"Раба любви "
Название фильма: | Раба любви |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Раба любви | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Никита Михалков | ||
В ролях: | Александр Адабашьян, Олег Басилашвили, Александр Калягин, Родион Нахапетов, Елена Соловей | ||
Год выпуска: | 1975 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?..
Фильм о звезде немого кино снимал другой режиссер; возникли производственные трудности, режиссер опустил руки; постановку перепоручили Никите Михалкову, существенно изменившему первоначальный замысел. В результате возникла типичная для него, присущая также другим его фильмам конструкция сюжета. Михалков часто выстраивает внутри его особую реальность с хорошо известными, закрепленными культурной традицией обликом и атмосферой — герои лент или существуют в ней, или соприкасаются с нею. Внутренний мир «Рабы любви» — дореволюционный российский кинематограф. Главная его черта, навечно вписавшаяся в коллективную память соотечественников, — неимоверная страстность. Мы привыкли думать, что вожделения и пороки бешено вертели героями дореволюционных лент, безвольно отдававшимися их власти. И впрямь, словами «вихрь», «наслаждение», «дьявол», «роковой» пестрели названия фильмов. Заглавие собственной ленты Михалкова — «Раба любви» — органично к ним подверстывается. Кроме того, по ходу сюжета агент контрразведки Вялин перечисляет фильмы с участием Ольги Вознесенской, героини Михалкова: «Любовь и драконы», «Роза в пыли» и т. д. — звучащие совсем в духе «роковых вихрей». Вознесенская тоже накрепко связана с тем кинематографе. Ее имя уподоблены имени Ольги Преображенской, действительной звезды, потом — режиссера немого кино, ставившей фильмы также в советское время. В судьбе Вознесенской задействован и принадлежащий коллективному воображению эпизод из жизни другой «королевы экрана» — Веры Холодной. Она умерла на юге в феврале 1919 года, 26 лет от роду. В литературе бытовала версия, что с ней расправилась белогвардейская контрразведка, ибо «королева» сотрудничала с красными. Историки установили, что подлинная причина ее смерти — «испанка», тяжелая форма свирепствовавшего тогда гриппа. У Михалкова сохранена легенда о контрразведке, правда, откорректированная и развитая: поначалу Вознесенская не сотрудничает с красными, она влюблена в оператора Виктора Потоцкого, снимающего фильм с ее участием, а тот — большевик и тайно фиксирует зверства белых в Крыму. Потоцкого хватают, тогда «звезда» устанавливает связь с большевистским подпольем. В финале ей грозит гибель — Вознесенскую преследуют белоказаки с шашками наголо, фигура женщины растворяется в потоках солнечного света. Режиссер чурался бытовавшего тогда понятия «историко-революционный фильм» и свою «Рабу любви» считал мелодрамой. Роман Вознесенской и Потоцкого впрямь мелодраматичен, но попытка «королевы» вырваться из кинематографического мирка уже больше похожа на драму. Столпившимся возле нее поклонникам Вознесенская кричит: «То, что делаю я, ужасно, пошло, безвкусно!. Из меня сделали идола. Я обыкновенная женщина!». Она мечтает «заниматься делом, за которое могут убить.. или даже посадить в тюрьму». Такую же тоску внутри замкнутого мирка, мастерски воссоздаваемого режиссером, испытывают многие герои и героини Михалкова. (КиМ. Валентин Михалкович)