"Необыкновенная выставка"
Название фильма: | Необыкновенная выставка |
|
|
Страна-производитель: | Грузия - СССР | ||
Английский: | Необыкновенная выставка | ||
Жанр: | комедия / трагедия | ||
Режиссер: | Эльдар Шенгелая, Реваз Габриадзе | ||
В ролях: | Гурам Лордкипанидзе, Валентина Теличкина, Василий Чхаидзе, Саломе Канчели, Давид Абашидзе, Джульетта Вашакмадзе, Д. Цуладзе, Виктор Дейсадзе, Александр Келбакиани, Николай Микашавидзе, Акакий Доборджинидзе | ||
Год выпуска: | 1968 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Ироническая трагикомедия о провинциальном скульпторе, разменявшим свой незаурядный талант на изготовление могильных памятников. В юности каждый мечтает совершить что-нибудь великое. И так хочется верить, что отпущенный тебе дар обязательно проявит себя, тем более, что досталась тебе замечательная глыба паросского мрамора. Освободи ее от лишнего, и — чудо совершится, твоя скульптура добавит миру красоты. Однако жизнь — не такая простая штука. Она несет реальные испытания и беды, которые оттесняют любые творческие проекты. Пришла война, и юный скульптор, как и все, стал солдатом. А когда вернулся с фронта, то был уже женат на замечательной девушке, которая рожает ему двойню, затем еще одну. Нужно кормить семью, нужно строить быт. Дар скульптора оказывается востребованным. Много односельчан погибло, люди умирают, и их родственники хотят отдать умершим последние почести и увековечить их память. Вот и начинает скульптор лепить надгробные памятники. Его творческая свобода ограничена: не проходят его планы делать из умерших греческих героев. Заказчикам нужно лишь портретное сходство да точное воплощение всех регалий, заслуженных покойниками в мирской жизни. И как ни настаивает скульптор на своем, приходится смириться. А паросский мрамор пылится, и нет сил, нет вдохновенья, чтобы приступить к созданию волшебной скульптуры под названием «Весна».
Сколько смешных наблюдений, живых подробностей, нелепых происшествий открывают авторы во взаимоотношениях жителей маленького грузинского городка. Чего стоит, к примеру, фигура отца героя, в поведении которого и манеры князя, и повадки хозяина дома, и опыт умелого менялы-торгаша. Чего стоит череда заказчиков, благородные цели которых оборачиваются нелепыми и комичными требованиями. Жизнь идет, и только случай однажды открывает глаза бывшему мечтателю на происшедшее с ним самим. Он оказывается на кладбище. С постаментов взирают на него его творения. Скульптурные портреты, может быть, и похожи на свои прототипы, но, явленные в глине, оказываются страшными монстрами, уродливыми и устрашающими. И это все сделал он, это все — его выставка. Да, это плата за благополучие семьи, но это и приговор за измену искусству и себе, это итог и казнь мечтателя-художника. Теперь выход один — подарить марморную глыбу юному односельчанину, который, быть может, и сотворит чудо. Смешная и грустная картина, нравственный урок которой внятен и зрителям, и художникам.