"Пока не сыграл в ящик"
Название фильма: | Пока не сыграл в ящик |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Bucket List | ||
Жанр: | комедия / трагедия | ||
Режиссер: | Роб Райнер | ||
В ролях: | Джек Николсон, Морган Фриман | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Драмокомедия Роба Райнера («Ходят слухи») о миллиардере и простом механике, которые однажды подружились, оказавшись соседями по больничке. Новые знакомые решают исполнить побольше своих давних желаний, пока они не протянули ноги.
Дальше - тишина
Страна.Ru
Отлично, все мы знаем, что Джек Николсон и Морган Фриман уже получили по "оскару". Но разве это причина для того, чтобы американская киноакадемия проигнорировала одну из самых лучших работ "стариков"? Раз уж так случилось, воздадим должное лучшему дуэту этого года, не постеснявшемуся посмеяться над собой, человечеством и смертью. Все это в фильме режиссера Роба Райнера «Пока не сыграл в ящик».
Всю свою жизнь прожили в одной стране, в одном штате и даже в одном городе Картер Чэмберс (Морган Фриман) и Эдвард Коул (Джек Николсон), но никогда не догадывались о существовании друг друга. То есть, конечно, Коул понимал, что кто-то чинит машины, на которых он ездит, а Чэмберс точно знал, что на свете есть миллиардеры, скупающие все, что плохо лежит. И ни тому, ни другому не было дела до параллельного мира.
У обоих оказался рак. Но даже и онкология была бы не в силах свести столь разных людей, если бы Коул не купил больницу, переделав все палаты в двухместные. Результат модификации потряс самого «новатора» - неожиданно он, смертельно больной, оказался - о ужас! - в комнате на двоих с немощным чернокожим, от которого некуда деться в этой убогой камере, размером меньше уборной в доме магната. Пришлось притираться. И иногда - правда, редко - все было не так уж плохо. Чаще приходилось расплачиваться за грехи и незнание жизни, за неподготовленность к ситуации.
Химиотерапия, операции, лечение привели к результату. Но совсем иному, чем оба ждали: прогноз врачей оказался более чем неутешителен. Обоим остался год жизни. А ведь каждый еще столького не успел: поцеловать самую красивую девушку, сделать татуировку, осмотреть Тадж-Махал, прокатиться на раритетном гоночном автомобиле, прыгнуть с парашютом.
Да мало ли чем еще может заняться ничем не обремененный мужчина, имеющий возможность не считать деньги. Так возникает список на смятом листе бумаге, из которого, то вычеркиваются, то добавляются новые пункты. Список, уже возникал в жизни Картера, когда он мечтал стать учителем истории и учился в колледже. Тогда ему дали упражнение на абстрактное мышление. Задание было необходимо для того, чтобы помочь расставить приоритеты в жизни, понять, что важно. Унылый, прогнувшийся под тяжестью лет и несвершений Картер, выбрасывает список, узнав о тщетности надежд, однако Эдвард, не знающий таких слов, как «невозможно» или «слишком поздно», предлагает «сокамеринку», уйти из больницы и воплотить написанное в жизнь.
Правда, возможно разговоры о полной свободе, лишь видимость, иллюзия? Потому что расставить приоритеты никогда не поздно. Потому что и Коулу и Чэмберсу есть, что терять и есть, что обрести. Порой, даже в самый последний момент.
И вот, два старика от Голливуда, сыгравшие в своей жизни, кажется, все возможные роли, в очередной раз берутся за зрителя. Стервозность одного компенсирует тягомотную рассудительность второго. Зато тонкий юмор Фримана растворяет в себя жесткость Николсона, давая в неожиданный, но неповторимый эффект абсолютной гармонии.
И попробуйте не сопереживать, не злиться и не восхищаться обоими – не получится. Это уже почти Ростислав Плятт и Фаина Раневская в спектакле «Дальше - тишина». Только в абсолютно современной версии. И от этой современности от фильма про стариков не станет скучно самой современно-попкорновой молодежи. Потому что никто не смеет игнорировать дружбу, преданность, искренность и любовь. А дальше – тишина.
Наталья Дьячкова
Старики-разбойники и доктор Фрейд
Газета.ру
Все как обычно, никаких сюрпризов: Морган Фриман мудр и спокоен, Джек Николсон экспрессивен и витален. Герои произносят с экрана реплики в той же степени многозначительные, что и тривиальные спичи про смысл жизни из широко известных брошюр, предлагающих за сто страниц и примерно столько же виртуальных шагов достичь счастья, нирваны, богатства, славы – да, в общем, чего угодно, нужное подчеркнуть. По всем признакам «Пока не сыграл в ящик» – вроде бы типичная голливудская мелодрама. Что-то среднее между романтизированной моралью и морализаторской романтикой: на фоне сентиментально-драматического сюжета тут понемногу обсуждается и близость смерти, и дети как жизненная цель, и 40 лет брака против богатого опыта, и жажда жизни, и потерянные возможности. А скрашивает вялую демагогию яркий актерский дуэт, лишь ради которого можно сделать над собой усилие и мужественно вытерпеть эту обучающую программу.
Фильм, однако, не совсем обычный.
Все-таки не каждый день появляется комедия про терминальных раковых больных. А «Пока не сыграл в ящик» – именно комедия и именно про умирающих. Картер Чемберс (Морган Фриман) и Эдвард Коул (Джек Николсон), миллионер и автомеханик, кажется, не имеют ничего общего, кроме того, что они лежат в одной больничной палате, у них рак четвертой степени и впереди полгода, максимум год, жизни. И вот, наплевав на заветы докторов и проигнорировав новое экспериментальное лечение, под осуждающим взглядом жены Чемберса они сбегают из больницы, написав предварительно список желаний – то, что они хотят успеть сделать за оставшееся им на этом свете время.
Список не содержит ничего выдающегося – так, сделать тату, прыгнуть с парашютом, забраться на Эверест, поцеловать самую красивую женщину, покататься по миру…
И, сидя на египетских пирамидах или прохаживаясь по алее рядом с очередной культурной древностью, герои ненавязчиво дискутируют про любовь и смерть, добро и зло, что свято, что грешно, и тому подобное.
Казалось бы, во всем этом нет ни капли смешного. И уж тем более нового. Практически неотличимый сюжет имеет фильм «Достучаться до небес», да только, своровав немецкую историю, Голливуд ее подточил и из сентиментальной трагикомедии превратил в настоящий сеанс психоанализа.
Если так пойдет и дальше, психоаналитики имеют все шансы остаться без работы: зачем ходить к врачу и обсуждать с ним экзистенциальные страхи, если можно с тем же успехом, но за меньшие деньги посмотреть полуторачасовой фильм, в котором расскажут о правильном отношении к вопросам бытия и закалят психику. С психикой, кстати, у американцев, судя по всему, все в порядке: «Пока не сыграл в ящик» уже собрал больше $80 миллионов, продержавшись две недели в топе американского бокс-офиса. А ведь это фильм, в котором нужно смеяться над больными, поочередно бегающими тошниться в сортир из-за последствий химиотерапии, и шутками вроде «Как вам катетер?» – «И как я раньше без него жил?!».
К слову, завидным психическим здоровьем должны обладать не только зрители, но и актеры – Джек Николсон и Морган Фриман.
Но вовсе не потому, что им приходится играть отходящих в вечность от тяжелой болезни, просто они бесстрашно изображают самих себя. Пожилых, уходящих со сцены героев, которые напоследок решили покуролесить. Их герои делают татуировки, а они играют в дурацких второразрядных комедиях.
Дарья Горячева
Страшная сила
Иван Куликов
Дуэт Моргана Фримана и Джека Николсона в фильме "Пока не сыграл в ящик" сбегает из больницы, гоняет путан и прыгает с парашютом в ожидании конца бренного существования.
Палату в отделении онкологии делят двое дедушек — добрый автомеханик Картер (Фриман) и хозяин больницы Коул (Николсон) — атеист, бабник и деловая колбаса. Первый — образцовый семьянин и убежденный однолюб — блистает эрудицией, комментирует "Поле чудес" и рассказывает, как сорок лет назад мечтал выучиться на профессора. Второй — миллиардер и эгоист, таскающий за собой монументального вида кофеварку — при первом взгляде на механика шумно требует одноместную палату, которую, к несчастью, сам и отменил, уплотняя госпиталь в целях экономии. Выслушав от врачей смертный приговор, дедушки, успевшие подружиться за игрой в "джин", составляют список неотложных процедур на оставшиеся полгода жизни, выполнив которые можно укладываться в ящик со спокойной совестью. Прыгнуть с парашютом, сделать доброе дело первому встречному, съездить в Тадж-Махал, Гонконг, французскую Ривьеру, поцеловать самую красивую в мире женщину и далее в том же духе, но без экстремизма: все-таки и самим актерам стукнуло по семьдесят лет с хвостиком.
Оставшуюся часть времени режиссер Роб Райнер отвел под этот перечень, чьи пункты по мере выполнения энергично вычеркиваются карандашом. Получился этакий тур в стиле "Дискавери для смертников", где Николсону отвели роль массовика-затейника, норовящего расширить список счастья, подсовывая проституток целомудренному Фриману (помимо прыжка с парашютом — второй, пожалуй, на весь фильм экстрим). А механику — функцию ходячей энциклопедии, знающей, из чего сделан Тадж-Махал и почему нельзя пугать до смерти осетровых рыб, икру коих, сидя во французском ресторане, Морган Фриман со вкусом намазывает себе на бутерброд (в деликатес выделяются токсичные ферменты).
Увы, но создатели фильма, отправив своих героев в международный кругосвет для смертельно больных пенсионеров, чересчур увлеклись картиной "Достучаться до небес" — немецким киноизделием десятилетней давности на ту же абсолютно тему, только про молодежь. А вот свою главную удачу — дуэт Николсона с Фриманом, запертых в палате для раковых больных — глупо игнорировали. Страшный бритый Николсон, который щеголяет в ночнушке, мрачно скалится из-под простыней, дерется с капельницей, а после каждой химиотерапии испытывает на прочность больничный унитаз, цитируя "Пролетая над гнездом кукушки", сам по себе представляет зрелище, на которое не стыдно потратить полтора часа экранного пробега. Еще немного черных шуток, да чуточку фантазии, и с прилежным христианином Фриманом они составили бы отличную гальваническую пару.
С Робом Райнером, впрочем, не составили. Главный козырь фильма — дуэт лучших голливудских лицедеев — отлично работает у него в начале, когда актеры, лежа на больничных койках, с удовольствием обмениваются уничтожающими репликами. Но как только Райнер перемещает их в пятизвездочный отель и заставляет скорбеть о бренности человеческого бытия, отгоняя путан и намазывая икру на бутерброд, с сеансами химиотерапии исчезает, собственно говоря, и вся химия. В результате два мощных старика, приклеенные к фоткам из туристического путеводителя, оставшуюся часть времени с большим профессионализмом давят оттуда на наши слезные железы — кроме как собираться умереть, делать им в кадре абсолютно нечего. Николсон раздает негодяйские ухмылочки. Морган мимикрирует то под дядюшку Римуса, то под сурового шерифа. Как всегда.
В общем, те, кто хочет искренне разрыдаться, глядя, как дружных стариков катают по свету, а потом упаковывают в ящики, могут смело оставаться до конца сеанса сглатывать подступающий к горлу ком. Нам же остается швырнуть об землю шапку, дивясь на страшную силу искусства, которое, черт возьми, даже из раковых больных готовит отличное шоу для семейного просмотра.
С сайта film.ru
Старики-покойники
Итоги
Мелодраматическая комедия "Пока не сыграл в ящик" с Джеком Николсоном и Морганом Фрименом в главных ролях попала в списки самых удачных картин конца прошлого - начала этого года. Она собрала в прокате более 129 миллионов долларов при бюджете 45 миллионов. Простые зрители оставляли в Интернете теплые отзывы, восторгались тандемом двух ветеранов фабрики грез - Джека Николсона и Моргана Фримена. В то время как американские критики недоумевали, как артисты класса Николсона и Фримена согласились сниматься в такой ерунде. Наиболее язвительный мастер пера даже обозвал ленту "голливудской клюквой".
Герои "Ящика" - пара американских пенсионеров, которые умирают от рака в одной палате. Картер Чэмберс в исполнении Фримена - тихий, благообразный автомеханик, отец большого семейства, всю жизнь проживший с единственной женой. Эдвард Коул Николсона - циник, сладострастник, балагур, а по совместительству мультимиллионер. Как-то раз он случайно находит у соседа список неисполненных желаний. Все как на подбор пристойные: посмеяться до слез, сделать доброе дело незнакомому человеку... Задумавшись, Коул вносит в него некоторые корректировки. Так появляются нескромные мечты навроде "набить татуху" и "трахнуть такую-то". Он убеждает соседа, что пришло наконец время пожить и для себя, и оба отправляются в умопомрачительное кругосветное путешествие: с прыжками с парашютом, обедом у подножия египетских пирамид, посещением Тадж-Махала и покорением прочих вершин. Однако Коулу мало просто кататься по миру, душа хочет разврата, но попытка купить Картеру экзотическую проститутку знаменует собой конец приключений, да и, кажется, дружбы.
Взяв за основу довольно избитый сюжет, изобилующий банальностями и нарочито душещипательными сценами, режиссер Роб Райнер умудрился снять невероятно милый фильм. Талант виден тут во всем: в мастерски снятых сценах, продуманных и отнюдь не пошлых диалогах. Ну да. Райнер всю сознательную жизнь снимал вполне себе приятный мейнстрим ("Несколько хороших парней", "Когда Гарри встретил Салли", "История о нас" и др.). Так чего же удивляться, если сейчас он снова выстрелил развлекательной лентой, а не мрачным, мудреным арт-хаусным проектом? Впрочем, многое зависело в этом проекте и от актеров. И если Морган Фримен уже в который раз воплотил образ мудрого старца, не прилагая особых усилий (со времен роли Бога в "Брюсе Всемогущем" это даже своеобразная девальвация), то Николсон выкладывается по полной, напоминая зрителю о лучших своих ролях: здесь мелькнет его Макмерфи из "Кукушкиного гнезда", там - пенсионер Шмидт из "О Шмидте". Ну а в сценах, где он уговаривает соседа пуститься в дорогу, вновь является дьявол-искуситель из "Иствикских ведьм".