"Шальные деньги"
Название фильма: | Шальные деньги |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Mad Money | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Кэлли Кури | ||
В ролях: | Дайэн Китон, Кэти Холмс, Куин Латифа, Тед Дэнсон, Адам Ротенберг, Стерлинг Блэкмон, Пейтон "Алекс" Смит, Чарли Колдуэлл, Ричард Ф. Ло, Миген Фэй, Кристофер МакДоналд, Дениз Ли, Сильвия Кастро Гэлэн, Моргана Шоу, Роджер Р. Кросс, Стивен Рут, Марк Маколэй, | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
История домохозяйки Бриджит, которая после увольнения ее мужа вынуждена устроиться на работу ночной уборщицей в Федеральный резервный банк. Чтобы рассчитаться с долгами, Бриджит вместе с еще двумя уборщицами замышляет дерзкое ограбление.
Ограбление по-женски
Газета.ру
Крупный топ-менеджер уволен за год до пенсии, погрузился в депрессию и лежит на диване лицом к стене. Но кушать (а главное – ходить по магазинам) хочется, поэтому его деятельная жена Брижит (Дайан Китон) – элегантная домохозяйка с докторской степенью по литературе – устраивается уборщицей в Федеральный Резервный банк. Каждый день горемычная Бриджит, истекая слюной, наблюдает, как огромными пачками уничтожаются ветхие банкноты, а в голове ее зреет сумбурный план. Для начала нужно заручиться поддержкой; ищущий и почти уже обезумевший от ежедневного созерцания халявного бабла взгляд Бриджит безошибочно выделяет среди коллег подходящие кандидатуры: толстушку-афроамериканку Нину, в одиночку воспитывающую двоих детей (Куин Латифа), и молоденькую оторву Джеки (Кэти Холмс). Первая попытка обогатиться на приватизации утиля оказалась успешной, и, раз попробовав, дамы входят во вкус.
Раз за разом они с вдохновением подворовывают, не обращая внимания на неубедительные крики мужа Бриджит: «Ты что, не понимаешь, что из-за тебя может упасть доллар?»
«Шальные деньги» – ремейк одноименного английского телефильма, адаптированного под американские реалии сценаристом Гленн Герс. Режиссером же выступила Келли Хури, написавшая сценарий к феминистской драме Ридли Скотта «Тельма и Луиза» и снявшая комедию «Божественные тайны сестричек Я-Я». В США «Шальные деньги» провалился, собрав всего около $15 миллионов при бюджете в $22 миллиона, а американские критики, со всей серьезностью апеллируя к лучшим представителям жанра воровской комедии вроде «11 друзей Оушена», вынесли «Шальным деньгам» ямозакопательный вердикт. Комедия несмешная, ограбление неинтересное, сыграно плохо, поставлено еще хуже, саспенса нет, и финал заранее известен (история ограбления в фильме идет флеш-бэком), да и вообще как-то… аморально.
Последнее особенно изумляет.
Казалось бы, жанр плутовского кино на том и построен: киллеры-воры-обманщики в подобных фильмах, хоть и совершают противозаконные и аморальные поступки, выглядят милыми харизматиками, а симпатии всегда остаются на их стороне. Однако Великие Грабители вроде команды Оушена – персонажи фантастические и романтические. Профессионалы, Робин Гуды, мстители, бросающие вызов всему миру, работающие не столько ради денег, сколько на интерес, а порою ради смутной, но светлой цели и, возможно, даже любви. Таких не встретишь на улице и не найдешь среди знакомых. Но в «Шальных деньгах» дамы-грабительницы вызывающе похожи на обычных людей – говорливая афроамериканка с трудной судьбой, эксцентричная обеспеченная мадам и простоватая девчонка из небогатой семьи. И эти женщины воруют не потому, что их толкает нужда, желание раздать деньги бедным или, на худой конец, отомстить начальнику-империалисту, они грабят, просто чтобы жить красиво.
Самым возмутительным образом плутовской жанр превращается в оду жадности и халяве, вызывая смутное беспокойство у законопослушных американских граждан.
Между тем большинство претензий к фильму (включая и пресловутое обвинение в аморальности) вызваны банальным недопониманием. Конечно, в сравнении с «Не пойман – не вор» Спайка Ли или «Аферой Томаса Крауна» «Шальные деньги» сильно проигрывают, главным образом потому, что криминальной интриге недостает изобретательности. Но «Шальные деньги» – вовсе не фильм-ограбление, а пародия, насмехающаяся над всевозможными жанровыми клише. Ждете профессионалов-грабителей, а вместо этого получайте трех клуш, жаждущих легкой наживы. Хотите хитроумный план – вот вам идиотская схема, которая не потребует спуска в хранилище банка на альпинистском снаряжении и вмешательства компьютерных гениев. Желаете саспенса – не тут-то было, с самого начала будете знать, чем все закончилось. Ну а если кому-то понадобится моральное оправдание героев, так разве dolce vita и плохо лежащие деньги – недостаточный для ограбления повод?
Дарья Горячева
Ошалевшие домохозяйки
Утро.ру
Фильм "Шальные деньги" начинается как социальная драма. Но гораздо легче ему притвориться комедией. Мужа богатой домохозяйки Бриджит (Дайан Китон) сокращают после тридцати лет безупречной службы, из-за чего супруги не могут больше позволить себе дом с бассейном. И тогда выпускница филфака, не проработавшая в жизни и дня, отправляется на поиски работы и находит единственную должность – уборщицы в банке. Здесь уже должно быть смешно. Глубоко под землей, в здании Федерального резервного банка, Нина (Куин Латифа) целыми днями только и делает, что уничтожает отслужившие банкноты. Скучающий сорванец Джеки (Кэйти Холмс) возит тележку с деньгами. И однажды три девицы - Китон, Куин Латифа и Холмс - решают забрать у государства ненужные деньги.
Режиссер "Шальных денег" – Кэлли Хури, некогда сценаристка и продюсер гимна феминисток "Тельма и Луиза". Там дамочки для самоутверждения убивали мужиков, а тут – воруют деньги у государства, чтобы купить кольцо за $60 тыс., – вот вам и весь феминизм.
Кэйперы, они же криминальные фильмы с аферой и/или кражей, – уважаемый жанр (из последних достойных представителей его – Оушен с дюжинам друзей). Там все – гипербола. Герои в затруднительной ситуации и отчаянно нуждаются в деньгах, где-то есть гигантская сумма денег, но она совершенно, совершенно недостижима. И – вуаля, в конце фильма герои (в зависимости от настроения режиссера) попивают тропические коктейли на пляже или подпирают тюремные стены. "Шальные деньги" построены на последовательном разрушении канона по всем статьям: здесь нет ни драмы, ни комедии, ни настоящей опасности, ни желанного приза. Героини не находятся на грани жизни и смерти, им даже не скучно – они просто могут позволить себе украсть и любят покупать красивые вещи. Добыть деньги проще простог: складывается ощущение, что Федеральный банк – амбар под висячим замком, его только нужно сломать, и на вас хлынут тонны никому не нужных, нигде не учтенных долларов, которые остается только запихать в лифчик (это, видимо, смешно и пикантно).
Из-за легкости, с которой героини идут на воровство и его осуществляют, создатели, видимо, сочли своим гражданским долгом дать всему происходящему комментарий и начать с конца, чтобы зрители не прониклись примером дамочек. Морализаторство начинается еще до того, как сама история, а герои то и дело прерывают действие чистосердечными признаниями – как они дошли до жизни такой. И, раз финал известен, на протяжении полутора часов остается только следить, как слишком жадные героини делают ошибки, а слуги закона их обнаруживают. Но "Шальные деньги" – не "Преступление и наказание". Ни у преступниц, ни у их преследователей нет сверхидеи – ничего, кроме общего интереса к деньгам. По крайней мере, в фильм про ограбление для домохозяек могли бы пригласить известную любительницу стащить с прилавка, что плохо лежит, Вайнону Райдер.
Дайан Китон, которая в этой истории за главную, просто не умеет играть комедии кроме тех, что ставил Вуди Аллен. У нее на лице написано: "Смотрите, я граблю банк! Ого, я вожу вас за нос. Да-да, смотрите, сейчас я буду грабить банк, а вы даже не догадаетесь". У Куин Латифы, в свою очередь, на лице скучающее выражение: "Я афроамериканская мать-одиночка и была ею в дюжине других фильмов. Не учите меня жить". На лице Кэйти Холмс читается: "Да, я вышла замуж за Тома Круза, а вы все – неудачники". Вместе они составляют прекрасный актерский ансамбль. Их героини – воплощенные стереотипы: отчаянная домохозяйка, мать-одиночка, не находящая себе место в жизни девица. Их мужья – утомительно глупы. Их диалоги – потуги на остроумие. "Шальные деньги" начинаются с того, что послушный муж героини Китон спускает бесконечные доллары в унитаз. Дальше можно не смотреть – эта метафора полностью описывает фильм.
Наталья Рябчикова
А ну-ка, девушки
Стараниями режиссера Кэлли Кури, получившей «Оскара» за сценарий к «Тельме и Луизе», банальное желание заиметь много денег да еще и наплевать на закон превращается в милейшую комедию о женской солидарности.
Бриджит (Дайан Китон), обладательница степени по литературе, ни разу в жизни толком не работавшая, волею судьбы вынуждена устроиться уборщицей в Федеральный резервный банк. В первый же день ее нервная система подвергается жесточайшему испытанию: она видит, как пачками уничтожаются ветхие, вышедшие из обращения банкноты. Бриджит, недолго думая, решает восстать против такой несправедливости и присвоить тысячу-другую, тем более, что формально кражей это назвать нельзя. Деньги списаны, никому не нужны, их никто не хватится.
Одной такое дело провернуть невозможно, и Бриджит, действуя, как опытный психолог, подначивает еще двоих – отвязную девицу Джеки (Кэти Холмс) и осторожную мать-одиночку Нину (Куин Латифа). Их план прост, гениален, требует минимума технических приспособлений, но изрядной доли смелости. Девушки входят во вкус, воруют пачками, а потом и целыми мешками. Когда в долю берут еще и охранника, влюбленного в Нину, жизнь начинает играть всеми цветами радуги. Играет она относительно недолго, потому что, в отличие от банковской службы безопасности, налоговая инспекция не дремлет.
Но даже попав в безвыходную, казалось бы, ситуацию, троица (и примкнувшие к ним мужчины, итого – уже криминальный секстет) не теряет присутствия духа, своих не сдает, требует адвокатов и доказательств и в результате выходит из этой невероятной переделки почти без потерь.
Говорить о нравственной стороне этой истории как-то не хочется. Понятно, что героини просто «тупо хотят денег» и ради этого, не задумываясь и местами даже хихикая, идут на нарушение закона. Они даже не пытаются прикрываться благородными мотивами, как какие-нибудь друзья Оушена. С технической точки зрения это преступление века тоже выглядит неважно, а, говоря точнее - должно было провалиться, даже не начавшись. Но задача четко обрисовать все причинно-следственные связи и подвести под это логическую базу перед создателями фильма явно и не стояла. Характеры героинь прописаны отлично, диалоги – смешны, сюжет – забавляет и слегка интригует. Что еще нужно для счастья? Пожалуй, только немного денег.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru