Описание фильма

"Один день из жизни Андрея Арсеньевича"   

Название фильма: Один день из жизни Андрея Арсеньевича
Страна-производитель: Франция
Английский: Une Journee d'Andrei Arsenevitch
Жанр: документальный
Режиссер: Крис Маркер
В ролях: рассказывают за кадром: Марина Влади, Александра Стюарт, Ева Мэттес
Год выпуска: 1999
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Знаменитый кинодокументалист Крис Маркер сделал фильм-посвящение русскому режиссёру Андрею Тарковскому. Этот  замечательный документальный фильм о творчестве Тарковского, его истоках и о русской культуре входит в престижный французский телесериал Cinema de notre temps.          Маркер дружил с Андреем Тарковским и с большой любовью сделал этот фильм о друге-режиссере. В документальной ленте поэтично переплетены кадры из фильмов Тарковского с уникальными кадрами, запечатлевшими режиссера-изгнанника и на съемках его последнего фильма «Жертвоприношение», и во время встречи с сыном Андреем, которого отец не видел пять лет. Крис Маркер успел снять Тарковского буквально за неделю до его смерти, и эта картина, таким образом, является не только интересным — с точки зрения киноязыка — фильмом, но и ценнейшим кинодокументом.

     Это  рассказ о жизни и творчестве Тарковского и одновременно - история России накануне распада Советского Союза. В год смерти Тарковского Маркер снял несколько дней его жизни - финал съемок "Жертвоприношения", прибытие в Париж сына и тещи, которые долго были невыездными, просмотр кассеты "Жертвоприношения" уже совсем больным режиссером. Еще снято, как Ростропович играл на похоронах, и все это прокомментировано "подругой дома" Мариной Влади.      Просто рассматривать сделанные любительской видеокамерой кадры живых реакций в семейной обстановке, касающиеся людей известных и значительных, - само по себе ценный контрапункт к восприятию их работ. Вот жена Лариса Павловна несколько аффектированно, специально "на камеру" провожает гостей. Вот сам Андрей Арсеньевич в пиратской косынке на голове, скрывающей, видно, следы химиотерапии, пытается сосредоточиться после просмотра, но ему это уже трудно. А вот он еще не знает своего диагноза и, кокетливо соревнуясь со Свеном Нюквистом в постановке кадра финальной погони за Эрландом Йозефсоном, вдруг велит: "Все, пошли есть. Есть пошли". Глядя на все это, можно в зависимости от контекста личного отношения к Тарковскому думать о том, что он хотел быть счастливым и был им, как бы ни отрицал само понятие счастья. Или можно поразмышлять об отсутствии "главного" и "неглавного" перед лицом умирания. Тогда снятая ненаведенным, качающимся видео беззащитная поза лежачего больного значит ничуть не меньше, чем безупречный огромный тревеллинг в "Жертвоприношении" на знаменитом пожаре. Так или иначе, есть почва для контакта с увиденным и дальнейшего философствования.  Крис Маркер, имеющий у себя на родине репутацию размышляющего зеркала, кажется действительно не заботится о техническом качестве, но сосредоточен на почти дневниковой фиксации реальности, в которой существует он сам и в которую погружаются  зрители.

  Крис Маркер - из эссе “Семь печатей”: “ Когда Тарковский с женой решили остаться на Западе, советские власти, верные  своей привычной политике, тотчас отказали в разрешении на выезд остальным членам его семьи. Понадобилось пять долгих лет, пока удалось смягчить сердца бюрократов, пока медицинские заключения не заставили их осознать, насколько ухудшилось состояние здоровья Тарковского. Когда два сотрудника посольства разыскали его с хорошей новостью, что его сыну разрешают выехать к нему, Андрей в первый момент думал, что имеет дело с профессиональными наемными убийцами КГБ. «Я думал, они хотят убрать меня с дороги». Мысль абсурдная, но образ, выступающий из тумана прошлого, многое говорит об эпохе”.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#