"Исчезнувшая империя / Рожденный в СССР "
Название фильма: | Исчезнувшая империя / Рожденный в СССР |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Исчезнувшая империя / Рожденный в СССР | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Карен Шахназаров | ||
В ролях: | Александр Ляпин, Лидия Милюзина, Егор Барановский, Иван Купреенко, Армен Джигарханян, Ольга Тумайкина, Владимир Ильин, Татьяна Яковенко, Янина Калганова, Василий Шахназаров | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
1973 год. Восемнадцатилетний обалдуй по имени Сергей Нарбеков поступил на первый курс института. Встретил симпатичную девчонку. Вместе сходили в кино на «Ивана Васильевича» (перед сеансом показали киножурнал о кровавой чилийской хунте). Начал таскать из дому старинные книги в магазин «Букинист», чтобы купить джинсовый костюм. Мать узнала и отобрала вырученные деньги. Пошел пить пиво с другом, не успел встать в очередь к киоску, как раздался крик «пиво кончилось». Решил купить девушке на день рождения пластинку «Роллингов», отправился на точку, где этими пластинками торгуют, чуть не нарвался на ментов, но все обошлось, вот только фарцовщик его обманул: подсунул вместо «Роллингов» Чайковского в яркой обложке. Потом раздобыл билеты на «Гамлета» с Высоцким, но неожиданно напился и не пошел с девушкой в театр, а она так расстроилась, что переспала с его лучшим другом и теперь ждет от него ребенка…
И так далее: бытописательство, тщательно воспроизведенная советская эпоха, житейские мелочи, блестящая временами игра актеров (главным образом, конечно, Джигарханяна, способного одной репликой выдрать сердце). Зритель по привычке ждет сюжета, а сюжет все не начинается; ровно в ту секунду, когда в судьбе героя намечается крутой перелом, Шахназаров обрывает историю. Дальше - только коротенькая сценка, действие которой разворачивается тридцать лет спустя, и титры. Шахназаров воссоздает советскую эпоху в мелочах: даже телефонные будки навеют много воспоминаний тем, кто застал 70-е. «Исчезнувшая империя» кажется странным романом воспитания - таким, где превосходный рассказчик сочинил первые главы и эпилог, а больше ничего писать не стал. Некоторые критики уже успели назвать фильм антиподом «Груза 200». Шахназаров вообще не вступает в полемику, не позволяя себе ни единого комментария, хвалебного или гневного, в адрес советского строя. Его герой воспринимал советские реалии как данность. Шахназаров поступает точно так же. Он не пытается осмыслить, он пытается реконструировать. И выходит довольно мило. Некоторые неприятные советские мухи, конечно, жужжат, но на них никто не обращает внимания – привыкли, да и вообще, знаете, время было такое. Если встать на шахназаровскую позицию, все можно понять. В рамках индивидуальной памяти с прошлым – мирным, местами смешным, местами печальным - ничего нельзя сделать. Оно окаменело и, как древняя крепость, успело разрушиться вместе с тысячами деталей, которые ты позабыл. Но в какой-то момент хочется обернуться и вспоминать, и смотреть, смотреть, смотреть на него, пока заболят глаза, пока не кончится пленка в киноаппарате, пока не выйдет из зала последний зритель. Вспомнить, провернуть в мозгу, а потом забыть – и жить дальше.
Привет совку
Страна.Ru
Карен Шахназаров уже много лет объединяет в своем лице прославленного режиссера и не менее прославленного администратора, сумевшего возродить Мосфильм. Впрочем, это не имеет никакого отношения к фильму «Исчезнувшая империя». Кроме, может быть, того факта, что создание фильмов позволяет теперь Карену Георгиевичу проверять, а так ли уж слаженно работает мосфильмовская машина и находить неприкрытые огрехи и сбои в процессе производства кино. Если учесть, что в лаборатории ему чуть не испортили пленку, то наверно, не так уж слаженно, как хотелось бы.
По счастью, фильм все-таки не пострадал: по-шахназаровски реалистичный и правдоподобный, он довольно четко описывает эпоху 70-х, когда в ходу был глагол «доставать», а не «купить». На протяжении двух часов герои Шахназарова «достают» все: от билетов в театр на Таганке или в кино до пластинок и лекарств. Кроме того, они любят, целуются, пьют, танцуют – в общем, ведут вполне нормальный образ жизни молодых людей, причем не только 70-х, но и современных. Собственно, здесь и кроется главный вопрос – а зачем нам все это показывают? Возьми жизнь любого человека и получишь похожий набор событий.
Именно об этом мы сейчас и поговорим.
Сережа (Александр Ляпин) - внук известного историка (Армен Джигарханян) – учится в вузе. Там же и не только там заигрывает с девицами. Мальчик любит танцы, рестораны и хорошую одежду, а, чтобы оплатить все это, подворовывает книги из обширной библиотеки деда и сдает их букинистам. Его друг играет на бас-гитаре в группе, которая перепевает песни западного репертуара: от битлов до роллингов. Сам Сергей ухаживает за девушкой Людой (Лидия Милюзина) и… впрочем, пересказать сюжет практически невозможно.
Это жизнь – самая обычная: с таким же успехом можно было бы описать пару студенческих лет любого школяра из 70-х, да ладно – наших дней тоже можно. Разница лишь в глаголе «доставать», о котором упоминалось выше. Кстати, о "доставать", оба сына Шахназарова засветились в картине отца: причем, если Ваня побывал в массовке, то у Васи – большая роль - с которой он явно справился.
В общем, несмотря на то, что картина длится 2 часа, смотрится она довольно легко. Люди, прошедшие сквозь нее, ностальгировали. Не прошедшие искренне не понимали, как можно было со всем этим жить, и потихоньку копили жалость к своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Что неправильно: жалость – чувство скверное.
А на вопрос - «Зачем?», ответ простой – зарисовка поколения, о котором Карен Шахназаров с автором сценария Сергеем Рокотовым знают не понаслышке, и 28-летний соавтор Евгений Никишов – понаслышке.
Как говорит сам Карен Шахназаров: «В распаде Советского Союза большую роль сыграл не Афганистан, а пластинки "Битлз" и "Роллинг Стоунз". Да и как выяснилось с годами, самым главным событием жизни может оказаться даже не развал Союза, а «группа, которую создал твой друг».
Так что в результате всего вышеперечисленного получаем зарисовки 70-х, где кто-то узнает себя, кто-то своих родителей, а кто-то политический манифест. Каждому свое…
Наталья Дьячкова
Город Зеро
Итоги
Один блогер написал, что ждет от "Исчезнувшей империи" чего-то вроде немецкого шлягера "Гудбай, Ленин!". В нем, кто не видел, для женщины, пролежавшей в коме главные события 1989 года, группа отвязных молодых людей под руководством ее сына пытается реконструировать социалистический рай страны ГДР, павшей вместе со Стеной. Парень из Интернета не получит ожидаемого: новая картина - это обычное качественное ретро, без абсурдистской фиги в кармане. В сущности, Шахназаров сделал подарок всем ностальгирующим и не желающим выходить из комы - реконструкцию потерянного рая СССР эпохи развитого застоя. К этому фильму вполне можно сделать рекламный слоган "Анти-Груз 200".
События происходят в 73-м году. Как и у Балабанова, дата и дух конкретного времени важнее, чем сюжет. В конце концов, кого увлечет банальный студенческий любовный треугольник, в котором отличник-подонок где-то за сценой отбивает у хорошего разгильдяя лучшую девушку педвуза, а она как последняя дура, разобидевшись на свою первую любовь, выходит замуж назло с невыясненными для зрителя последствиями. Правда, нельзя не отметить, что молодые актеры разыгрывают все это хорошо и местами тонко, а поразительное внешнее сходство главного героя (Александр Ляпин) с погибшим Сережей Бодровым само по себе вносит трагическую краску в его образ. Но главное - то, как любовно режиссер воссоздает в кадре знаковые для застойного времени детали. Бубнящий по бумажке "дорогой Леонид Ильич" в телевизоре, бесконечные лозунги на улицах, катушечный магнитофон "Комета", афиша нового фильма "Иван Васильевич меняет профессию", доступный любому лоботрясу отдых в Гаграх и в боях добытое жигулевское пиво с воблой на расстеленной газете "Правда", в которой, согласно советской шутке, не было известий - как в "Известиях" не было правды. Есть тут и приметы разложения нерушимой советской империи, но только те, что можно пометить "лайт" - легонькие. Только что изданный малотиражный том с "Мастером и Маргаритой", торгующие в сквере "пластами" фарцовщики, обретенные по звонку деда-академика билеты на свеженький "Гамлет" с Высоцким, полноценно исполненная студентами "Шизгара" на дискотеке и даже "забитый" в туалете косячок.
Именно раскуренный на троих косячок, воздействие которого откровенно гиперболизировано, подтверждает сказочный жанр фильма. Шахназаров, может, и пытался разлить горечь в воздухе и даже обозначить1973-й, а не 1984-й - как начало конца. Однако, как ни хотелось бы нашему цвету интеллигенции уверить всех, что империю разрушили пластинки "Роллинг Стоунз" и прочие радости, доступные только детям советской элиты, это остается всего лишь добрым намерением. А ими известно куда вымощена дорога. Страна перепечатывала Солженицына с микроскопических книжечек издательства "Посев". Она просветлялась от хрипоты Высоцкого, записанной на "квартирниках" и усиленной кошмарными колонками. А герой "Исчезнувшей империи" Гамлета - Высоцкого променял на поход в ресторан. Поэтому не верится, что впереди его ждет Афган, ставший камертоном "Груза 200", хотя авторы очень намекают на это. Нет, он проживет долгую счастливую жизнь, изучая фарси и путешествуя. Дай бог каждому. Но - не дает.
Ирина Любарская
Все пройдет, пройдет и это
Начало 70-х годов прошлого столетия. Друзья Сергей Нарбеков (Александр Ляпин) и Степан Молодцов (Егор Барановский) учатся на первом курсе филфака. Сережа живет с мамой, братом и дедушкой (Армен Джигарханян), известным археологом, который раскопал древний город Харезм. Сергей, продавая в букинистическом магазине книги деда, покупает себе на «черном» рынке джинсы за 70 рублей и пластинки западных рок-групп. Ребята живут и не знают, что скоро Советское Союз перестанет существовать, как когда-то Харезм.
Нарбеков влюбляется в одногруппницу Люду Белецкую (Лидия Милюзина). Но, будучи любвеобильным, он флиртует с другими девушками, из-за чего молодые люди ссорятся. Спустя какое-то время, Сергей твердо надумал жениться на Люде. Но она неожиданно сообщает ему, что беременна, и не от кого-нибудь, а от Степы.
Странное дело, но режиссер Карен Шахназаров снял фильм, очень похожий на его же «Курьер», вышедший в 1986 году. В «Курьере» мальчик Ваня живет с мамой без отца. Папа, по профессии этнограф, ушел из семьи и присылает сыну открытки их Африки, а однажды даже подарил копье африканского вождя. В новом фильме история практически повторяется. Только теперь непутевый отец - археолог, который когда-то подарил маме «птичку» с раскопок. И вообще, что в том, что в другом фильме речь идет о советской молодежи, об ее жизненном выборе. Вот только молодые люди в «Курьере» танцуют брейк-данс, а в «Исчезнувшей империи» - под «Шизгару». В общем, у Шахназарова получился какой-то ремейк на самого же себя, в котором он переосмысливает советское время с точки зрения человека, живущего в постсоветской России.
Зачем нужно было снимать Шахназарову этот фильм, не совсем понятно. С одной стороны, картину можно рассматривать как неудовлетворенность нынешним политическим режимом. Об этом можно судить по словам, сказанными Степаном, когда он через 30 лет случайно встречает в аэропорту Сергея. А может, смысл намного глубже: Харезм прекратил свое существование, СССР тоже, значит, наша нынешняя цивилизация тоже погибнет. И мы вместе с ней.
Надежда Погодина, afisha.mail.ru
Паленая «Satisfaction»
Газета.ру
На дворе дремотный 1974-й год, в черно-белых выпусках тележурнала, предваряющих новый прокатный хит «Иван Васильевич меняет профессию», сообщается о злодейском убийстве Сальвадора Альенде, юношество оттопыривается под «Шизгару», на колеблемых ветром уличных растяжках шевелит бровями дорогой Леонид Ильич. Молодой человек Сергей Нарбеков (Александр Ляпин, поразительно похожий на Дмитрия Дюжева в юности) ведет не чересчур обременительную и вполне себе кучерявую жизнь столичного студента-гуманитария. Приобретает пластинки «Rolling Stones» по 70 рублей у фарцовщиков (имеющих ерническую привычку всучивать под видом «Satisfaction» доступное и в легальной продаже «Лебединое озеро» Чайковского) и джинсы «Wrangler».
Деньги на буржуазные фетиши добываются сравнительно честным образом:
Сергей периодически втихую сносит в букинистический магазин раритетные книги из дедушкиной библиотеки. Дед (Армен Джигарханян) смотрит на забавы внука сквозь пальцы, поскольку, во-первых, понемногу привыкает к земле и, будучи не в духе, просит домашних врать по телефону, что он две недели как умер, а во-вторых, понимает, что дело молодое. Посредством джинсов и пластинок Сергей, естественно, пускает пыль в красивые глаза подружки Люды и прочих сочувствующих девушек. Людмила при этом крутит шуры-муры с приятелем героя Степой, имеющим давнюю и неприятную привычку сманивать у друга партнерш. Ему объясняют как человеку: «Есть две комнаты, две герлы, чего тебе надо еще?», так нет, Степе, подлецу, непременно хочется целоваться с той девушкой, которая приглянулась Сергею.
Зачем, собственно, нужны друзья такие, на протяжении всего фильма так и остается непонятным, и вообще по части внятности и динамики сюжета дела обстоят нехорошо. Практически любой эпизод вызывает вопрос, а что, собственно, хотел сказать вот этой дракой в ресторане или стоянием в пивной очереди автор.
Но крыть тут, как, скажем, и в случае с известной метафизической формулировкой «Зачем Володька сбрил усы?», совершенно нечем.
Время от времени Сергей позволяет себе некоторое фрондерство. То развязно чпокнет жвачкой на лекции по истории КПСС, то, интересничая, шепнет барышне на ушко: «Я демократ и диссидент, на учете даже состою», – то, покурив травы, увидит галлюцинацию с пустыней – кажется, деликатно одолженную Шахназаровым то ли из «Doors» Стоуна, то ли из «Казуса Кукоцкого» Грымова. Тут можно бы предположить трагическое развитие событий в духе, например, драмы Тодоровского-старшего «Какая чудная игра». Однако действие катится себе дальше, и идеологически чуткая советская жизнь, чему-то да учившая, например, нонконформиста Ивана в лучшем шахназаровском фильме «Курьер», никаких оргвыводов из свободолюбивого поведения героя не делает.
Мало, судя по всему, заботясь об осмысленности происходящего, режиссер компенсирует проблемы с содержанием перфекционистским совершенством формы. От классических джинсов не траченного вываркой дивного цвета «индиго», которых сейчас не найдешь, кажется, ни за какие деньги («вранглеры» Сергея замечательны еще и тем, что совершенно не вытираются, несмотря на ежедневную многомесячную носку), у понимающего зрителя вполне способно зайтись сердце. Равно как и от украшающих кадр мебельных гарнитуров, аутентичных уличных урн или единственно возможных в типовой советской прихожей обоев.
Столь любовно выстроенный социалистический быт можно, пожалуй, встретить в ранних романах Сорокина, однако персонажи «Нормы» преспокойно запивали специфическим кофейным напитком «Колос» экскременты, тогда как «Исчезнувшая империя» никакой подрывной фиги в кармане не содержит.
Убедительный визуальный ряд позволит ощутить себя полноправным гражданином 1974-го года и человека, родившегося в 90-е, однако в первую очередь фильм определенно ориентирован на представителей старшего поколения, не забывших, на сколько килограммов сданной макулатуры тянули дефицитные «Три мушкетера». Спрос на ностальгию имеет место быть, и поэтому нельзя исключать, что «Империю» ждет вполне счастливая прокатная судьба. Исходя из той же логики понятно, почему, например, провалился шахназаровский «Всадник по имени Смерть» (где в плане костюмов, интерьеров, пейзажей и прочих рюшей тоже все было очень хорошо). Дело там происходило в начале прошлого века, и элементарно не осталось способных на трепет узнавания очевидцев.
Сергей Синяков
Застойные наследники
ИД "Коммерсантъ"
Карен Шахназаров вместе с художницей Людмилой Кусаковой подробнейшим образом восстановил московский быт 70-х годов прошлого века. Чтобы воссоздать столицу 35-летней давности, постановщикам пришлось построить на Мосфильме собственную Москву. Авторы картины не упустили, кажется, ни одной приметы времени - от причесок и коротких юбочек до обстановки комнат - обоев, выключателей, дефицитных чешских стенок с фужерами для особых случаев. Иногда навязчивое желание режиссера уместить в кадр как можно больше исторических раритетов начинает раздражать. Даже цвет пленки и неторопливая манера съемки оператора Шандора Беркеши призвана подчеркнуть старомодность картинки.
На этом тщательно прорисованном фоне развивается история двух друзей - студентов-первокурсников пединститута, не поделивших между собой девушку. Судьба Сергея чем-то напоминает героя другого шахназаровского фильма "Курьер". Он живет с матерью (замечательная и точная актерская работа Ольги Тумайкиной), братом и дедом, знаменитым археологом (Армен Джигарханян), открывшим Город ветров - одну из загадочных крепостей древнего Хорезма. От оставившего семью отца, тоже археолога, осталась только глиняная игрушка, найденная им на раскопках и подаренная матери. Но Сергея мало интересуют семейные легенды, у него собственный роман со строгой однокурсницей Людой, который то и дело трещит по швам из-за его безалаберности и тихой подрывной деятельности лучшего друга Степы. В общем, самая обычная история, которая могла случиться и в наше время, и 50, и 100 лет назад. Так что скорее, наоборот, это она служит фоном для развертывания исторической панорамы.
Ровесники героев картины еще смогли бы найти в этой скрупулезной реконструкции эпохи какие-то неточности. Но люди старше 50 ходят в кино редко, а нынешним тинейджерам остается только удивляться, в каких условиях жили, учились, дружили и влюблялись их мамы и папы, лавируя между лекциями по истории КПСС и подпольной торговлей "джинсой". Современным подросткам, не знающим ни в чем отказа, будет, конечно, полезно узнать, как трудно доставалось их родителям то, что для них в порядке вещей: пиво можно было выпить, только взяв штурмом ларек, а пластинку "Роллинг Стоунз" достать только на черном рынке у фарцовщиков, и не факт, что вместо заветных "роллингов", вам не подсунут Чайковского. И с другой стороны, им не мешает убедиться, что их нудные "предки" были когда-то такими же раздолбаями, так же тряслись на дискотеках, клеили девчонок, пробовали травку и предпочитали учебе пьяные вечеринки. Так что Карен Шахназаров своей картиной убил сразу двух зайцев: дал выход чувству ностальгии (сценарий фильма принадлежит однокласснику режиссера Сергею Рокотову, который описал в нем собственную юность) и выполнил свой просветительско-педагогический долг.
Неясно только, при чем тут исчезнувшая империя. Страна, в которой живут герои фильма, существует как бы сама, напоминая о себе то выступлениями по телевизору молодого еще Брежнева, то репортажем о чилийской хунте перед сеансом в кинотеатре. Неудивительно, что молодым людям, занятым своими чувствами, все это глубоко фиолетово. Но странно, что режиссер, глядящий на свою юность с огромной дистанции прожитых лет, сравнимых по исторической насыщенности с иными столетиями, не предлагает зрителям никакой трактовки этой эпохи. Он не идеализирует ее, но и не осуждает. И если в настоящем времени, которое на несколько минут возникает в финале, "все - злое и чужое", то и прошлое - создается такое впечатление - мило режиссеру лишь тем, что, как в старом анекдоте, "тогда девушки были моложе".
Девушки и юноши в фильме и правда замечательные: студенты-дебютанты Александр Ляпин (похожий одновременно на Сергея Бодрова и Дмитрия Дюжева), Егор Барановский, Лидия Мелюзина. Авторам удалось подобрать ребят с какими-то несегодняшними лицами. Но, добившись физиономического, то есть опять же внешнего сходства с молодыми людьми 70-х годов, режиссер не позаботился о соответствующей психологической характеристике своих героев. Не объяснил, чем то поколение отличается от нынешнего, что, в конце концов, значит жить в империи периода ее заката. Поэтому, несмотря на тщательную, почти археологическую работу по воссозданию быта эпохи, режиссеру не удалось ее воскресить. И для нынешних зрителей она остается такой же далекой и чужой, как для героя фильма - развалины древнего Хорезма.
Марина Шимадина