"Сто дней после детства "
Название фильма: | Сто дней после детства |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Сто дней после детства | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Сергей Соловьев | ||
В ролях: | Арина Алейникова, Татьяна Друбич, Нина Меньшикова, Борис Токарев, Сергей Шакуров | ||
Год выпуска: | 1974 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Герой фильма проводит в пионерском лагере последнее лето своего детства. Фильм состоит из одиннадцати новелл: «Эпилог», «Кто есть кто», «Белый камень», «Мизантроп», «Маскарад. Акт второй», «Бессонница. Середина лета», «Компот из вишни», «Подвижные игры на свежем воздухе», «Неожиданный ливень. Август», «Пролог». Лето. Старая усадьба. Первая любовь, поражающая, как солнечный удар. Улыбка Моны Лизы, высвеченная проектором. Не слишком обременительные сельские работы. Самодеятельный спектакль — постановка лермонтовского «Маскарада». Очарования и разочарования, знакомство с другими и с собой. Горе любви без взаимности и грусть от того, что лето проходит. Не сюжетные перипетии определяют характер повествования, а именно состояние счастья, которое слагается из множества малозначительных пустяков, нечаянных и ожидаемых слов, красоты природы. Гармонию окружающего мира нужно почувствовать, ощутить, вобрать в себя, чтобы мимолетные настроения, обиды, обманы не породили отчаяния.В детские дни каждый — единственный, и от улыбки девочки, от поступка друга, от взгляда учителя зависит все. Этот мир Соловьев строит по законам искусства и при участии искусства. Он пытается дать ответ на вопрос, почему столь важна эта прививка культуры. Именно она способна избавить юного человека от одиночества, подарить ему чужой опыт, переживаемый как свой, личный. Культура и природа — помощники и спасители для тех, кто понял их мудрость и красоту. Уводя своих героев из города, помещая в волшебный, почти что изолированный мир (все признаки пионерского лагеря снивелированы), Соловьев рассказывает притчу о «духовном мужании, о нравственном воспитании». Здесь важна чистота художественного эксперимента, выключенность из конкретных социальных и даже исторических обстоятельств. И все участники постановки оказываются вовлеченными в это «лабораторное испытание», в котором правят законы красоты, эмоционального и душевного взросления, встречи с гармонией, которая должна стать охранной грамотой в жизни каждого человека.
«Нам хотелось дать неясное ощущение счастья, гармонии, ожидания чего-то и — вечности. Так, эпиграфом появился букет на окне вначале. Ведь эти ощущения нам знакомы с детства. Это фильм о духовном мужании, о нравственном воспитании. Но не ищите здесь абсолютных негодяев или идеально положительных личностей. Ребята с начала жизни накапливают знание о мире и эмоциональный опыт. В отрочестве складывается психологическая и нравственная структура, осознание себя и других, себя среди других.» Сергей Соловьев.