"Обломок империи"
Название фильма: | Обломок империи |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Обломок империи | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Ф. Эрмлер | ||
В ролях: | Федор Никитин, Вячеслав Висков | ||
Год выпуска: | 1929 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Унтер-офицер царской армии Филимонов был контужен и потерял память еще во время Первой мировой войны, он отрешен от мира остальных людей. Уже много позже Гражданской войны, на одиннадцатом году советской власти, к нему возвращается память и способность мыслить. Сначала Филимонов пытается найти то, что было главным для него в прошлом, - жену и хозяина фабрики, на которой он работал. Осознав, что прошлого не вернуть, Филимонов приспосабливается к новой жизни. Герой видит мир иначе, чем другие, постепенно привыкавшие к новому. Этот прием помогал художникам "остранять", делать странными, необычными образы обыденной действительности.
Эрмлер объяснял выбор сюжета тем, что в переломный момент истории, когда НЭП заканчивал свое существование, а партия начинала борьбу за построение социализма, хотелось показать в особом ракурсе достижения советской власти, ставшие уже привычными для тех, кто изо дня в день при этой власти жил.
Однако главным в картине оказалось отнюдь не воспевание достижений "реконструктивного периода" В известном смысле фильм Эрмлера завершил эпоху кинематографа 20-х годов с его образностью киноязыка, монтажными исканиями, психологизмом актерской игры.
.. Гражданская война. мучающийся жаждой "красный" солдат подползает к собаке, расталкивает щенят и начинает сосать её молоко. Собаку убивает белый офицер, а "красному" бросают: "Сам подохнешь". Контуженный и потерявший память белый унтер-офицер 10 лет прислуживает какой-то хозяйке. Безумие. Видения. Иисус Христос в противогазе распят на кресте. Под ним едет танк и ему молятся. Швейная машинка, превращающаяся в фронтовой поезд и наградной крест, как перекрестие световых лучей на фронте. Наконец возвращается память... 1928 год. Петербург. Бывший офицер оглушен увиденным: памятником Ленину, голыми женскими ногами, высокими новостройками. Он идёт к своему хозяину, бросается ему в ноги, целует руку. А тот со словами "не надо, не надо. теперь мы все равны" даёт мужику монету с серпом и молотом и отправляет осваиваться в новую постреволюционную жизнь. Кино об этой жизни увиденной глазами дореволюционного рабочего снял в 1929 году бывший чекист Фридрих Эрмлер.