"День радио"
Название фильма: | День радио |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | День радио | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Дмитрий Дьяченко | ||
В ролях: | Михаил Козырев, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин, Дмитрий Марьянов, Максим Виторган, Нонна Гришаева, Анна Касаткина, Амалия, Николай Фоменко, Алексей Хардиков, Федор Добронравов | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Один день из жизни модной московской радиостанции. Не самый лучший день — рушатся все планы, все валится из рук... И именно в тот момент, когда на станции в прямом эфире вот-вот должен начаться "живой" марафон, а популярные российские рок-группы придут в эфир, чтобы поддержать... впрочем, это уже неважно, потому что тема марафона перехвачена конкурентами и активно обсуждается в эфире "вражеской" радиостанции. Но марафон отменять нельзя! Рабочий день обещает стать последним для всего творческого состава, если срочно не найдется новая тема. А тем временем из Находки вышел маленький катер с лучшими представителями Благовещенского областного цирка — медведь, обезьяна, два пуделя, петух, козел, кабан, которые плывут на гастроли в Японию. И если бы кто-то из команды катера не слил налево полбака солярки, а еще кто-то — еще полбака, то они бы, возможно, даже и доплыли бы. А так... a так дрейфующий в море жалкий кораблик в течение нескольких минут, благодаря креативным умам сотрудников радиостанции становится гигантским научным лайнером, на борту которого находится сотня уникальных животных, многие из которых сохранились чуть ли не в единственном экземпляре. И этот лайнер терпит чудовищное бедствие в водах Японского моря — ну и, конечно, в прямом эфире "Как Бы Радио". Мир на грани зоокатастрофы!!! Свои комментарии дает сама Бриджит Бордо, а в борьбу за спасение генофонда включаются МЧС и МинОбороны. И, разумеется, лучшие представители отечественной рок-музыки...
Как бы весело
Итоги
Вы будете смеяться - на экраны выходит "День радио". Формально говоря, никакого сюрприза: о том, что "Квартет И" снимает свой второй фильм, стало известно еще в дни выхода "Дня выборов". В отличие от первого опыта "День радио" - это уже не незатейливый кинокапустник, а полноценное кино. Размеренное, суховатое, с такими, знаете, чисто режиссерскими, просчитанными фишечками и планами. Даже с компьютерной графикой. Как признались сами создатели, они хотели, чтобы было красиво.
Напомним, что и та и другая картины - по сути, экранизации двух безусловных "хитов" комического театра "Квартет И", коллектива, придуманного еще в далеком 93-м выпускниками эстрадного факультета ГИТИСа: Леонидом Барацем, Александром Демидовым, Камилем Лариным, Ростиславом Хаитом и примкнувшим к ним режиссером Сергеем Петрейковым. "Квартетчики" выступают авторами спектаклей - а в афише мелькают такие однозначные заглавия, как, скажем, "Ля Комедия, или Мы будем развлекать вас всеми средствами, которые хороши". Они же "постоянно занимаются креативной и литературной деятельностью для театральных, радио- и телевизионных проектов". Ну и "елками", само собой, тоже не брезгуют. Базируется коллектив в московском ДК Зуева, где билеты на представления зашкаливают до семи тысяч рублей. Короче говоря, "Квартет И" - чуть ли не единственный наш творческий коллектив, который заработал популярность без помощи вожделенного для многих телеэкрана. И не только остроумие тому причина. Особенно это понимаешь, глядя, как теперь "как бы театр" выстраивает свою кинокарьеру. Проблема, кстати, далеко не праздная, учитывая, что отечественные комики и юмористы все с большей охотой осваивают кинематограф. За примерами далеко ходить не надо: вслед за "Квартетом И" в кино подались и резиденты "Комеди Клаба", построившие на своих гэгах полнометражную картину. Опыт оказался печальным: "Самый лучший фильм" стал не только первым киноопытом "резидентов", но и скорее всего последним. Рекорд, с которым зрители отхлынули из кинозалов на вторую неделю проката, - 70 процентов! - это вам не шутки.
"Квартетчики", похоже, рассчитали точнее. Прежде всего это было очень правильно первым экранизировать именно "День выборов". Спектакль не такой известный, как "День радио", но, что называется, на злободневную тему. Да и премьера подоспела аккурат к выборам в Госдуму. Особенно зрителей повеселило послесловие "В 2004 году выборы губернаторов были отменены. Ни один из создателей фильма не пострадал. ПОКА". Старания прошли отнюдь не даром. Хотя Леонид Барац и признался, что они рассчитывали получить 15 миллионов долларов, но и собранные 7 миллионов при себестоимости в три - тоже, согласитесь, результат нехилый. Артистов "Квартета" начали узнавать на светских вечеринках. Придуманные ими шутки ушли в народ. А зритель облегченно вздохнул: наконец-то со времен "Особенностей национальной охоты" появилась картина, которую и смотреть смешно, и признаться в этом не стыдно.
"Точно такой же, но другой" кинофильм "День радио" планировали выпустить на волне успеха. Хотя обошелся он еще дешевле - всего в 2 миллиона долларов: демпинг, видимо, обусловен тем, что второй дубль оказался более камерным. Ни тебе матушки-реки, ни теплоходов, ни масштабных панорамных съемок. Снимали по преимуществу в помещениях радиостанции "Серебряный дождь". Второй "квартетский" опыт лишний раз доказал благодарность избранного артистами жанра, напоминающего этакий конструктор "Лего". Несколько деталей - те самые "квартетчики" - неизменные, как несущие стены. Все прочие легко тасуются, меняясь друг с дружкой местами и принимая в команду новые "звездные" лица. В "Дне выборов" от них просто пестрело в глазах. Однако в "Дне радио" узнаваемых персон куда как меньше - Дмитрий Марьянов, сыгравший одного из диджеев, запойного Диму, Амалия, в роли дрессировщицы медведей и Виторган-старший - тот самый загадочный герой-олигарх Эммануил Гедеонович, незримо присутствовавший в первой серии, во второй наконец оборачивается лицом.
В остальном действие разворачивается по уже проторенному пути-дорожке: знакомые работники радиостанции "Как бы радио" вновь попадают в переплет. За десять минут до начала как бы музмарафона в поддержку российских туристов, задержанных в Конго, оказывается, что соотечественников уже два часа как поддерживают совсем на другой, конкурентной, радиоволне. Приходится искать других страждущих... И их находят: где-то в районе Находки "встал" баркас, перевозящий животных из благовещенского областного цирка. На борту всего-то: медведь, пудели, кабан да пара куриц. Стараниями хитроумных пиарщиков баркас превращается... в гигантский лайнер "Доктор наук профессор Шварценгольд" с редчайшими видами животных на борту. Этот фантомный Ноев ковчег якобы медленно тонет, сотрудники "Как бы радио" бьют в набат, поднимая на уши общественность, а заодно и собственные рейтинги. Работа креаторов осложняется мелкими неприятностями: то пьяные в доску электрик и диджей обесточат здание, то секретарша закатит скандал, а то Минобороны пошлет на спасение редких тварей эсминец "Юрий Шостакович" ("А почему Юрий, он же Дмитрий?" - недоумевает глава радиостанции. "Тить твою мать, говорил ведь. Надо было по-простому называть. Либо "Смелый", либо "Быстрый". Так нет, выпендриться решили", - вопит какой-то неотесанный вояка).
Как и в случае с "Днем выборов", гэги перемежаются музыкальными номерами звезд отечественной рок-музыки. Создатели решили не повторяться, пригласив "Мумий Тролль", "Вопли Видоплясова", "Ногу Свело", "Ночных Снайперов". Самыми, пожалуй, яркими оказались номера группы "ЧайФ" и Николая Фоменко. "Чайфы", по сюжету застрявшие в лифте "Как бы радио", от безысходности подвывают свое сакраментальное "Ой, Йо" с аккустическим аккомпаниментом. Фоменко прохрипывает советскую песенную классику "Вязаный жакет" как настоящий блатняк: "Вечером на улице мне сказал сосед:/"Что же не наденешь ты новый свой жакет?/Мать всю ночь работала, чтоб его связать"./ И тогда я понял, что такое МАТЬ". Так далее и тому подобное по списку-сценарию "Квартета И", проверенного семью годами аншлагов.
Вот только пресловутое желание не просто снять, а снять красиво, поставило создателям подножку. Так иногда бывает, лучшее оборачивается злейшим врагом хорошего. Уже на примере "Дня радио" кажется, что "Квартет И" начинает настойчивую борьбу с главными своими достоинствами: легкостью, непосредственностью и искренним каким-то задором, которыми так подкупала первая лента. Режиссеру "Дня выборов" Олегу Фомину удалось передать атмосферу вдохновенного капустника, актерам которого в кайф дурачиться, кривляться и импровизировать. Получилось именно что "как бы кино" - необязательное и ни на что не претендующее. Неудивительно, что никому, кажется, и в голову не приходит судить о нем по разряду искусства. Режиссер "Дня радио", дебютант Дмитрий Дьяченко, показал себя более искушенным постановщиком. Он снял... нормальное кино. Учитывая, что творится у нас на ниве кинокомедии, такая характеристика - безусловная похвала. Однако "Квартет И" уже заявил, что не собирается останавливаться и зрителей ждут очередные премьеры. Очень хочется верить, что не случится у "квартетчиков" головокружения от кассовых сборов и они так и останутся как бы артистами как бы театра, которые взяли и на радость себе и зрителям сняли как бы фильм.
Валерий Шпунько
Прощай, дорогой наш Эммануил Гедеонович
Время новостей
Фильм «День радио» - второй проект театральной компании «Квартет И», недавно начавшей и, видимо, на этом закончившей экранизацию своих спектаклей. Всего в репертуаре их три, и театральный «День радио» как раз первый по времени, самый популярный, самый смешной. Спектакль идет два с половиной часа без антракта, и в нем звучит 35 минут музыки - группа «Несчастный случай» пародирует выступающих в эфире «как бы радио» музыкантов. Остальное время - шутки вокруг незатейливого сюжета о том, как на небольшой FM-станции, которой владеет некий олигарх Эммануил Гедеонович, за пять минут до эфира поменялась тема музыкального марафона, и вместо реальных русских туристов неуемные креативщики «как бы радио» предложили спасать воображаемый корабль с редкими животными, терпящий бедствие в Японском море. Не то чтобы корабля вовсе не было, но вместо океанского лайнера с непроизносимым названием без топлива оказался небольшой катер с маленькой цирковой труппой на борту. Суть спектакля была именно в пародировании - музыкантов, диджеев, владельцев радиостанций и радийного мира с его чатами, спонсорами, корпоративными вечеринками и прочей злободневной лабудой.
После шумного успеха «Дня радио» на подмостках появился и «День выборов», где та же компания участвовала в политическом пиаре нужного их олигарху кандидата в губернаторы.
На экранах сюжеты появились в обратном порядке - сначала «День выборов», очевидно куда лучше подготовленный и богаче снаряженный, а потом уже в остатке и «День радио»... Первому достался бюджет получше, режиссер посильнее, шутки посвежее, артисты поизвестнее и даже пародийная «Снежинка», которую вместо Кортнева спел Макаревич...
«Радио» получило что осталось, и поскребыш вышел беднее, а главное, куда скучнее и первого фильма, и самого спектакля.
Начнем с того, что в фильме вместо забавного капустнического стеба «Несчастного случая» в эфире выступают реальные музыканты: "Чайф", Илья Лагутенко, Олег Скрипка, Диана Арбенина, Максим Покровский... И поют-играют всерьез, ну почти всерьез. Что, может быть, и имеет маркетинговую привлекательность, но для фильма оказывается вставными номерами, тормозящими действие.
Во-вторых, режиссер Дмитрий Дьяченко, дебютировавший в большом кино именно с этой картиной, пока не является профессионалом экстра-класса, способным перевести на экран свободный импровизационный дух театрального представления. К тому же у него есть проблемы с ритмом, с динамикой действия.
И в-третьих - и это самое главное - время ушло. Всего семь лет назад эта радийная неразбериха была актуальна и свежа, теперь подвяла и поникла. Нелепый гон в эфире, косноязычие диджеев и их гостей, абсурдность радийного трепа, заполняющего паузы в перерывах между музыкальными номерами, - все это до сих пор есть и вполне реально. Но в искусстве пародии важно место пародируемого объекта в иерархии общественных ценностей, поэтому пародия на Путина смешна всем, а на какую-нибудь тетю Женю - только знакомым тети Жени.
Так вот сегодня в эфире на первом месте другие проблемы, а следовательно, и другие стилевые особенности. И хотя весь этот бред про бородатую выхухоль, двузубого чернопопика, подкустовного выползня и кролика зануду, который несет Камиль Ларин, изображающий «специалиста по редким животным» в исполнении студийного техника, все равно вызывает смех, в целом шутка затянулась, действительность неуловимо изменилась, и этого изменения авторы сценария не почувствовали или не сочли нужным фиксировать.
Атмосфера веселого и дружеского любительского драйва, когда совершенно отмороженные и безответственно резвящиеся дети перестройки несли в эфире бессмысленную и беспощадную чушь, прошла. Как канули в прошлое всемогущие эммануилы гедеоновичи, доверяющие журналистам и диджеям борьбу за свою репутацию. Сегодня в топ-десятке - чиновная важность и строгость, партийная дисциплина и вертикаль власти. Что тоже может быть объектом шуток или, точнее, сатиры, но почему-то пока не становится.
Алена Солнцева
Смех сквозь неслышные эфиру слезы
Текст: Семен Кваша
Вслед за "Днем выборов" "Квартет И" сняли реально смешную комедию про "День радио" — историческое кино, действие которого происходит приблизительно в 2001 году.
На одной как бы радиостанции работали как бы прекрасные люди: истерик Михаил в роли главного, его довольно подержанная секретарша, ди-джейка "Красотка" Нонна — стервозная расхлябанная дура, три или четыре лоботряса-ди-джея и один подхалим — бухгалтер и дурак. Единственный на радиостанции приличный человек — Алексей, да и тот гей. А что вы хотели? Не боги горшки обжигают. И вот эти самые люди должны вечером провести благотворительный марафон в пользу туристов, которых не заселили в отеле в Кении. Туристы сидят на взлетной полосе и с трудом уворачиваются от самолетов.
Но чу! Этот же самый марафон уже проводят злейшие конкуренты — 109,9. Кения отпадает и нужно срочно придумать тему для нового марафона. Как это всегда бывает, за пару минут до окончательного дэдлайна, все получается, и как всегда, получается очень плохо. Выясняется, что в Тихом океане как бы тонет громадный научный лайнер, на котором — сотни уникальных животных, существующих, возможно, в единственном экземпляре. Это все, разумеется, вранье, на самом деле тонет ржавое корыто, на котором — плавучий балаган с мартышкой, собачкой и медведем, но кого это интересует на информационной волне?
Пьеса "День радио" была написана в 2001 году и была истерически смешной. В одной из главных ролей был Михаил Натанович Козырев — главный продюсер нескольких влиятельных рок-радиостанций и единственного по-настоящему большого рок-фестиваля, магнат и серый кардинал русского рока, единолично решающий, какое дерьмо станет общенациональным радиохитом. А тут он (а ведь это был он — имя, отчество, должность и внешность совпадали) оказывался истериком, паникером, маменькиным сынком и размазней, в постели со своими сотрудницами разговаривающий о яичнице.
Все это было исключительно злободневно и остро. Громадное вранье, раздутое до такой степени, что минобороны посылает на помощь лайнеру эсминец — хотя и эсминец существует в той же реальности, что и лайнер. Когда Михаилу Натановичу звонит Эммануил Гедеонович, олигарх и медиамагнат, и всесильный Михаил Натанович пригибаясь, отчитывается ему — это смотрелось довольно весело на фоне информационных войн и только начинающегося равноудаления олигархов.
Кроме того, в том спектакле был Кортнев — лидер "Несчастного случая" написал и спел несколько песен, пародирующих русские рок-музыкальные стили, и это само по себе тоже было истерически смешно. В фильме Кортнева совсем немного — вместо его присутствуют самые настоящие "Мумий Тролль", "Чайф" и Николай Фоменко.
Экранизации суперпопулярная пьеса ждала семь лет. За это Михаил Натанович из всесильного продюсера и медиабарона превратился в... кого? Что-то он ведет, кажется, на "Серебряном дожде". Олигархов равноудалили до такой степени, что нет уже ни одного издания, не принадлежащего какой-нибудь хоть самой захудалой медиаимперии, тут смеяться не над чем. Российские туристы, сидящие на взлетной полосе в Кении — ну право, сейчас это уже банальность. Да что там Кения, в Москве рекламируют отдых на золотых пляжах Мавритании — страны, в которой работорговлю официально запретили несколько лет назад, но не всем работорговцам об этом сообщили.
Все равно получилось дико смешно, хоть и не злободневно. Лучше всего даже не те моменты, над которыми полагается смеяться — когда коллеги бреют Ростислава Хайта в прямом эфире, или когда выясняется, что каждый из сотрудников трахнул каждую из сотрудниц, а элементы узнаваемой повседневности. Радио — это вообще очень весело, как и любая другая журналистика, и передана она с очень высокой степенью достоверности, "День радио" — настоящий производственный роман.
Тут, правда, есть одна тонкость. За последние семь лет изменилась не только политическая ситуация — мир вообще стал старше и хуже. И поэтому какие-то шутки выглядят довольно печальными — секретарша-блондинка уже дожила до тех лет, когда женщине нельзя не печь пирожки, героям-ди-джеям в их возрасте пора обзаводиться своими редакциями, авторскими телепрограммами и патриотическими, по примеру Стиллавина, блогами, а то так можно до старости про колченогую выхухоль чирикать и лысину друг другу мылом натирать во время чтения новостей. И когда Михаил Натанович, мечтательно глядя в окно, говорит: "Мне сорок лет, чем я занимаюсь?!", хочется сказать ему: "Миша, не кокетничайте, все могло бы быть хуже. У вас могли отобрать все ваши радиостанции, вам пришлось бы стать ведущим на "Серебряном дожде" и вставлять в саундтрек комедии про золотое время 2001 года камбоджийский рок, остромодный примерно тогда же".
В целом же хочется сказать труппе "Квартет И", которые сами же фильм продюсировали, большое спасибо. Потому что они сняли кино, на котором можно вволю похихикать, а потом подумать, выкатить ему ряд претензий и, наконец, воспользоваться в качестве повода для высказывания. Это довольно редко происходит в последнее время.
С сайта Филм Ру
День за днем
Газета.ру
Обычный рабочий день обычного «Как бы Радио». Начальник (Михаил Козырев в роли Михаила Козырева из далекого прошлого) требует кофе. Не первой свежести секретарша примеряет перед зеркалом шубку. Механик пьет водочку. Один диджей бессвязно мямлит в микрофон, другой собирается на встречу с друзьями, третья мечется по квартире, судорожно ища то чулки, то телефон, то бог знает что еще – она уже час как должна была быть на работе.
Производственные будни.
Сегодня в программе «Как бы Радио» марафон в поддержку российских туристов, каким-то образом умудрившихся застрять в аэропорту далекого зловещего Конго. Впрочем, за полчаса до эфира выясняется, что идея эта витает в воздухе, и соотечественники, оставшиеся практически на растерзание туземцам (кто его знает, что там у них в Конго творится), идут нарасхват. В смысле конкурирующая радиостанция тоже запустила марафон и тоже в поддержку африканских мучеников. Срочно требуется придумать что-нибудь новое и оригинальное. За этим дело не станет – персонал «Как бы Радио» обладает очень богатой, весьма болезненной и довольно бурной фантазией. По сообщениям прессы, где-то в японском море кончилась солярка у маленького баркаса, на борту которого едут цирковые животные и рыжая дрессировщица, очень убедительно (Амалия Мордвинова сыграла в фильме лучшую роль) страдающая морской болезнью. Солярка, правда, не кончилась, а ее слили: полбака – капитан, полбака – помощник, но это не суть. Судно терпит бедствие! И кстати, пусть будет не баркас, а огромный корабль. И не цирк, а зоопарк с редчайшими видами животных. Чем не тема для марафона?
«День радио» – комедия «Квартета И» – был поставлен в театре в 2001 году, и спектакли до сих пор собирают аншлаги.
Потом подоспел и «День выборов» – тоже капустник и тоже про сотрудников «Как бы Радио». На этот раз находчивые радиоведущие проводили широкомасштабную пиар-кампанию по продвижению массажиста, отсидевшего четыре года за продажу пыжиковых шапок, сделанных из кошек, на пост губернатора. Экранизировали спектакли в обратной последовательности: первым сняли более свежий и даже в разумных пределах актуальный «День выборов». И фильм окупился, что вообще-то с нашими картинами в прокате случается достаточно редко. Понятно, что жанр капустника-телеспектакля не требует солидных материальных затрат: немного массовки плюс панорама вечно напивающихся, сплетничающих и креативящих сотрудников «Как бы радио». Поэтому при сравнительно небольшом бюджете «День выборов» собрал $6 с лишним миллионов – в три раза больше, чем на него было потрачено.
После такого, разумеется, грех было не попробовать экранизировать и «День радио».
Нельзя сказать, что фильм получился лучше или хуже спектакля – да, он длится не два с половиной часа и не состоит на треть из музыкальных номеров. Да, здесь нет восхитительных музыкальных пародий «Несчастного случая», вместо этого выступают самые настоящие Фоменко, «Мумий тролль», «Ногу свело», «Чайф», «Ночные снайперы» и Сергей Бабкин из «5'nizza», а «Несчастный случай» исполнит всего лишь одну песню – заключительную «Радио». Но фильм все равно получился такой же дико смешной – особенно на контрасте воспоминаний о «Самом лучшем фильме». Приятно осознавать, что есть люди, которые умеют шутить про секс, водку и пищевое отправление, не переходя на похабщину.
Но эфир «Как бы Радио» длится вот уже семь лет. И в очередной раз глядя на тех же героев, невольно чувствуешь себя как на встрече с одноклассниками. С грустью замечаешь, что диджей Красотка Нона не молодеет и уже выглядит несколько пожухлой. Секретарше тоже не помешало бы вспомнить о том, сколько ей лет. Что уж говорить об остальных – взрослые, местами даже лысые дядьки, все еще ведущие себя, словно подростки. А время летит. Как бы.
Дарья Горячева
Не бойан
Роман КОРНЕЕВ
Главная проблема, перед которой предстали создатели «Дня радио», заключалась в том, чтобы с одной стороны не испортить кашу маслом — армия уже имеющихся любителей оригинального спектакля слишком дословно знает шутки оригинала, и любую отсебятину будет воспринимать болезненно, с другой стороны авторам хотелось со второго захода снять нечто куда больше похожее на кино, чем то получилось с «Днём выборов». А потому исходный материал нуждался в некоторой объективно необходимой доработке.
А именно. Все (ну, почти все) шутливые оригинальные экзерсисы Кортнева ушли на первый фильм, оставив тому скромное камео казацкого воеводы, потому требовалось придумать им некую замену. Кроме того, для снятия эффекта театрального капустника в проект был приглашён оператор-постановщик Максим Трапо, успевший к настоящему моменту принять участие в молодёжных комедиях, в телевизионных и артхаусно-фестивальных проектах, так что уровень кадра сразу обещал много большего, чем мы увидели полгода назад.
Таким образом в итоге Миша Козырев традиционно взялся за приглашение специально-музыкальных гостей, остальные же продюсеры не только расширили список основных участников повествования образом первоначально отсутствующего в действе персонажа Дмитрия Марьянова, но и давно ожидаемым фанатами Эммануилом «Гедеонычем» Виторганом, а также экипажем того самого злополучного океанского лайнера «Доктор наук профессор Шварценгольд». Было придумано также некоторое количество свежих шуток. И понеслась.
Как уже было ясно из трейлера, постановка и вправду получилась более фильмом, чем телеспектаклем, все эти радийные коридорно-студийные локации удачно вписались в основу спектакля, режиссёру даже не пришлось особо изощряться в сценографии, почти дословно воспроизводя соответствующие эпизоды, только слегка притушив свет здесь, добавив крупный план там, придумав несколько сцен на стоянке перед зданием радиостанции и готово, получите искомое кино.
В общем — повторяющее шутки оригинала, но и старающееся их не портить. До боли знакомое, но и без чувства, что ты пришёл смотреть «бойан» (см. заголовок). И самое главное без того чувства неловкости за уровень постановки, которое нет-нет да и проскальзывало в «Дне выборов». С другой стороны — далеко не весь проявленный креатив в итоге пошёл фильму на пользу.
Так бесконечные космические перелёты камеры из Москвы с Тихий океан и обратно не только успевают задолбать уже со второй попытки, да и в целом весь этот пассаж про безумный ноев ковчег как-то в итоге смотрится не очень смешным вставным номером класса «мы шутим про флот». Не Покровский, нет, да и не уровень основного сюжета. Амалия Мордвинова в роли затянутого камео — её самоценность вообще мягко говоря неочевидна. Вот табличками на клетках с животными вместо титров и можно было ограничиться.
Вторая штука, которая как раз присутствовала в спектакле, отбивая там сцены, но совершенно не ужилась с киноформатом, это те самые фейк-джинглы про «Как бы радио 109.9 FM». С одной стороны на фоне ночного города они смотрятся вполне аутентично (только «как бы реклама» в фильм вообще попала в единственном числе, тоже не очень вписавшись) — одно то завидное тщание, с которым монтажёры спешили чуть не каждую склейку прокладывать этим чужеродным материалом, убило всю идею напрочь. В кино — свои правила, и перебивки тут не помогают сменить сцену, а мешают просмотру.
И самое главное — если не считать относительно удачных Макса Покровского, Ильи Лагутенко и обязательных «Чайфов в лифте», а также Фоменко, заменившего сакраментальный «Ночной ларёк» своим не менее шансонирующим вокалом, остальные поющие гости смотрелись в кадре именно затянутыми вставными номерами, ибо было ну ни капельки не смешно.
Все эти три момента в сумме довольно заметное время мешали главному — как следует рассмешить зрителя на старте, набрать должный градус идиотии и выйти на оперативный простор. По сути, смеяться зал начал только после сакраментального оглашения списка редких животных и последовавшей за этим попойки в прямом эфире. Аудитория наконец перестала страдать, начала получать удовольствие и даже фразу капитана катера «постараемся не бздеть» приняла за должное.
Пошла в эфир мама Михаила Натановича, идиотическое «интервью» с Бриджит Бардо и её мужем Жюлем Йеном, а также сакраментальное «Миша, вы меня знаете, я такие слова говорю очень редко» опосля дивного заруба про «вязаный жакет».
В итоге жизнь удалась, гость программы в меру удачно справился с ролью ещё одного лысого ди-джея, отобрав у ди-джея Макса право изобразить лезущего на дерево североамериканского кролика-зануду, все поели пирожков, вы все щас молодцы.
Финальная же обязательная композиция в исполнении долгожданного Кортнева про «какой-то маньяк принимает “Маяк” и мешает принять мне мышьяк» в некоторой мере оправдала его мягко говоря несмешное и страшно затянутое камео в роли вечного собеседника Нонны. Вот только под титры пустили почему-то опять Лагутенко.
В итоге мы получили кино вполне позитивное и отнюдь не роняющее лица создателей, тоже, как и в предыдущий заход, не без недостатков, но на этот раз представляющееся более цельным и более смешным, а также близким к оригиналу, что в данном случае — только плюс. Осталось дождаться, когда у «Квартета И» теперь появится ещё один спектакль.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру
Поспешив, не насмешили
Независимая газета
«Квартет И» решил закрепить солидный успех фильма «День выборов» и по горячим следам через три месяца выпустил в прокат «День радио» – тоже собственный спектакль, но подогнанный под требования кино. Получилось местами смешно, но все равно неряшливо.
На наших глазах в эфир несется веселая дребедень от полупьяных ведущих, набирает силу фантомный марафон, который придумали радийщики за минуту до эфира. Была совсем другая тема – но конкуренты перехватили. И теперь вся страна вместе с «Как бы радио» участвует в судьбе затерявшегося в далеком океане гигантского лайнера с исчезающими видами животных на борту. Если лайнер вовремя не спасти, мир окажется на грани зоокатастрофы…
Разумеется, никакого лайнера нет и в помине, а есть утлое суденышко с двумя полупьяными моряками. Они-то, повинуясь нажитому инстинкту, и слили «налево» каждый по полбака топлива, отчего «лайнер» замер средь волн морских. Несколько зверей во главе с дрессировщицей и правда нервничают, еще больше нервничает дрессировщица (Амалия Мордвинова), ибо страдает уже чуть ли не хронической морской болезнью.
«День радио» появился на экранах буквально через три месяца после «Дня выборов». Главные герои здесь те же, что и в «Дне выборов», – Леша (Леонид Барац), Камиль (Камиль Ларин), Саша (Александр Демидов) и Слава (Ростислав Хаит) – то есть весь персональный состав театра «Квартет И».
У Карела Чапека есть замечательный цикл рассказов – «Как делается газета», «Как делается спектакль» и т.п. Закулисье в прямом и переносном смысле – любимое место любопытных носов. Когда-то закулисье ревностно охранялось служителями сцены и кулис, но со временем стало второй, не менее важной сценой наравне с основной. Как говорилось в одной некогда популярной телепередаче, «сегодня вы никогда не узнаете, что…». Так вот, из фильма «День радио» вы не только даже приблизительно не узнаете, как делаются радиопередачи, но и можете заразиться опасной иллюзией: то, что творится вокруг эфира, – хоть и утомительно, но чрезвычайно весело. Беззаботные ведущие, театрально заламывающий руки продюсер (Михаил Козырев), страдающий от одной только мысли – как расправится с ним владелец Эммануил Гедеонович (Эммануил Виторган). Владелец, разумеется, никак не расправится, потому что, как полагается киношному владельцу, доверчив и недотепист.
Главный продюсер фильма Александр Цекало уверен, что «День радио» получился качественнее, чем «День выборов». Возможно, ему лучше знать – он изнутри смотрит. Со стороны же «День радио» выглядит поспешно перенесенной со сцены на экран пьесой, не особо озабоченной тем, чтобы выглядеть как кино. Периодические «включения» суденышка с животными и страдающей тошнотой Амалией Мордвиновой лишь подкрепляют ощущение, что действие не выходит за пределы сцены, оборудованной авторами фильма в студию. В «Дне выборов» был простор на экране, он давал место для нагромождения шуток, череды персонажей и общей неразберихи. В «Дне радио» пространство сузилось до маленькой радиостудии, а с ним, с пространством, сразу «сузились» шутки и ослабел эмоциональный разряд. Интересы героев сгрудились вокруг испорченных пирожков, отчего ведущий надолго исчез в сортире, оставив студию пустой; обыгрывание названий вымышленных животных, якобы погибающих в океане, – «подкустовый выползень», «кролик-зануда», «бразильский чернопопик», «перепончатый серпень» и т.д.; запутанные половые связи в маленьком коллективе. Моментами и правда смешно. Но как-то тесно. И приглашенные звездные группы – «Чайф», «Вопли Видоплясова», «Мумий Тролль», «Несчастный случай» по большей части забивают паузы, а не держат действие.
Зря поспешили – побежали по собственным горячим следам, решив во что бы то ни стало закрепить успех «Дня выборов». И частично опровергли народную мудрость «Поспешишь – людей насмешишь».
Екатерина Барабаш