"Джуно"
Название фильма: | Джуно |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Juno | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Джейсон Райтман | ||
В ролях: | Эллен Пэйдж, Майкл Сера, Дженнифер Гарнер, Джейсон Бэйтман, Эллисон Дженни, Дж.К. Симмонс, Оливия Тирлби, Айлин Педде, Рэйнн Уилсон, Дэниэл Кларк, Дарла Ванденбоссхе, Аман Йохал, Валери Тян, Эмили Перкинс, Кирстен Уильямсон, Эмили Теннант, Пегги Логан, Кэ | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
История 16-летней девочки, которая забеременела, но аборт решила не делать, а послала объявление в газету: отдам в хорошие руки качественного бэби.
Юнона беременна
Газета.ру
Старшеклассница Джуно (Эллен Пейдж) – из той породы подростков, о которых благовоспитанные родители, понимающе друг другу кивая, стыдливо шепчут «Яблоко от яблоньки…», а их дети безумно завидуют, что им досталась яблонька совсем другого сорта – не такая веселая, лояльная и компанейская. Джуно назвал в честь богини Юноны отец – остроумный мастер по кондиционерам, увлеченный древнегреческой мифологией. Мачеха Джуно мечтает завести собаку и хамит врачам в поликлинике. Сама же Джуно – язвительная неформалка – умудряется залететь от одноклассника Бликера (Майкл Сира) – застенчивого ботаника, про которого и не скажешь, что он вообще знает, откуда берутся дети.
Становиться мамой в столь юном возрасте – совсем не дело, а перед запланированным абортом добрая одноклассница рассказывает Джуно, что у ее ребенка уже есть ногти, поэтому концепция изменяется.
Теперь Джуно решает родить и отдать ребенка в хорошие руки, каковыми в представлении барышни должны быть клевые дизайнеры или классные лесбиянки, впрочем, довольствоваться приходится добропорядочными Ванессой и Марком (Дженифер Гарднер и Джейсон Бейтман). Положительная Ванесса нервно застегивает запонки на своем старушечьем наряде и рассыпается в благодарностях, а Марк что-то невразумительно мямлит про то, что, да, он тоже, конечно, хочет ребенка. Правда, не пройдет и нескольких месяцев, как уверенность его ослабнет окончательно: общение с Джуно, ее непосредственность, с которой она заявляется к Марку, показывает фотографии с УЗИ, болтает об Игги Попе и Ардженто, внушают ему обманчивое ощущение, что он тоже еще молод, и даже, пожалуй, слишком.
Совершенно неожиданно тихое инди-муви «Джуно» с приятной закадровой музыкой и едкими шуточками, снятое за $2,5 миллиона, собрало в Штатах больше $100 миллионов, получило гран-при римского фестиваля, «Оскар» за сценарий и еще массу наград всевозможных американских премий и фестивалей. Сценарий для фильма написала до того мало кому известная Диабло Коди – бывшая стриптизерша и журналистка, и история ее успеха – это современная сказка о «Золушке». Нет, Коди не работала уборщицей в голливудской студии, пока в один прекрасный момент ее не заметил какой-то звездный режиссер, она просто вела блог. Обычный блог, в котором рассказывала про свою жизнь, но среди ее читателей чудом оказался продюсер, который читал-читал, да и заказал Коди сценарий. Так появился «Джуно». Режиссером выступил Джейсон Рейтман – режиссер ничем особо не примечательный, кроме того, что некогда снял экранизацию Кристофера Бакли «Здесь курят», а сыграла Джуно Элен Пэйдж – звезда триллера «Леденец», в котором малолетняя любительница справедливости знакомится через интернет с педофилом и устраивает ему ловушку.
У этой странной, как и семейка Джуно, компании получился один из лучших фильмов года.
Все дело в том, что когда сценарий про подростковую беременность пишет бывшая стриптизерша, у нее выходит не драма, а комедия положений. Она умудряется взглянуть на это не глазами ошарашенных родителей, а с легкостью бывалой девицы, которая и не такое знавала, и потому видит во всем этом массу смешного. Ну что такое, в сущности, беременность для шестнадцатилетней девчонки? Неприятность, которую она вытерпит, но через год уже обо всем забудет и снова заживет беззаботной жизнью. А что такое беременность для ее родителей: «Ты сразу понял, к чему она клонит?» – спрашивает мачеха Джуно ее отца после сумбурного признания дочери. «Да… Но я надеялся, что речь о проблемах в школе или наркотиках», – отвечает папаша.
«Джуно» – тот тип кино, от которого рыдаешь и хохочешь одновременно. Фильм наполнен упоительным оптимизмом – здесь все (или почти все) ведут себя настолько образцово и гуманистично, что хочется плакать от счастья и зависти, и все происходит именно так, как оно должно быть на самом деле (да только часто ли оно так бывает?) Единственный непредвиденный минус фильма заключается в том, что он проделывает со зрителем именно то, что и Джуно с приемным отцом своего будущего ребенка: заражает ложным ощущением юности, беззаботным оптимизмом и легкомысленным чувством – что бы ни случилось, все сойдет с рук.
Дарья Горячева
Жизнь таких
«Знаешь, кого я бы хотел сделать беременной? Фелисити Хаффман. Со времён просмотра “Трансамерики” она не выходит у меня из головы».
«Немножко беременна»
Роман КОРНЕЕВ
Главная справедливость, связанная с фильмом «Джуно» в завершившейся оскаровской гонке, состояла не в том, что Эллен Пейдж была номинирована на лучшую женскую роль, а том, что уже второй год подряд в церемонии имени золотого рыцаря заметная роль отведена именно инди-комедиям — вослед финансовому (а значит и зрительскому) успеху оных в заокеанском прокате. На фоне всеобщих разговоров о кризисе жанра, сценарном голоде (и забастовке, да), всё чаще провальных сверхдорогих блокбастерах — именно малобюджетные независимые комедийные (мело-)драмы сверкают подобно бриллиантам в общей массе сотен и сотен проходных фильмов. Бриллиантам актёрской игры, режиссуры, текста, музыки, всего остального, что составляет суть и ткань кинематографа.
Причём всё это — в безыскусной канве жизненных реалий обычных людей, без искусственных рамок «коммерческого», «фестивального» или какого иного традиционного подхода с известными ограничениями нарочитости или надуманности, неотрывно с ними связанными последние два десятилетия.
«Санденс» как средоточие и олицетворение независимого кинематографа наконец-то выплеснулся на большие экраны из своего скромного подполья, представ пред яркие софиты общественного внимания во всей силе своего скромного обаяния. И тут же выяснилось, что вот она — современная точка роста кинематографа.
Вослед за пухлой плохо видящей девочкой, которая очень хотела победить в конкурсе красоты, пришло время девочки-подростка, которой нужно решить, что делать со столь неожиданно свалившимся на неё ребёнком.
Второй в прошедшем году «истории одной беременности» на фоне того же апатовского экзерсиса повезло оказаться менее брутальной (академики ещё не готовы слышать с экрана столько раз произнесённое слово «фак»), но все понимают, что «Джуно» в значительной степени представляет скорее целый класс своих собратьев по жанру, нежели просто режиссёра Джейсона Рейтмана, просто теперь уже оскароносную сценаристку Дьябло Коди, просто продюсера Джона Малковича или просто актрису Эллен Пейдж. «Джуно» — отражение целого движения инди-комедий, такого незаметного в прежние годы и такого успешного именно в прошедшем сезоне.
Объединяющий все эти фильмы момент — все они живописуют до крайности банальные истории, не пытаясь играть в драму, не заигрывая с одноногими собачками, в них скромные ничем вроде бы не выдающиеся люди просто живут и уже этой простотой завораживают зрителя. В этом же моменте и кроется самый большой секрет всего вышеописанного — от авторов (всех, включая последнего статиста) в таких фильмах требуется невероятное чутьё жизненности — чуть сфальшивил, вильнул, выкрутился, и получил или очередную одноногую собачку, или «кино не для всех».
И в этом отношении конечно не Дьябло Коди (несмотря на феноменальное имя) правит бал на площадке. Как и положено в инди-муви, правит бал главная героиня Эллен Пейдж. Ещё со времён «Леденца» знатоки помнят, как юная актриса может на одной себе держать кадр, хватая зрителя за горло (а кого и за яйца) и буквально заставляя испытывать до жути широкую гамму чувств от возмущения и ненависти до обожания и восторга. В этом отношении появление в роли Китти Прайд в блокбастерном кинокомиксе было для Эллен несомненным шагом назад. Что есть хороший гонорар и смазливое личико под гримом людя-икс по сравнению с теми вершинами, которыми грезили в отношении актрисы многие знатоки.
И вот, время настало. Джуно Макгафф знакомым образом держит на себе повествование не хуже режиссёра со сценаристом, держит именно точной мимикой, не дошедшей до нашего зрителя интонацией, сколачивая актёрский ансамбль в ансамбль почти музыкальный, где каждый играет свою партию, но вместе получается единое кинополотно, в котором есть место и неожиданно уютному Джей Кей Симмонсу, более знакомому нам по роли нервического главвреда «Дэйли Бьюгл», и «суперперцу» Майклу Сера, ещё более не от мира сего, чем то было у Апатова, и позднему ребёнку по имени Либерти Белл, и мачехиным собачкам, и инфантильному горе-музыканту Марку.
В итоге из всего повествования заметно выбивается только вроде бы ключевая роль Дженнифер Гарнер, отчего-то выглядящей на экране клоном не то Хилари Суонк, не то Джулии Робертс.
Будущая приёмная мать смотрится в этой круговерти вполне живых людей искусственным персонажем — со всем этим ощущением неловкости от её присутствия в кадре, разговорами об оттенках жёлтого для стен детской и неизменной улыбкой. Если и есть в фильме слабина — она вот тут, включая финальное вручение приза в студию. Однако даже здесь Эллен Пейдж одной фразой буквально заставляет зрителя согласиться — лучше так. Мы же всю дорогу тоже считали, что это её ребёнок.
Потому поспешим скорее отвернуться от этой неловкости, нас ждёт отличный финал и отличная песня, впрочем, как и вся остальная музыка в фильме. Ощущение жизненной наполненности и оптимизма «лучшего начала остатка твоей жизни» — вот то, за что стоит любить такие фильмы. Ну, помимо всего остального, что выше.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру
Юнона без авось
ИД "Коммерсантъ"
Скорее всего, никакого специального фокуса у "Джуно" вовсе нет, а обаяние ее прежде всего в том, что она дышит провинциальной непосредственностью. Миннесота, родной штат сценаристки Дьябло Коуди, поместившей туда действие, отличается как экологической, так и психологической чистотой от типовых декораций Лос-Анджелеса или Нью-Йорка, где происходят типовые события большинства американских фильмов. Также и исполнительница заглавной роли, канадка Эллен Пейдж, отличается человеческим лицом и отсутствием понтов и комплексов от целлулоидных пупсиков обоего пола, которые обычно функционируют в молодежных комедиях.
Автор сценария, будучи лет на пятнадцать старше своей героини, не стала делать ей никаких возрастных скидок и пытаться сымитировать подростковую психологию, а поступила проще и правильнее всего: наделила Джуно своим, уже взрослым характером, своей решительностью, здравомыслием и способностью не идти на поводу у окружающих с их страхами и предрассудками. И эта уже сложившаяся личность оказалась ничуть не велика, а в как раз впору самостоятельной героине фильма, не по годам легко справляющейся с самой кошмарной ситуацией, какая только может присниться школьнице, "трахнувшей" без презерватива нравящегося ей одноклассника и обнаружившей розовые "плюсики" на целых трех тестах на беременность.
Над страхом и отчаянием, которые по обычной кинематографической, да и жизненной логике должны охватить юное неопытное создание в таком безвыходном положении, создатели картины иронизируют, устраивая комическую попытку суицида: первым делом залетевшая Джуно пытается повеситься, накинув веревку на сук во дворе, но перекусывает ее зубами, потому что веревка-то на самом деле из жевательного мармелада. Также и сама проблема нежелательной беременности обнаруживает по ходу фильма свою какую-то игрушечную, микроскопическую сущность, и авторы как дважды два доказывают, что это совершенно не та трагедия, из-за которой стоит давиться. Вместе с тем они далеки от того, чтобы пропагандировать увеличение рождаемости и осуждать аборты: первым делом они отправляют героиню в клинику, на пороге которой одинокая очкастая пикетчица лет десяти с плакатом "Дети не хотят быть убитыми" отговаривает Джуно, упирая на то, что двухмесячный эмбрион чувствует боль, у него уже есть сердце, а главное — ногти. Именно дурацкие эти ногти производят на героиню наиболее неизгладимое впечатление, и, сидя в приемной абортария, она ни о чем уже больше не может думать, болезненно фиксируясь на ногтях сидящих в очереди женщин. Не по моральным соображениям, а просто потому, что это ожидание невыносимо, героиня решает оставить ребенка, но не для себя, которой он совершенно ни к чему, а людям, которым он нужнее и которые будут любить его больше. По объявлению в газете находятся симпатичный муж (Джейсон Бейтман) и гораздо менее приятная жена (Дженнифер Гарнер), которая жаждет стать матерью, но не может, и игнорирует тот факт, что у ее инфантильного супруга другие интересы в жизни, кроме отцовства. Прихватив своего заботливого папу (Джей Кей Симмонс), деловитая Джуно подкатывается к бездетной паре с предложением предоставить готового новорожденного "под ключ" совершенно безвозмездно, за исключением медицинских расходов, и те с радостью ухватываются за этот шанс.
Исходя из классических, общепринятых моральных норм в этой коллизии хотелось бы кого-то осудить, а лучше всего на всякий случай даже всех участников. Подвергнуть остракизму и безответственную беременную девчонку, и эгоистичную приемную мамашу, и девочкиных родителей, попустительствующих ее сомнительной затее, не говоря уже о дебиловатом биологическом отце ребенка, не расстающимся с коробочкой "тик-така", и о приемном отце, который вместо того, чтобы готовиться к своей отцовской миссии, завязывает предосудительную дружбу с Джуно на почве любви к гитарам и фильмам ужасов. Но к моменту, когда отношения между главными действующими лицами приобретают тенденцию опасно подзапутаться, начинаешь догадываться о том самом фокусе, который заставляет смотреть "Джуно" внимательнее, чем десятки аналогичных независимых малобюджетных фильмов, на которые она внешне очень похожа. Разгадка, видимо, в том, что девочка, которую увлекавшийся греко-римской мифологией папа назвал в честь жены Зевса Юноной, передвигается по жизни с поистине божественной уверенностью, не допускающей и мысли о том, что она делает что-то плохое. И не по-девчачьи мудрые глаза Эллен Пейдж заставляют поверить, что не лишенная цинизма простота ее поведения происходит не от эгоистического легкомыслия, а, наоборот, от слишком сильного, хотя и чересчур идеалистического желания поступить не так, как полагается, а как будет лучше для всех.
Лидия Маслова
Легко ли быть молодым
Независимая газета
Фильм Джесона Рейтмана «Джуно» номинировался на последнего «Оскара» в четырех номинациях – лучшая женская роль, лучший режиссер, лучший сценарий и лучший фильм. Статуэтка досталась сценаристке Дьябло Куоди, удивительно точно и умно описавшей молодость и взросление.
Девочка по имени Джуно (Эллен Пейдж) 16 лет от роду забеременела от одноклассника. Делов-то… Для киносюжета, разумеется. Сейчас по законам жанра мальчик плюнет в ее сторону, а потом сильно пожалеет, девочка сначала пойдет на аборт, но инстинкт материнства вернет ее обратно, и она родит здорового малыша на радость сменившим гнев на милость родителям. И, став молодой мамашей, по ходу дела найдет настоящую любовь.
Впрочем, было бы все именно так, сценаристка Дьябло Коуди вряд ли получила «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Дебютантка в кино, вчерашняя стриптизерша Коуди написала веселый, умный и в меру циничный сценарий о взрослении, настоящем, невеселом, которое приходит не с рождением розовощекого карапуза, а с чередой разочарований и потоками слез.
Забеременев, Джуно почти мудро решает не избавляться от плода, а родить здорового ребеночка и отдать бездетной любящей паре. Желательно идеальной. Такая пара находится, они заключают контракт, и девочка радостно ждет ребенка, ничуть не смущаясь ролью суррогатной матери. Вот, кажется, сейчас, еще секунду – и она, в очередной раз рассказав подружкам, как вертится малыш в животе, задумается и решит оставить ребенка себе. Ничуть не бывало. Инстинкт материнства где-то бродит, да, собственно, в таком возрасте он и приходит к девушкам лишь в кино. Поэтому Джуно и ее дружка-инфантила (который, кстати, не плюнул в ее сторону, а просто по молодости переложил ответственность на девушку, но остался преданным другом) больше заботит качество пончиков в соседней лавке, чем вся эта катавасия с дитем.
Впрочем, счастливое заблуждение «Жизнь такая, какой мы ее хотим» быстро проходит. Идеальная пара раскалывается, рожать трудно, отдавать ребенка жалко, жизнь стремительно теряет розовый цвет, становясь сначала черной, потом уныло серой. Ребенка Джуно никогда не увидит… Не слишком ли высока цена за взросление?
Номинант «Оскара» за лучшую женскую роль Эллен Пейдж обладает той счастливой внешностью, с какой можно одинаково удачно сойти и за красавицу, и за дурнушку – был бы талант. Эллен не просто талантлива – она необычайно виртуозна. Взрослым кажется, что молодость лишена нюансов, что ей по плечу делить мир и людей на «то» – «не то», на «нравится» – «не нравится», на радость и горе, дружбу и вражду. Середины нет. Эллен Пейдж поначалу показывает нам свою героиню именно в таком – без оттенков – состоянии молодости. Но шаг за шагом, кадр за кадром появляются словно новые отметки, новые зарубки в сознании. Актриса аккуратно и уверенно вводит нас в мир своей героини, и вот прямо на глазах у зрителя происходят удивительные метаморфозы. От резкости и неприятия полутонов девушка приходит к началу женственности, к мудрому пониманию закона золотой середины. Эллен Пейдж еще получит своего «Оскара», будьте уверены.
30-летний канадец Джейсон Рейтман снял фильм так, словно где-то совсем рядом за кадром все время светит невидимое солнце. Даже несомненный грех озаряется этим солнышком – потому что грех, глупость, легкомыслие, по «Джуно», – те необходимые ступени, которые человек не может обойти, карабкаясь к истинному понимаю добродетели. Дьябло Коуди, прошедшая огонь и воду, с татуировкой чуть ли ни в полтела, очень четко проговаривает в сценарии мысль о невозможности добродетели в чистом и первозданном виде. Собственную добродетель надо заслужить собственным грехом.
Такая мысль успокаивает. Значит, и у нас не все потеряно.
Екатерина Барабаш