"Броненосец Потёмкин / Броненосец Потемкин"
Название фильма: | Броненосец Потёмкин / Броненосец Потемкин |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Броненосец Потёмкин / Броненосец Потемкин | ||
Жанр: | драма / военный | ||
Режиссер: | Сергей Эйзенштейн | ||
В ролях: | Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Михаил Гоморов, Марусов, Иван Бобров, Репникова, Александр Левшин, Андрей Файт | ||
Год выпуска: | 1922 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Созданный в 1925 году «Броненосец «Потемкин» продолжает оставаться одним из самых значительных произведений отечественного и мирового киноискусства. Его сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Еще:
В связи с двадцатилетием первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИК утвердила сценарий Нины Агаджановой «1905 год». В этом сценарии восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» (июнь 1905 года) было одним из эпизодов фильма. По предложению Н. Агаджановой для постановки фильма «1905 год» был привлечен Сергей Эйзенштейн. В процессе работы эпизод о «Потемкине» вырос в самостоятельный сценарий. Эйзенштейн разъяснял: «Броненосец Потемкин» действует, как драма, но построен, как хроника». Впервые фильм был показан на юбилейном вечере в Большом театре СССР, первый общественный кинотеатральный показ состоялся 18 января 1926 года в Первом Госкинотеатре (ныне — кинотеатр «Художественный») под музыкальное сопровождение Э. Майзеля и в одиннадцати других кинотеатрах Москвы. «Броненосец Потемкин» был создан по тому же самому методу «монтажа аттракционов» (знаменитый хрестоматийный эпизод расстрела на Потемкинской лестнице в Одессе), что и «Стачка», начавшая революционную трилогию режиссера. Однако тематически и стилистически «Броненосец» оказался более выдержан и очищен от эксцентрических перехлестов и кричащего метафоризма деталей. Скрытая внутрь кадра символика и взрывающийся новым смыслом монтажный переход сделали сразу же классикой трехкадровый эпизод, фиксирующий «прыжок» мраморного льва. Бунт моряков на «Потемкине», быстро переросший в социальный конфликт, оказался благодаря фильму Эйзенштейна заряженным внутренней энергией такой силы, что производил бунтарский эффект и в ряде западных стран был даже запрещен для демонстрации. Картина стала потрясением и неожиданным откровением для западной интеллигенции. Золотая медаль на Парижской выставке (1926).