"Лолита"
Название фильма: | Лолита |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Lolita | ||
Жанр: | мелодрама / эротика / психологический / экранизация | ||
Режиссер: | Стенли Кубрик | ||
В ролях: | Джеймс Мэйсон, Сью Лайон, Шелли Уинтерс, Питер Селлерс, Мэриэнн Стоун, Дайана Деккер, Джерри Стовин, Гэри Кокрелл, Сюзанн Гиббс, Роберта Шор | ||
Год выпуска: | 1962 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Как-то так вышло, что я никогда не воспринимал роман Набокова как скандальный. Сначала потому, что не только не читал, но даже и не знал содержание. Потом - потому, что прочитал и не воспринял повествование (изложенное изумительным языком писателя) как историю любви стареющего извращенца к 11-летней развращенной девочке. Помните начало романа? 'Ло-Ли-Та'...
Женя Марголит, наш отечественный кинокритик, точно подметил, что режиссер Стэнли Кубрик, экранизировав книгу В.В.Набокова, также отказался от акцента на скандальности сюжета, и даже героиня фильма (которой на экране уже не 11, а 14 лет) выглядит старше своего возраста.
Еще:
Черно-белая экранизация знаменитого романа, к которому Набоков сам написал сценарий. К сожалению, сравнивать с книгой фильм невозможно. В книге речь идет о безумной, одержимой любви к 12-летней нимфетке, а в фильме — о том, как пожилого профессора не доводит до добра увлечение грудастой 15-летней дивчиной. Первая треть картины очень хороша, но остальное разочарует всех, кто знаком с произведением. Если же найдутся такие, кто книги не читал, то в ранней картине Кубрика есть настолько блестящие моменты, что поставить ее можно на грань кинематографического шедевра. Джеймс Мэйсон великолепно сыграл Гумберта Гумберта, раздираемого яростной страстью. Особенно хорош он в первых сценах, когда, добиваясь Лолиты, даже женится на ее вульгарной матери (столь же великолепная игра Шелли Уинтерс). Сью Лайон в заглавной роли — результат компромисса в угоду обывательской морали того времени, и задача ее была крайне сложной. Питера Селлерса никогда нельзя было упрекнуть в недостатке изобретательности, а тут в роли Куилти он просто "отпад" со всеми его переодеваниями и самым американским в мире акцентом. Сцена, в которой он объясняется с Мэйсоном, сама по себе является шедевром актерского мастерства. Фильм, разумеется, никого сейчас не шокирует (самой эротической сценой можно назвать сцену с педикюром). Но посмотреть его любителю кино явно стоит.
Номинация на "Оскар" (1962г.) за лучший адаптированный сценарий. (М. Иванов)