных событиях». Всё так. Добавим лишь то, что уже когда-то говорили: фильмы про мошенничества и большие ограбления можно считать отдельным авантюрным киножанром. В том числе потому, что они проповедуют иные моральные устои.
При всем американском уважении к частной собственности и Голливуд, и публика во всем мире сочувствуют удачливым суперворам: не старушек же на улице грабят, а тех, кто сам хорошо награбил: «Как украсть миллион», «Афера», «Афера Томаса Крауна», «Западня», не говоря уже о бесчисленных «Друзьях Оушена».
«Двадцать одно», как уже сказано, основано на действительной истории про группу студентов-математиков из Массачусетского технологического института, которая обула в 1990-е при игре в блек-джек, что по-нашему «очко», лучшие казино Лас-Вегаса. В основе фильма - бестселлер Бена Мезрича «Удар по казино. Реальная история шести студентов, обыгравших Лас-Вегас на миллионы долларов». У нас он тоже издавался и до сих пор доступен в книжных интернет-магазинах. Книга служит фанатам по всему миру основой для предъявления претензий фильму «Двадцать одно».
Мы тоже предъявим ему претензии, и, честно сказать, я до сих пор уверен, что претензии кинопроизведению (в случаях, если речь идет не об экранизациях сочинений Достоевского, Чехова, Стендаля или Марка Твена) лучше предъявлять, не читая первоисточника. Тогда это будет реальной критикой.
Главный вывод, который делаешь очень быстро: «Двадцать одно» не укладывается в жанр традиционных больших воровских комедий-драм. Эта лента (про ребят, которые под руководством умелого педагога учатся запоминать вышедшие из игры карты и на этом основании просчитывают, именовать ли колоду «холодной» либо «горячей» - перспективной) является скорее не авантюрной комедией, а морализаторской драмой. Причем, что принципиально, драмой молодежной.
Это фильм не про ограбления, не про мошенничество, не про шулерство, не про игру даже, а про соблазн. «Лас-Вегас - город, где осуществляются мечты!» Именно с этой фразой, одной из тех, с помощью которых подкупают главного героя-студента, вовлекая его в игровой бизнес, фильм и полемизирует.
Фильм о чистом разврате. Работящий талантливый мальчик, столь одаренный в науках, особенно естественных, что его заранее, после Массачусетского технологического, приняли в Гарвард, не имеет денег на дальнейшее обучение. Это одна из серьезных причин, почему он втягивается в коллективную аферу с Лас-Вегасом и блек-джеком (но есть и другие серьезные: ему нравится девочка, которая в команде, и вдохновляет контакт с талантливым преподавателем математики, идеологом акции). Потом его начинают соблазнять уже сами по себе деньги и предоставляемые ими возможности.
В этот момент фильм изумляет режиссерскими находками. Мне особенно нравится эпизод, когда вокруг героя всё и вся суетится в сверхускоренном режиме, а он один, сидя за карточным столом, существует в режиме реального времени. Герой спокоен. Он всё просчитывает. Он - единственный тут трезвый и хладнокровный, как классический чекист, человек.
Но именно в этот момент фильм вдруг и начинает сдавать. Ну да, если фильм о соблазне, то во второй половине главный герой должен расплачиваться за житейские преимущества, полученные в начале. Любые произведения про дьявольский соблазн - про то, что и как дьявол потребует потом взамен. Все фильмы про шальные деньги сделаны на темы: деньги решают не всё - деньги портят - деньги не приносят счастья.
Короче: во второй половине «Двадцати одного» всё слишком предсказуемо. При этом, переходя к ругани, отмечу, что фильм всё равно приятен на вид, и на вопрос собственной дочери «как фильм?» я искренне ответил: «Хочешь киноразвлечься? Иди - и смотри».
Идея о разврате и соблазне, уничтожающих на корню самых лучших людей, во второй половине фильма зашкаливает. Герою по блату ставят зачеты (о том заботится сутенер - а как еще назвать препода-идеолога, принудившего своих студентов выигрывать в Лас-Вегасе?). Он с изумлением обнаруживает, что вынужден при авиаперелетах провозить в трусах сотни тысяч долларов наличными (а в Америке что, существует таможенный контроль внутри штатов?). Он зарабатывает за одну поездку в Лас-Вегас больше, чем за пять с лишним лет на подработке в магазине, что окончательно сносит ему «крышу». Представление о «слишком дорого», как говорится в фильме, исчезло - всё стало доступно: суперлюксы в гостиницах, костюмы от Армани, алкоголь, элитный стриптиз. Всё сразу и без усилий - даже будущий Гарвард. Зато потом герой начинает терять друзей. Перестав участвовать в сумасшедшем научном проекте, за который его экс-товарищи получают престижную премию, вылетает из него. Вообще перестает всерьез учиться. Почти теряет грядущий Гарвард. Невольно вспоминаешь советские фильмы про замечательных ребят, которых втянули в свой оборот мерзкие спекулянты-фарцовщики.
Главная претензия вот в чем: это фильм о черной магии, за которой - для просвещения и воспитания публики - следует чересчур неизбежное разоблачение.
Это разоблачение тоже вызывает вопросы и претензии. Как могли члены команды карточных гениев играть в одном и том же казино (обувая его), облегчая вероятность себя распознать? Как могли - из тех же соображений - селиться в одном номере? Неужто сложно проследить их и вычислить? Как могли менять ID, не меняя внешности, - и это под глазом видеокамер наблюдения, которые во всех казино давным-давно? Как могли позволять себе сидеть, не привлекая внимания спецслужб казино, за одним карточным столом?
Общие итоги фильма вызывают еще больше вопросов. А почему, собственно, герои боятся разоблачения? Почему столь робко следуют за охранниками казино, когда те их вычислили, зная, что их изобьют? Потому что охранники - представители мафии? Так не проще ли устроить прилюдный скандал и не нарываться на избиение? В чем нарушение закона? Считать карты никто не запрещает. Один из прототипов героев фильма, Джефф Ма, не имеет права играть в блек-джек в большинстве казино Лас-Вегаса. А почему, собственно? Где демократия? Любая карточная игра хороша для людей с математическими способностями. Запретите считать выбывшие карты при игре в дурака - притом что в него проводятся даже чемпионаты, и тоже на деньги! Запретите просчитывать ходы в шахматах - ёлы-палы! В чем тогда смысл игры?
И две претензии напоследок.
По ходу фильма непонятно, как герои просчитывают возможность выигрыша, - это снижает градус сопереживания. И еще: создатели фильма якобы опасались того, что им не удастся снимать его в реальных казино Лас-Вегаса. И вроде бы изумились, что казино съемку разрешили. Так ведь понятно почему. Голос продюсера: «Но мы вскоре убедились, что казино сюжет фильма понравился тем, что заставляет людей поверить, будто обыграть эту систему просто. А следовательно, привлекает людей в казино».
Фильм - про соблазн. Но и сам он - тоже соблазн. Я бы его официально запретил. Так в советские времена был запрещен фильм «Крамер против Крамера». Он, конечно, был про эгоизм американцев при разводе. Но демонстрировал такой нью-йоркский квартирный быт, что советское киночеловечество решили уберечь от соблазна.
Юрий Гладильщиков

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#