Описание фильма

"Напряги извилины"   

Название фильма: Напряги извилины
Напряги извилины
Страна-производитель: США
Английский: Get Smart
Жанр: комедия / детектив / приключения
Режиссер: Питер Сигал
В ролях: Стив Карелл (Максвелл Смарт), Энн Хэтэуэй (Агент 99), Дуэйн Джонсон (Агент 23), Алан Аркин (Шеф), Теренс Стамп (Зигфрид), Билл Мюррей (Агент 13), Маси Ока (Брюс), Терри Крюз (Агент 91), Дэвид Кехнер (Лараби), Кен Давитян (Штаркер), Брэд Гранберг, Берни Ко
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Секретный агент Максвелл Смарт получает задание обезвредить преступную группировку, известную под кодовым названием "ХАОС". В тандеме с убийственно красивой девушкой, Агентом 99, используя свой совсем небольшой опыт работы и еще меньший запас времени, Смарту придется самостоятельно обезвредить "ХАОС", если он хочет, чтобы настал завтрашний день.

Славься, Билл

Где-то в восточном полушарии нашей родной планеты, в частности, в Чечне, функционирует злодейская организация Хаос. Ею заправляет мужчина по имени Зигфрид (Теренс Стамп), и основное направление ее деятельности связано с ядерным оружием. В противовес Хаосу и для поддержания мировой гармонии в западном полушарии трудится учреждение под названием Контроль. Кроме кучи агентов, суперагентов, гениев-изобретателей и прочих полезных людей, в Контроле работает Макс Смарт (Стив Карелл) – тщедушный аналитик, мечтающий о подвигах. Мечты сбываются, и однажды Макса на пару с агентом 99 (Энн Хэтэуэй) отправляют спасать мир.
«Напряги извилины» снят по мотивам одноименного американского сериала второй половины 60-х гг., детища Мела Брукса. Оригинал был страшно популярен и даже номинировался на два «Золотых глобуса». «Извилины» образца 2008 года могут похвастать полным комплектом обязательных шпионских штучек, включая прыжки из самолета без парашюта, погони на кабриолетах и взрывы разной интенсивности. И практически сосем не могут удивить, а тем более рассмешить.
Хотя любопытно, конечно, в который раз увидеть Россию глазами иностранцев, тем более, иностранцев-шутников. Телеги на немощеных улицах Смоленска, колоритные крестьяне с сотовыми телефонами, свежие калачи и заводик по изготовлению радиоактивных бомб недалеко от Кремля – знания, похоже, черпали из Википедии и мемуаров французских ветеранов 1812 года.
С таким количеством плоского юмора и солидным хронометражем смотреть эту комедию не так уж просто, но, к счастью, раз в полчаса она преподносит приятные сюрпризы. Один – это Джеймс Каан, он же Сонни Корлеоне, в роли президента США, неумело читающего детям сказки, а второй – великолепный, неподражаемый Билл Мюррей. Удивительно все же, самые разные режиссеры взяли моду подавать мистера Мюррея малюсенькими порциями, как чудный деликатес – и эти его короткие появления на экране становятся едва ли не самыми яркими кадрами в фильме. Бежит ли он из последних сил за поездом или одиноко сидит внутри дерева – Билл неизменно оказывается круче всех.
Света Писцова, afisha.mail.ru

Он не тупой, он просто милый
Film.ru

Энтропия растет, и против нее нет приема, если нет другого лома — то есть, другой энтропии. Для борьбы с энтропией — точнее, с террористической группировкой "Хаос" — существует секретная организация "Контроль". (Смешно.) Лучший аналитик "Контроля", Макс Смарт, мечтает стать суперагентом, и, наконец, ему это удается. Его идиотизм в сочетании с исполнительностью — мощнейшее оружие против хаоса. В паре со Смартом работает милейшая Агент 99, которая в результате пластической операции стала из блондинки брюнеткой. (Очень смешно.) Глава "Хаоса" Зигфрид собирается взорвать Лос-Анджелес, подложив ядерную бомбу в концертный зал. Взрыв произойдет в финале "Оды к радости". (Забавно.) Смарт в процессе борьбы со злом проделывает все, что должен делать суперагент в шпионской комедии: летает и ездит на всем, что движется, выпадает из самолета без парашюта, оказывается перед президентом США без штанов. И даже предъявляет Агенту 99 собственную фотографию в "костюме толстяка". (А вот за это режиссеров давно пора привязывать к стулу и насильно показывать им эпизод из финчеровского "Семь" про чревоугодие, до тех пор, пока вид толстяка не перестанет у них ассоциироваться с комедией.)
Для борьбы с мировым злом Смарту приходится лететь в Россию. Это большая и очень интересная страна, предоставляющая бескрайнюю возможность для шуток и гэгов: от ужина в смоленском ресторане "Минск" (Смарт изысканно шутит: "Минск-Шминск — кулинарной моды последний пинск") до местных фермеров, снимающих на мобильник красную машинку с открытым верхом ("Здесь все на таких сейчас ездят", — объясняет Смарт. Ну ведь прав!). Москва встречает суперагентов хлебом и обогащенным ураном: в хлебопекарне рядом с Кремлем злобный Зигфрид тайно производят ядерное оружие. Много погонь, драк и пиротехнического разгула.
"Напряги извилины" — киноверсия американского телесериала 60-х, придуманного Мелом Бруксом и мало кому известного в России. И хорошо: можно не отвлекаться на сравнение с оригиналом, а просто радоваться Стиву Кареллу, который в последнее время становится главной дебильно-интеллектуальной комедийной иконой. Ему так замечательно удается выражение лица "я играю очень глупого человека, который считает себя очень умным", что при виде его героя хочется не смеяться, а умиленно улыбаться и бормотать: "Ты мой хороший!"
Но, начавшись как пародия на "бондиану", "Напряги извилины" довольно быстро становится драмой о маленьком человеке, который очень хочет доказать всем, что он достоин своей работы. Это, вопреки очевидному, не шпионская комедия, а бегство от шпионской комедии. Не пародия, а трагедия. Макс Смарт похож не на какого-нибудь Остина Пауэрса или Шварценеггера в "Правдивой лжи", а скорее на солдата Джейн, берущую препятствия с мрачно горящими глазами: "Я вам покажу, кто тут баба". Макс Смарт вам покажет, кто тут умный. Его подчеркнутая трагедийность слегка уравновешивается взрывами, красными машинками, поездами, парой самолетов, хорошенькой Энн Хэтэуэй и сияющим Дуэйном Джонсоном. Но потом на две минуты появляется Билл Мюррей, замаскированный под дерево, очень одинокий и очень тоскующий, — и все, и абсурдистская экзистенциальная трагедия опять на полном ходу.
Джеймс Бонд не вызывает сострадания, он не достоин ни кванта милосердия: сколько бы его ни убивали, он все равно встанет, поправит галстук-бабочку, назовет свое имя, повторит его — на всякий случай — и пойдет дальше, постреливая. Макс Смарт так хочет быть суперагентом, его желание столь искренне, столь сильно и столь похвально, что в публике просыпается сострадание и даже нежность. Сам фильм тоже очень хочет быть шпионской комедией и все делает для этого. Не всегда получается шпионская, не всегда комедия, — но само желание столь искренне, столь сильно, и столь похвально, что вызывает даже некоторое умиление. Ты мой хороший.
Ксения Рождественская

И целого мозга мало
Время новостей

Шпионское агентство «Контроль» в панике: злоумышленники из международной корпорации «Хаос» рассекретили список самых важных американских шпионов, и служба (которая и опасна, и трудна) под угрозой -- разведчиков срезают по всему миру как боровики в грибной сезон. Необходимы новые кадры, и вот уже скромному аналитику «Контроля» Максвеллу Смарту (Стив Каррел) выдают порядковый номер 86 и прикрепляют к агентше под номером 99 (Энн Хатауэй)...
В принципе ничего больше про этот фильм (во всяком случае в том, что касается сюжета) знать не нужно. Перед нами очередной (страшно даже подумать, какой по счету) перепев давнишей темы -- «клиент-лопух» становится пешкой в большой игре и взваливает на свои хлипкие плечи судьбу человечества. На сей раз в основе всего лежит телесериал 1965 года, придуманный завзятым пародистом Мэлом Бруксом всего через три года после того, как на экраны мира взболтанно, но не смешанно проник агент Ее Величества Джеймс Бонд, снабженный лицензией на убийство под номером 007. В принципе шпионская комедия, пародирующая бондовские похождения, -- затея заведомо безнадежная, так как любой вменяемый зритель при первых же кадрах выбежит из зала с изменившимся лицом и воплем «Сколько же можно!» В его положение можно войти: кажется, что ничего более затасканного, чем эта идея, невозможно представить себе в принципе. И тем не менее вот уже почти сорок лет подряд рецепт срабатывает. Все помнят блестящий фильм Джона Лэндиса «Шпионы как мы» (1985), перестроечный шедевр законспирированного идиотизма с Чеви Чейзом и Дэном Эйкродом в главных ролях. Многие знакомы и с чуть более ранним проявлением того же самого мозгового недуга -- дилогии о Дереке Флинте («Наш человек Флинт» (1966) и «Подобно Флинту» (1967) с безупречным Джеймсом Кобурном (к слову, влияние этих фильмов чувствуется в «Извилинах» немногим меньше, чем отсылки к первоисточнику). Ну и, наконец, никто еще не отменял Остина Пауэрса.
В принципе любой уважающий себя комик (или актер, выдающий себя за него) в обязательном порядке должен снабдить свою фильмографию картиной такого сорта. Не остался в стороне и Стив Каррелл -- превосходный комический лицедей с физиономией сорокалетнего девственника (именно такого персонажа изображал он в одноименной комедии Джада Апатова). Его Смарт -- вернейший наставник всех вышеперечисленных псевдобондов и ни в чем им не уступает. В целом это изумительная хохма длиной в полтора часа, помноженная на реально выдающиеся спецэффекты и приплюснутая совершенно невообразимым русским контекстом (что-то подобное было описано в только что вышедшем, юбилейном романе про Бонда «Дьявол не любит ждать» -- за вычетом разве что посещения Государственного универсального магазина). Пересказывать шутки в любом случае глупо -- во-первых, потому, что удовольствие зрителям портить не стоит, а во-вторых, они и так их уже миллион раз видели. Но тут как раз тот случай, когда повторенная острота не является глупостью: даже самые забубенные анекдоты с менделеевской бородой выглядят тут уместно и качественно. И будем откровенны: в мире, где Бонд пережил неожиданный апгрейд и из коктейльного мачо превратился в истинного героя из плоти и крови, которому действительно больно, когда его лупят по тестикулам, вся надежда только на парней вроде Смарта. Героя пародии, который в один прекрасный момент перерос своего адресата и стал самостоятельной боевой единицей. А то, что лупит он в основном в белый свет как в копеечку, так, знать, судьба такая.
Станислав Ф. Ростоцкий

Напряги извилины:
Два нуля

 
«Мы не прикалываем степлером бумагу на лоб сотрудникам. Этим занимаются в ЦРУ».
Фраза из фильма 
Олег ДЕНЕЖКА

Пока пленку как средство кинопроизводства ещё не списали в утиль в пользу цифровых технологий, процесс съёмки остаётся прежний: сначала кино снимают на негатив, а уже потом печатают с него пригодный для проекционного аппарата позитив. А что такое негатив? Это когда тёмное становится светлым, рыжее, к примеру, зелёным, а зелёное красным.
Это свойство — всё переворачивать с ног на голову — вообще характерно для кино. Полицейские в кино непременно продажны, профессора университетов — тупоголовые клоуны, а убийцы, воры и шпионы становятся благородными до отвращения. Но дальше всех в славном деле превращения чёрного в белое продвинулся режиссёр Питер Сегал. Пародийный комический сериал, придуманным самим королем шуток Голливуда Мэлом Бруксом «Напряги извилины» он превратил в полнометражный пафосный боевик. Иначе говоря — пародию на Джеймса Бонда он умудрился снять как самого Бонда.

Макс в исполнении Стива Карелла — аналитик сверхсекретной американской разведывательной службы «Контроль». Пыльный офис, раздражающие своей унылостью отчёты и графики, скрепки, фломастеры, точилки для карандашей: Это похоже на шампанское, пышногрудых красавиц, роскошные яхты, пистолеты с глушителями, погони и драки? Нет, и поэтому Макс мечтает переквалифицироваться в полевого агента. Такого же, как агент 23 в исполнении Дуэйна Джонсона. Раз за разом он сдаёт экзамены, но увы — всё тщетно. Да и начальство Макс в прежней роли устраивает больше.
Но вот таинственная и могущественная террористическая организация «Хаос» одного за другим выводит из строя агентов «Контроля». И у начальства не остаётся другого выхода как выпустить «в поле» аналитика Макса, придав ему на всякий случай суперсексуального и очень фигуристого напарника — агента 99, брюнетку, спортсменку и просто красавицу в исполнении Энн Хэтуэй.

Сюжет фильма базируется на оригинальном сериале и до боли напоминает фабулу ленты «Агента Джонни-инглиш» с Роуэном Аткинсоном. Таким образом, Питер Сегал и Стив Карелл как исполнители главных ролей бросают вызов далеко не последним людям в мире комедийного кинематографа. Бросают и… начисто проигрывают.
Александр Николаевич, тот самый который Островский, всю свою жизнь писал комедии. А режиссёры ставили по ним трагедии. Измученный этим непостижимым фактом, он сказал как-то одну очень умную вещь: «В настоящей сатирической комедии нет положительных персонажей». Но делу это не помогло, режиссёры по-прежнему умудряются находить в его произведениях всяческих Катерин и Тихонов и строгать трагедии одну за другой.

То же самое произошло и с фильмом Питера Сегала. Он просто нашпигован положительными героями без страха и упрёка, рыцарями плаща и кинжала, сражающимися за идеалы свободного мира, и даже главный герой, задуманный некогда Бруксом как недотёпа и ботаник, на самом деле стреляет, дерётся и выполняет сложнейшие задания как заправский супермен. Это, по-вашему, смешно? Это грустно.
В результате самым комичным персонажем в ленте стал вовсе не главный герой, а как раз его антипод, герой второго плана агент 23 в мастерском исполнении Дуэйна Джонсона. Смешным оказался не повелитель офисных скрепок, оказавшийся в шкуре суперагента, а тот самый суперагент, вынужденный перебирать бумаги в офисе. Вот где смех-то.
Всё дело в том, что изначально сериал «Напряги извилины», снятый во время холодной войны, не рассказывал о противостоянии КГБ и ЦРУ. Он рассказывал о том, как штампуются бесконечные шпионские сериалы, попутно высмеивая их шаблоны. Фильм же Сегала на полном серьёзе рассказывает о противостоянии ЦРУ и Аль-Каиды, пусть и называя их другими именами.

Больше всего это напоминает комические куплеты, написанные в адрес высокого начальства — каждая робкая шутка уравновешивается в них такой порцией чинопочитания, что присутствующие невольно вытягиваются в стойку. А в финале фильма «Напряги извилины» зритель невольно начинает бормотать американский гимн.
Однако не всё в фильме так мрачно. Сам по себе боевик сделан хоть и несколько прохладно и без фантазии, но всё же достаточно добротен. Перестрелки, погони, взрывы и прочие мегаэффекты жанрового разлива исполнены старательно и чисто. Едва ли не лучше, чем в оригинальном Джеймсе Бонде. Пародией от них и не пахнет, это самое что ни на есть честное подражание, по-ученически прилежное, с плохо скрываемым пиететом, который и убивает даже намёк на пародию.
Несмотря на явное увлечение режиссёра шпионским пафосом, есть в фильме и откровенно смешные, пусть и несколько вторичные эпизоды. Например, блестящее вальсирование главного героя с девушкой весом в пару центнеров. Причем поставлен этот танец весьма профессионально, и актрисе, которая при таком весе умудряется так искусно танцевать, надо определённо поставить памятник. На её фоне наши «Танцы со звёздами» просто курятник, охваченный эпидемией церебрального паралича.

Неплох косноязычный Буш-младший, путающий технические термины и рассказывающий детям сказки прямо в момент террористической атаки. И абсолютно неподражаем Билл Мюррей, появляющийся в совершенно монтипайтоновской эпизодической роли «грустного агента в дупле».
Но в целом фильм Сегала вышел похожим на отсыревшую фанеру: действие постоянно расслаиваются на комедию и боевик, существующие в ленте в качестве параллельных измерений. Чем-то это напоминает давешнего «Хэнкока», с той лишь разницей, что в нём эти части разнесены хронологически, между началом и финалом фильма. А «Напряги извилины» — чудно бардачный, плохо перемешанный коктейль из патетики и кривляния самого ярмарочного свойства.
Любите кино.
С сайта Кинокадр Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#