"Я любопытный (Желтый)"
Название фильма: | Я любопытный (Желтый) |
|
|
Страна-производитель: | Швеция | ||
Английский: | I Am Curious (Yellow) / Jag Ar Nyfiken - Gul | ||
Жанр: | драма / документальный | ||
Режиссер: | Вильгот Шеман | ||
В ролях: | Лена Нюман, Питер Линдгрен, Вильгот Шеман, Боржи Ахлстендт, Магнус Нилссон | ||
Год выпуска: | 1967 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Именно благодаря Вильготу Шеману Швеция стала считаться главной сексуально раскрепощенной державой. Творческой манере Шемана присуще стремление к документализму, интерес к социальным проблемам, особенно к различным отклонениям от норм общественного и сексуального поведения. Многие из фильмов Шемана стали мишенью критиков за чрезмерно натуралистические сексуальные сцены.
Скандальную мировую известность режиссеру принесла дилогия «Я любопытна — желтый» (1967) и «Я любопытна — голубой» (1968), вызвавшая яростную полемику и запрещенная цензурой во многих странах. Документально снятые интервью с известными реальными людьми перемежаются здесь с откровенными сексуальными сценами. Стилистически этот модернистский коллаж, очень точно отражающий 60-е, более всего близок к работам Годара тех лет - такое же естественное и раскрепощенное соединение политики, игры, хулиганства, новаторства; можно назвать это шведским ответом «новой волне».
Героиня дилогии - симпатичная пухленькая блондинка, студентка Лена Нюман (подруга режиссера),
которой действительно любопытно все вокруг - она берет интервью и у знаменитостей среди них - Улоф Пальме (тогда – министр транспорта), Мартин Лютер Кинг, Евгений Евтушенко, король Швеции...), и у простых людей, ходит в посольства (в советском имела дискуссию о шведской модели социализма в сравнении советской с сотрудницей, говорящей по-шведски – Евтушенко, не знающий языка, участвовал в дискуссии опосредованно), посещает пикеты и демонстрации, ведет дискуссии о диктаторе Франко. Лену очень заботит, почему Швеция - такая «несовершенная» страна, и возможно ли построение общества, в котором все равны (и неприспособленный к жизни аутист, и юркий экстраверт с высоким IQ должны получать равные доходы - считает она). Наиболее частый вопрос, который она задает окружающим: «Вы считаете, в Швеции - классовое общество?
Активная общественная позиция органично сочетается у Лены с сексуальными приключениями. Мы видим также в кадре отношения внутри съемочной группы в процессе съемок фильма, а также отношения Лены с Шеманом (да, он тоже появляется в кадре – и, как и другие, представлен зрителю: ”Вильгот Шеман, молодой режиссер 42 лет» - выглядит при этом он на удивление как «швед из наших представлений» – таким у нас нарисовали в мультфильме папу малыша, кот. дружил с Карлсоном) - в частности, как он реагирует, когда снимает сексуальные сцены с ней («мой учитель Бергман говорил, что быть неравнодушным к актрисе своего фильма - нежелательно) - налицо типичная постмодернистская игра на тему реальность/фикция.