"Авангард. Экспериментальное кино. 1920-30 годы . ч. 1"
Название фильма: | Авангард. Экспериментальное кино. 1920-30 годы . ч. 1 |
|
|
Страна-производитель: | Нидерланды , Германия , Франция , США | ||
Английский: | Avant-garde : experimental cinema of the 1920s and '30s. | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Ман Рэй, Славко Воркапич и Роберт Флоури, Дмитрий Кирсанов и др. | ||
В ролях: | Григорий Васильевич Александров , Марсель Дюшан , Дмитрий Кирсанофф , Жан Пенлеве , Ганс Рихтер , Мэн Рэй , Ральф Стейнер , Орсон Уэллс , Викинг Эггелинг , Сергей Михайлович Эйзенштейн , Жан Эпштейн | ||
Год выпуска: | 1920 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В этой коллекции коротких фильмов собраны наиболее влиятельные и характерные фильмы из движения авангарда 1920-30-х.
Ман Рей: Авангардный художник, фотограф и кинематографист, неутомимый экспериментатор с фотографическими техниками, участвовавший в движениях Кубизма, Дадаизма и Сюрреализма, Манн Рей создал новое фотографическое искусство. Не заботясь о «мастерстве», он практиковал передержку, зернистое увеличение и бескамерные принты (фотограмы), которые он называл «Рейографы» - сделанные путем размещения объектов прямо на фотобумаге и выставляя их на свету. Манн Рей был одним из наиболее значительных бескамерных фотографов 20-30-х гг. Он начал работать с картинами и фотографиями, но затем, работая в 20-е гг. в Париже, обратился к кино-экспериментам, в которых акцентировал случайные эффекты и неожиданные сопоставления. Его главная инновация - применение техники «Рейографии» в кино: он делал фильмы без камеры, путем размещения очертаний объектов в движении прямо на кинопленке и выставления их на свет. В своих коротких фильмах он снимал предметы, людей, стилизованные сцены из реальности, спорт, балет, анимацию. Как художник, скульптор, фотограф и фильммейкер, Манн Рей привнес свои разнообразные техники для взаимовлияния видов искусства в стремлении создать «тревожащие объекты». Его жизнь и искусство говорили о свободе, удовольствии и желании расширить знания о мире и средства их выражения. Его работа оказала большое влияние на современную фотографию, видеоарт и технологии мульти-медиа.
Ганс Рихтер: Позиция Рихтера уникальна в мире художников. Как и Ман Рей, о он - один из ранних последователей течения Дада; он он также один из первых внес вклад в новые возможности кинематографа для представления живописи. Он также принимал участие в первых авангардных фильмах Легера, Душампа, Мэн Рэя, Писабиа, Кокто и Дали, а впоследствии в Нью-Йорке его техника повлияла на создателей « Нового американского кино». Будучи художником, Рихтер пытался перенести на мировой экран фрейдийсткие веяния, популярные в Европе первой половины 20 в. созданные им кинообразы - провокационные, гипнотические, сатирические, трогательные и кошмарные.
Фернан Леже: Механический балет". Чтобы оценить этот фильм, нужно мысленно перенестись в 20-е годы прошлого века, когда машины заменяли людей на производстве - то есть работу у людей отнимали их же собственные создания. Это страшно и красиво одновременно. Появление этого фильма означало рождение европейского киноавангарда 1920-30-х гг. Фернан Леже к тому времени уже обладал славой лидера кубистической живописи и, соответственно, слыл матерым ниспровергателем основ. Именно его слава, с соответствующей хорошей раскупаемостью полотен, позволила Леже раскошелиться на достаточное количество пленки, достойную киноаппаратуру - и вот киноавангард получил своего 16-минутного первенца, позволявшего говорить о том, что смутьяны пришли всерьез и надолго.
Появление этого фильма означало рождение европейского киноавангарда 1920-30-х гг. Фернан Леже к тому времени уже обладал славой лидера кубистической живописи и, соответственно, слыл матерым ниспровергателем основ. Именно его слава, с соответствующей хорошей раскупаемостью полотен, позволила Леже раскошелиться на достаточное количество пленки, достойную киноаппаратуру - и вот киноавангард получил своего 16-минутного первенца, позволявшего говорить о том, что смутьяны пришли всерьез и надолго.
Хотя Леже имел уже некоторый опыт работы с движущимися изображениями - он незадолго до того изготавливал мультфильм "Шарло-кубист", навеянный образами маленьких нахалов Чарли Чаплина - но для работы над "Балетом"в качестве операторов все же пригласил американцев Дадли Мерфи и Ман Рея. (Готовый материал мультфильма, кстати, был вставлен в качестве первых кадров в это единственное кинодетище Леже.)
Принципы авангардной живописи Леже, ни минуты не сомневаясь, перенес и в кинематограф, заявив: "Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий. Освобожденное от этого груза, кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых." В отличие, положим, от сюрреализма, с его сверхидеей, дающей простор для толкований и анализа, "примитивные" формы авангарда - во главе с кубизмом - не давали повода для праздной болтовни, упирая вот именно на внутренние "ощущения" зрителя, слушателя и читателя. Своим творчеством они добивались "пробуждения" естественных реакций и инстинктов, "усыпленных" гипнозом цивилизации.
"Механический балет" - это ода движению. Как таковому. Как самоцели. Как апофеозу естественности. Но не в духе нацистской пропаганды, с его атлетами и валькириями, а движению в самых неожиданных и не всегда впечатляющих формах. Тут и мадмуазель на качелях, и движение век, и взъерошенный хохол попугая. И, одновременно, маятник, кинопроектор, ткацкий станок. Дискретная съемка узлов работающих машин. Но, опять сравнивая, не так как в советской кинохронике, в главе с пророком ее - Дзигой Вертовым - славящей процесс во имя конечного продукта, идущего на улучшение жизни нового общества. А как действие самодостаточное, эстетичное само по себе. Как выставка под названием "Работающие механизмы", что ли. Вот просто работают, клацают, размахивают мощностями - не для чего, безо всякой выгоды... Вполне в духе того времени. Достаточно вспомнить строку Маяковского, еще не отмежевавшегося от футуризма: "Наш бог - бег." Эдакое самодовольство молодого самца, позволяющего себе тратить энергию просто от самолюбования, от ощущения ее неизбывности. Не случайно, наверное, Леже вводит - как контраст - кадры поднимающейся по лестнице старухи с корзиной (и прокручивает их раз десять, до раздражения), неуверенно, путаясь в юбках. Контраст и со всем предыдущим безнаказанным, но свободным движением, и с даваемой после мимикой молодого женского лица.
Характерно, что за редкими исключениями, киноавангард обязан своим появлением не профессиональным киношникам, а, в равной степени, живописцам и кинокритикам. Леже позже скажет: "Тогда я едва не забросил живопись ради кино." Но не забросил. Хотя сделал для него одной-единственной работой многое.
“Сентиментальный романс”: Фильм подписан двумя режиссерами — Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым. Об этом "случайном" опыте мэтра можно найти редкие воспоминания. Так, сам Эйзенштейн как-то обронил, что снимал и он сказки о Золушках и Спящих красавицах, но сделано это было, в сущности, лишь ради денег... Воспоминания Луиса Бунюэля также содержат строки об этом странном фильме. Бунюэль буквально жаждал увидеть новую ленту Эйзенштейна, снятую им во Франции, а после просмотра вознамерился "набить морду". Случай встретиться с режиссером из Страны Советов вскоре представился, однако Эйзенштейн оправдался перед импульсивным испанцем. Утверждал, что фильм не его, а его ученика Гриши Александрова, и подпись под "Романсом" он поставил лишь для того, чтобы помочь тому заполучить постановку. Бунюэль не поверил (правда, и факта рукоприкладства история кино не зафиксировала): "Я сам видел Эйзенштейна на киностудии в Монтре, где он снимал лебедей!".
Эйзенштейн и впрямь имел достаточно опосредованное отношение к красивостям "Сентиментального романса", лебедям, вуалям и прочим очаровательным излишествам, которые так легко выдают руку автора "Веселых ребят" и "Весны". История создания "Сентиментального романса" напоминает мелодраму и достойна того, чтобы вспомнить ее вновь. Во время пребывания Эйзенштейна и его сподвижников — Григория Александрова и Эдуарда Тиссэ (он, кстати, оператор "Сентиментального романса") — во Франции их свели с неким Леонардом Розенталем, богачом, признанным современниками "королем жемчуга". Розенталь предложил Эйзенштейну сделать фильм, став его продюсером, но с условием — главную роль в картине должна была играть его пассия Мара Гри, женщина весьма загадочная. Говорили, что эта красавица бежала с Колчаком из Одессы, что настоящее ее имя Мара Гринберг и она родом из России. Влюбленный "король жемчуга" хотел сделать Маре подарок: "Сентиментальный романс" практически не имел проката ни во Франции, ни за рубежом — и фильм оказался поистине королевским даром. А для Эйзенштейна он был не только возможностью поправить финансовое положение, но и опытом работы в звуковом кино. Картина, очевидно, распадается на две части. Первая — пролог, заставляющий вспомнить об идеях Эйзенштейна, изложенных в статье "Будущее звуковой фильмы. Заявка". Вторая — собственно старинная русская песня, исполненная Марой Гри, романс, наполненный тоской по родине, молодости... и роскошно аранжированный режиссурой Александрова. Салонный, по сути, стиль режиссера в его дистиллированном состоянии.
Дождь”. Поэтически-импресионистический документальный экспериментальный фильм
Открытием мастеров 1920-х (Вертова, Руттмана, Кавальканти) стала документалистика поэтическая: к ее шедеврам принадлежит и Дождь (1929) голландца Йориса Ивенса "Дождь" рисует черно-белый портрет воды. Опасность грозит голландцу со всех сторон: сверху льется дождь, внизу бегут каналы, под ногами растут лужи. Вода капает с неба, чтобы соединиться с водой, которая течет по земле. Ракурсы, тени, отражения этой стихии в фильме Ивенса - классика нидерландского киноавангарда. Эта вечная вода - то радость, то угроза. Голландцы живут в междуречье Рейна и Мааса. Четверть Голландии лежит ниже уровня моря. "Нидер ланды" - низкие земли... В дальнейшем Ивенс снимал остросоциальные и публицистические фильмы.
“Раковина и священник”: Именно с ним связывают появление и представление публике киносюрреализма. Сценарист антонен Арто был явно ненормальным человеком, вернее - откровенным психом, не раз побывавшим в специальных медицинских заведениях. Он стал основателем и, пожалуй, единственным представителем так называемого "театра насилия", норовившим применить свои "находки" более в реальной жизни, нежели на подмостках.
Что же такое сюрреализм (по крайней мере, того периода)? Сюрреализм - крестное дитя всплывшего тогда психоанализа, позволившего извращенцам всех мастей поднять запретную доселе тему с одухотворенным и наукообразным видом. Впрочем, и намного более серьезные, нежели сюрреалисты, люди поддались гипнотизму модного поветрия.
В "Раковине и священнике" три героя, не считая мелькающих по фону горничных, таксистов и пр.: молодой священник, молодая дама и ее муж - зрелый генерал. У священника с генералом контры - судя по всему, из-за дамы. Первый переливает из плоской раковины в колбы некую темную жидкость. Колбы тут же разбиваются, а жидкость в раковине все не заканчивается. Во время процесса кюре воображает картину повешенного генерала. А тот уже подкрадывается сзади, весь такой фаллический со своей шашкой. В то время как завистник (благодаря раковине) - вагинальный и червовый (в смысле сходства с пошлым сердечком)...
Мировая кинокритика даже не пыталась трактовать этот дилириумный коктейль иначе как с фрейдистских позиций. "Священник наполняет большую раковину из бесчисленных стеклянных колб... Раковина остается полупустой, символизируя тщетность любовных желаний, обуревавших священника и оставшихся неудовлетворенными." Все происходит наоборот - колбы наполняются из раковины. Можно тоже запустить образную фигуру - мол, влюбленное сердце неизбывно кровоточит и ничто не в силах вместить или остановить сие метафорическое кровоточение... Но главное - тщетными оказываются как раз попытки трактовать нетрактуемое.
Ну вот... Подкравшийся генерал разрубает шашкой раковину, что по психоаналитической идее должно означать и убийство соперника, и восстановление полового status quo. Но священник-то остается и подобная фантасмагория продолжается в общей сложности 30 минут.
В конце концов, каким-то алхимически-психоаналитическим путем, раковина восстановлена, священник выпивает, наконец, до дна содержащуюся в ней фигню, генерал превращен в нижний церковный чин и достаточно брезгливо сброшен в пропасть. Толкования оставим.
Как бы то ни было, но "Раковина...", как и большинство фильмов того периода, послужила прекрасной лабораторией для множества технических находок и решений. Трогает кадр, когда измученный целибатом падре срывает с героини и без того легкомысленное декольте и почти мгновенно исчезает резкость, происходит расфокусировка кадра. О, вовсе не из-за строгости тогдашних нравов! Их, вот эти вожделенные сиськи, тут же и покажут во всей красе. Этим нехитрым приемом иллюстрируются трюизмы "затуманился влюбленный взор", "померкло в глазах" и пр. Очень умильно...
Спустя время повзрослевшие сюрреалисты все же отдали некоторую дань уважения своему кинопервенцу, кокетливо заявив, что, мол, со временем фильм "отстоялся" и сегодня воспринимается лучше, нежели тогда... А Жермена Дюлак работала в дальнейшем менее радикально, экспериментируя на поприще синтеза изображения и звука, создавая видеоряд к произведениям Шопена и Дебюсси. Так что ее с полным основанием можно назвать не только крестной матерью киносюрреализма, но и прародительницей музыкального видеоклипа.
Еще мнение:
Невыносимая легкость бытия... На редкость неровная подборка из короткометражек эпохи межвременья. Здесь есть наркотический бред, красивейший эйзенштейновский романтизм и немецкий экспрессионизм во всей красе. Француз Мэн Рэй пугает своими сюрреалистическими образами, ранний Орсон Уэллс рассказывает историю о человеческой алчности. Американцам не хватает европейского интеллекта- грубоваты. Очень познавательно и красиво. Немое кино это отдельная глава – без звука картинка становиться напряженной, степень воздействия на зрителя гораздо выше.20-30 годы - это то время, когда «искусство кино» не было замусолено сальными руками дельцов, а у творцов был простор для самовыражения. Современные музыканты не всегда попадают в струю. Но в голландском «Дождичке» все получилось. Неторопливая гитара подчеркивает поэтичность происходящего на экране. Каждый образ точно передает атмосферу мокрого города, чем-то похоже на Петербург начала века. Смотреть обязательно.
01)"Возвращение к разуму" Man Ray. Замысел фильма возник, когда "Сумасшедший румын" Tristan Tzara дал Man Ray программу съезда дадаистов, который он задумывал. Man Ray решил поместить какие-либо объекты в центр комнаты, поочередно освещая и затемняя их, и снимать тени на стене. Белые пятнышки и вспышки двигаются по спирали на чёрном фоне. Внезапно сквозь все эти мельтешащие пятна и вспышки проявляется обнажённый женский торс. Круги и спирали, двигующиеся по обнажённому бюсту создают завораживающий образ сюрреалистической красоты, подобно тому, как лучи света иногда создают на стенах комнат причудливые образы тени и света. Забавная история приключилась на премьере этого фильма: один из зрителей поднялся и стал громко жаловаться, что фильм вызывает у него сильную головную боль. На что другой зритель приказал ему замолчать, и между ними началась потасовка, для прекращения которой портебовалось вмешательство полиции. Таким образом сообщение о премьере попало в утренние газеты. 02)"Морская звезда" Man Ray. По поэме Robert Desnos. Очень визуально приятный фильм, который представляет больше удовольствие для глаз, чем труд по расшифровке заложенной символики. Пара (мужчина и женщина) идёт издалека к камере, наблюдающей за ними через призму искажённого стекла. Затем они поднимаются в спальню, где женщина раздевается и ложится на кровать. Фильм рассказывает о страхах мужчины по отношению к женщине, чьею красотой он привлечён. Kiki of Montparnasse великолепно изображает первобытную музу Сюрреалиста и героиню, нагло сбрасывающую с себя одежды в одной из сцен фильма, а также медленно поднимающуюся по лестнице с длинным блистающим кинжалом в руке в одной из последних сцен. Лучшим в фильме являются мизансцены, которыми режиссёр акцентирует внимание зрителя на определённом предмете. Это один из редких фильмов, не надоедающих при многократных просмотрах - каждый раз становится различим новый его аспект. 03)"Оставь меня в покое" Man Ray. Это красивый немой короткометражный фильм о навязчивой идее, вуаеризме и любви, стилистически находящийся где-то между Дадаизмом, Сюрреализмом и собственным стилем Man Ray. Длинный ряд несвязанных между собой вращающихся изображений и образов, часто искажённых: огни, цветы и (ещё не раз используемые в фильмах Man Ray) гвозди. Наиболее запоминающийся образ из этого фильма - это Kiki of Montparnasse с нарисованными на закрытых веках ложными глазами (позднее этот приём использовал Jean Cocteau в фильме "Кровь поэта"). О том, что глаза нарисованы становится ясно, когда Kiki открывает и потом снова закрывает их. Если одним словом описать впечатление от этого аморфно небольшого фильма, текущего по экрану, будто поток сознания - лирический. 04)"Мистерии Замка Костей" Man Ray. "Dé" - во фр. языке означает игру в кости. А игра в кости - это символ Дадаизма. Что же получится, если вы дадите дадаисту камеру? Компиляция изменчивых образов, поэтических аллегорий, абсурдных изображений людей без лиц (скрытых чулками или масками и напоминающих манекенов), необъяснимых действий, повторяющихся эпизодов игры в кости, замок на вершине скалы, ниже по склону шикарная вилла. Фильм несёт отпечаток неумелой фотографии, будто школьник в первый раз взял в руки камеру. Он утомителен, а затемнённая съёмка сводит на нет его поэтичекое содержание. Однако, это, наверное, один из первых дадаистстких фильмов, поэтому он занимает своё место в киноавангарде. 05)"Жизнь и смерть голливудского статиста № 9413" Robert Florey, Slavko Vorkapich. Фильм о человеке, котрый прибывает в Голливуд с надеждой стать звездой, и на кастинге ему на лоб пишут порядковый номер претендента "9413". Но его надежды рушатся. Ультранизкий бюджет этого фильма ($97) заставил режиссёров использовать крупные планы и уйти от изображения мизансцен, что сформировало ирреальный стиль всего повествования. Jules Raucourt был некогда известным актёром, но ко времени съёмок в этом фильме был безработным и почти забыт. "Звезда" же из-за отсутствия собственной индивидуальности пытается натянуть на себя маски других известных актёров. № 9413 умирает от лишений, возносится на небо, где у него стирают со лба ненавистный порядковый номер. И он становится Ангелом. Включён в National Film Registry (Национальное достояние) by National Film Preservation Board (USA) 1997. [Robert Florey получил награду Directors Guild of America (1954) for "Four Star Playhouse" (1952) episode "The Last Voyage" и номинировался Emmy Awards 1955 for "Letter to Loretta" (1953) episode "The Clara Schumann Story"] [Slavko Vorkapich номинировался на Golden Palm by Cannes Film Festival 1956 for "Hanka" (1955)] 06)"Менилмонтан / Шрам позора" Dimitri Kirsanoff. Рассказаная история является мелодраматичной и довольно редкой для кинематографа. Две девочки уезжают из дома, после того, как предположительно их родители были убиты топором бесноватым мужчиной (может быть их же сыном). Они проводят время на захудалых улочках Ménilmontant - средневекового пригорода Парижа. Показаны отношения между сестрами и приятелем одной из них. Kirsanoff таким образом выстраивает зрительный ряд, чтобы возникающими образами воздействовать на сознание зрителя. Так во время убийства топором он для усиления воздействия сцены, наверное впервые в кинематографе, использует "рваный" монтаж. 07)"Осенние туманы" Dimitri Kirsanoff. Фильм запечатлевает прекрасные осенние впечатления. 08)"Лот в Содоме" James Sibley Watson, Melville Webber. Удивительно красива первая часть фильма, насыщена гомоэротикой и возвышенной чувственностью. В ней показаны отношения блуда, царящие в Содоме. Молодые люди предаются неге и совместным играм, так же как и обычному плотскому наслаждению. Как антипод окружающему содомскому греху Лот с женой и дочерью одержимы религиозным благочестием. Настолько, что Лот предлагает разгорячённым горожанам для утех свою дочь вместо посетившего его странника, оказавшегося Ангелом и предупредившего Лота о готовящемся сожжении города. Ну, а жена Лота, как и положено, не смогла побороть женского любопытства и превратилась в соляной столб. 09)"Ритм 21" Hans Richter. Много вводящих в заблуждение фактов, большинство из которых распространял сам Richter, окружают этот фильм, так же как и последующий "Rhythmus 23". Премьера фильма состоялась 06.07.1923 во Франции. "Фильм Ганса Рихтера" - так на протяжении многих лет назывался этот фильм, и до сих пор это название встречается в печатных изданиях. Премьера в Германии состоялась 10.05.1925 под названием "Фильм о ритме", причём такое название было указано лишь на афишах. К тому времени продолжительность фильма была примерно 2 мин. В последующие 2 года Richter переработал фильм и увеличил его на 7 мин. В конечном счёте 16.10.1927 фильм был показан в Film Society (Обществе кинолюбителей) в Лондоне. Затем Richter разбил фильм на 2 части: Rhythmus 21 & Rhythmus 23, цифры в названии которых, скорее всего, означают годы их создания - 1921 и 1923. 10)"Призраки перед завтраком" Hans Richter. Забавная комедия дадаизма. Hans Richter и его команда, должно быть, хорошо провели время, делая этот фильм. Он соединяет в себе равные части фарса и дадаизма. Танцующие и безумно-летящие шляпы, подгоняемые водой из брандспойта, просто великолепны! Создаётся удивительный визуальный пластичный ритм. Фильм напоминает короткометражки Чаплина. Он оказал большое влияние на современных клипмейкеров. Нацисты уничтожили этот фильм, потому что посчитали его подрывным. К счастью, копия сохранилась во Французской Синематеке. [Hans Richter номинировался на Golden Lion by Venice Film Festival 1947 for "Dreams That Money Can Buy" (1947)] 11)"Анемичное кино" Marcel Duchamp. Оператор и ассистент режиссёра: Man Ray. Молодой человек входит в кабинет психиатра на первый приём. Психиатр показывает пациенту чернильных бабочек Роршеха и просит рассказать, что тот видит. На первом рисунке пациент увидел мужчину и женщину, занимающихся сексом; на втором - двух женщин, занимающихся сексом; на третьем - двух мужчин, занимающихся сексом; на четвёртом - двух женщин и двух мужчин, занимающихся сексом. "Итак, - говорит психиатр, - обсудим вашу мономанию". "Мою мономанию?" - удивляется пациент. "Да, пошли вы с вашими грязными картинками!" Такое же впечатление остаётся от фильма, показывающего вращающуюся спираль, которую обычно применяют психиатры для погружения пациента в состояние гипноза или транса, и крутящиеся диски с написанными на них надписями на фр. языке. Возникает справедливый вопрос: "Это Искусство? Или просто шутка?" 12)"Механический балет" Fernand Léger, Dudley Murphy. Оператор: Man Ray. New score: Michael Nyman (1986). Изначально музыку к фильму написал George Antheil, но из-за разногласий, возникших при монтаже (например, первоначальная длина в 30 мин была сокращена до 19 мин, а затем до 16 мин), премьера фильма состоялась без оригинальной музыки. Фильм с музыкой бал показан лишь 25.08.2000 в Антверпене на Фландрийском Культурном рынке. Чтобы оценить этот фильм нужно мысленно перенестись в 20-е годы прошлого века, когда машины заменяли людей на производстве - то есть работу у людей отнимали их же собственные создания. Это страшно и красиво одновременно. Но самое интересное в фильме - это музыка, которая до 1999 года не могла быть совмещена с фильмом просто даже из-за того, что для её исполнения требовалось одновременное участие 16 исполнителей на фортепиано. Одна из самых интересных, красивых и одновременно ужасных частей музыки является та, где используются ксилофоны, сирены, фортепиано, 4 ударника, гудки и шум пропеллера самолёта. Однако, не на всех кинокопиях присутствует оригинальная музыка. 13)"Диагональная симфония" Viking Eggeling. Наклонённая геометрическая фигура в центре экрана растёт и трансформируется, приобретает различные формы. Этим фильмом Eggeling нашёл новый путь художественного выражения. Кино позволило Eggeling оживить его картины. Они превратились в мобильные полотна. Включение нового измерения в художественные работы стало стимулирующим для таких художников, как Hans Richter, Oskar Fishinger, Walter Ruttmann, Norman McLaren. Eggeling первый стал использовать геометрическую мультипликацию для создания музыки. Изначально немой, тем не менее, фильм заставляет нас чувствовать ритм и музыкальные образы. Заложенное Eggeling изображение музыки и ритма используется современными клипмейкерами. 14)"Вампир" Jean Painlevé. Интересная находка для иносказательного повествования саги о вампирах. Первая часть фильма - это краткий обзор сверхестественного животного мира. "Какая поэзия, какое искусство вдохновило вашу ужасающую форму?" - спрашивает рассказчик в то время, как морская звезда наползает на морского ежа, чтобы съесть его. Затем фильм добирается до классического образа Носферату Мурнау; обсуждению внешнего вида летучих мышей и образов, возникающих в мозгу при наблюдении за ними. Джазовая музыка переносит нас в Новый Орлеан к вампирическим ритуалам вуду. Всё это подводит к материалу о Нацистской Германии. Таким образом многие ужасы мира становятся объединёнными этим документальным фильмом под названием "Кровосос". 15)"Старческие сердца" Orson Wells, William Vance. Просмотр первого фильма Orson Wells подобен прослушиванию первого (соответственно, незрелого) произведения Моцарта, когда уже знаешь лучшие его произведения. Сам Wells называл этот фильм ни чем иным, как студенческой поделкой, не несущий особого смысла, а лишь дающей возможность самим экспериментаторам поработать с камерой и сюрреалистическими образами. Один из рецензентов вовсе назвал этот фильм "Фрейдистским психосексуальным дерьмом..., явным представлением всех разрушительных и препятствующих сил, которые отвратили бы художника от его оргазмического видения" (Worth Seeing, Los Angeles, 2004).