Описание фильма

"Радуга"   

Название фильма: Радуга
Страна-производитель: СССР
Английский: Радуга
Жанр: драма / экранизация / военный
Режиссер: Марк Донской
В ролях: Наталия Ужвий, Нина Алисова, Елена Тяпкина
Год выпуска: 1943
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

    Рассказ об украинском селе в дни оккупации.  Все крестьяне носят порядковые номера, присвоенные им фашистами, все обязаны отдавать продукты и выполнять прочие приказы “немецкой родины”. “Но они только молчат - и  смотрят - так смотрят!” - как восклицает  один фашист.  Партизанка Олёна (Н.Ужвий) приходит в село рожать. Фашисты хватают её, угрожают убить младенца, если она не выдаст партизан, и ей приходится принести дитя в жертву. Другой ребёнок — мальчик, смертельно раненный часовым, — утыкается лицом в колючую проволоку, напоминающую терновый венец.  Героическим крестьянам противопоставлены изменники - это староста, по приказу фашистов шпионящий за  односельчанами, и  любовница   Курта, одного из фашистов, - яркий, внушающий отвращение  образ, созданный Ниной Алисовой. Налетающие в финале советские лыжники словно порождены снежными просторами…    

   В фильме сосредоточена  суть детских образов военных лет. Село, в котором остались женщины и дети, - единое живое тело, порождающее новую жизнь в слиянии с пространством. Оно противостоит военной машине захватчиков. Судьбы детей и матерей — вариации на тему Нового Завета. И нет места в картине «партруководству». «Радуга» — пик пафоса самостояния.     Тема фильма проста - изобразить жизнь людей во время войны. Война - это, действительно, своеобразная лакмусовая бумага. Кто-то может выжить, не предав Родину, может выдержать муки фашистского плена, а кто-то не выдерживает, сдается, кто-то намного слабее тех, кто, несмотря на боль физическую и боль духовную, может похоронить своего ребенка в доме, может в холод и мороз на глиняном полу в сарае родить своего единственного долглжданного малыша, а через несколько часов его жизнь променять на крохотный шаг к Победе над фашизмом...    Эту ленту, которую пресса потом назовет "самым жестким и самым добрым фильмом военных лет", Марк Донской делал  буквально кровью сердца. В эти дни он не уставал повторять: "Без ненависти нет любви". Донской  точнее многих режиссёров уловил суть войны.  Фильм снят в первый отступательный период (41-43 г.), и  с “ отступательной” психологией.  Война была, несомненно, мощнейшей травмой для психологии советского человека, который ожидал чего-то совершенно иного, по крайней мере, судя по предвоенным фильмам, то есть такой, шапкозакидательской войны, полной и безоговорочной советской победы. Все оказалось наоборот, и это тяжело отразилось на атмосфере советских фильмов.  Потому у фильма  сгущенная, тяжелая, мрачная атмосфера, совершенно не свойственная кино 30-х годов.

   Фильм "Радуга" показали в дипломатическом корпусе. После просмотра к Марку Донскому подошел американский посол в Москве господин Гарриман. - Господин Донской, - сказал он, - ваша картина очень взволновала меня. Вы не станете возражать, если мы покажем ее президенту Рузвельту и американскому народу? Советское правительство положительно отнеслось к просьбе посла. Копию картины отправили в Америку. Через некоторое время посол Гарриман передал Марку Донскому телеграмму от президента Рузвельта. Он писал:  "Дорогой господин Донской! В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм "Радуга". Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии, в сопровождении комментариев Рейнольдса и Томаса. С благодарностью, Ваш Франклин Рузвельт".     Режиссер очень дорожил этим президентским посланием. Заключив в рамку, он повесил его в своем кабинете на стене, на самом видном месте. Советские дипломаты, работавшие в то время в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. "Радуга" производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. К столам армейских офицеров выстраивались очереди...  Вокруг "Радуги" выросла легенда, будто она стала первым советским обладателем "Оскара" в игровом кинематографе. На самом деле это был не "Оскар", но тоже очень престижная премия – Гильдии американских кинокритиков. Дяди" из НКВД быстренько заграбастали приз, и он остался у Донского  лишь в виде фотографии. Сейчас статуэтка нашлась и стоит в целости и сохранности в Музее Киевской студии имени Довженко.  О телеграмме Рузвельта Донской рассказывал охотно, без опаски: как-никак союзники, честь для страны! Затем оказалось, что Марк Донской – не кто иной, как предтеча неореализма. Об этом говорили такие великие итальянцы, как Джузеппе де Сантис и Федерико Феллини.  ("шедевр, каких мало" – слова  Сантиса).

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#