"Радуга"
Название фильма: | Радуга |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Радуга | ||
Жанр: | драма / экранизация / военный | ||
Режиссер: | Марк Донской | ||
В ролях: | Наталия Ужвий, Нина Алисова, Елена Тяпкина | ||
Год выпуска: | 1943 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Рассказ об украинском селе в дни оккупации. Все крестьяне носят порядковые номера, присвоенные им фашистами, все обязаны отдавать продукты и выполнять прочие приказы “немецкой родины”. “Но они только молчат - и смотрят - так смотрят!” - как восклицает один фашист. Партизанка Олёна (Н.Ужвий) приходит в село рожать. Фашисты хватают её, угрожают убить младенца, если она не выдаст партизан, и ей приходится принести дитя в жертву. Другой ребёнок — мальчик, смертельно раненный часовым, — утыкается лицом в колючую проволоку, напоминающую терновый венец. Героическим крестьянам противопоставлены изменники - это староста, по приказу фашистов шпионящий за односельчанами, и любовница Курта, одного из фашистов, - яркий, внушающий отвращение образ, созданный Ниной Алисовой. Налетающие в финале советские лыжники словно порождены снежными просторами…
В фильме сосредоточена суть детских образов военных лет. Село, в котором остались женщины и дети, - единое живое тело, порождающее новую жизнь в слиянии с пространством. Оно противостоит военной машине захватчиков. Судьбы детей и матерей — вариации на тему Нового Завета. И нет места в картине «партруководству». «Радуга» — пик пафоса самостояния. Тема фильма проста - изобразить жизнь людей во время войны. Война - это, действительно, своеобразная лакмусовая бумага. Кто-то может выжить, не предав Родину, может выдержать муки фашистского плена, а кто-то не выдерживает, сдается, кто-то намного слабее тех, кто, несмотря на боль физическую и боль духовную, может похоронить своего ребенка в доме, может в холод и мороз на глиняном полу в сарае родить своего единственного долглжданного малыша, а через несколько часов его жизнь променять на крохотный шаг к Победе над фашизмом... Эту ленту, которую пресса потом назовет "самым жестким и самым добрым фильмом военных лет", Марк Донской делал буквально кровью сердца. В эти дни он не уставал повторять: "Без ненависти нет любви". Донской точнее многих режиссёров уловил суть войны. Фильм снят в первый отступательный период (41-43 г.), и с “ отступательной” психологией. Война была, несомненно, мощнейшей травмой для психологии советского человека, который ожидал чего-то совершенно иного, по крайней мере, судя по предвоенным фильмам, то есть такой, шапкозакидательской войны, полной и безоговорочной советской победы. Все оказалось наоборот, и это тяжело отразилось на атмосфере советских фильмов. Потому у фильма сгущенная, тяжелая, мрачная атмосфера, совершенно не свойственная кино 30-х годов.
Фильм "Радуга" показали в дипломатическом корпусе. После просмотра к Марку Донскому подошел американский посол в Москве господин Гарриман. - Господин Донской, - сказал он, - ваша картина очень взволновала меня. Вы не станете возражать, если мы покажем ее президенту Рузвельту и американскому народу? Советское правительство положительно отнеслось к просьбе посла. Копию картины отправили в Америку. Через некоторое время посол Гарриман передал Марку Донскому телеграмму от президента Рузвельта. Он писал: "Дорогой господин Донской! В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм "Радуга". Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии, в сопровождении комментариев Рейнольдса и Томаса. С благодарностью, Ваш Франклин Рузвельт". Режиссер очень дорожил этим президентским посланием. Заключив в рамку, он повесил его в своем кабинете на стене, на самом видном месте. Советские дипломаты, работавшие в то время в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. "Радуга" производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. К столам армейских офицеров выстраивались очереди... Вокруг "Радуги" выросла легенда, будто она стала первым советским обладателем "Оскара" в игровом кинематографе. На самом деле это был не "Оскар", но тоже очень престижная премия – Гильдии американских кинокритиков. Дяди" из НКВД быстренько заграбастали приз, и он остался у Донского лишь в виде фотографии. Сейчас статуэтка нашлась и стоит в целости и сохранности в Музее Киевской студии имени Довженко. О телеграмме Рузвельта Донской рассказывал охотно, без опаски: как-никак союзники, честь для страны! Затем оказалось, что Марк Донской – не кто иной, как предтеча неореализма. Об этом говорили такие великие итальянцы, как Джузеппе де Сантис и Федерико Феллини. ("шедевр, каких мало" – слова Сантиса).