Описание фильма

"Гарри Поттер и Принц-полукровка"   

Название фильма: Гарри Поттер и Принц-полукровка
Гарри Поттер и Принц-полукровка
Страна-производитель: Великобритания — США
Английский: Harry Potter and the Half-Blood Prince / The Half-Blood Prince
Жанр: мистика / фантастика / приключения / детский / экранизация / семейный
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикман, Джесси Кейв, Бонни Райт, Джим Бродбент, Том Фелтон, Тимоти Сполл, Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Уорвик Дэвис, Робби Колтрэйн, Дэвид Тьюлис, Хелен МакКрори, Джули Уолтерс, Дэвид Брэд
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

На шестом году обучения в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс Гарри Поттер продолжает попытки уничтожить Волан-де-Морта. Используя старинный учебник зельеварения, некогда принадлежавший "Принцу-полукровке", Гарри удается улучшить свои магические навыки и подготовиться к предстоящей битве. Но до этого ему предстоит вместе с Дамблдором разгадать тайну бессмертия Волан-де-Морта, связанную с крестражами, в которых скрыта частичка его души. Поиски крестражей приведут Гарри к трагической схватке в попытке победить Темного Лорда.

Зарисовки не в тему
 
«Я никогда не был в состоянии адекватно выражаться в этом климате»
Хантер Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» 
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Эпический размах, одни кричат, другие плачут, третьи строят заговоры, четвертые их распутывают — «Принц-полукровка», казалось, метил в самые интимные места. А тут ещё первоисточник — фактически подростковый триллер, где море трупов и ещё один жутко печальный труп в конце для полного промокания носовых платков. По совместительству, вторая возможность британца-ремесленника Йейтса сделать не иллюстрацию, а кино. Не попытка, а именно возможность, потому что режиссуру за ним уже давно забронировали на годы вперед, чем напрочь пресекли мечтания о его смене — бесполезно. Оставалось сесть и ждать у моря погоды, надеясь, что обещанный синоптиками шторм окажется рядовым неудачным прогнозом.

Рваность, скомканность и общий характер «галопом по европам» предыдущего «Ордена Феникса» остались только его особенностями — с чем можно всех поздравить. В этот раз никто не спешит и книга через призму холодного продюсерского и рейтингового расчета чинно конспектируется на целлулоиде: два с половиной часа плаванья по пересказу запомнившихся событий, с обязательными затянутостями и ненужными сценами.
Стараясь следовать оригинальному тексту, адаптируя его под фильм, вписывая тут и там от себя чернокожих официанток, товарищи киноделы уводят порой в такие фанатско-сериальные дебри, которые в большом кино добавляют лишь уныния и размазанности. Из этих дебрей с ногами и руками вытягивает, на удивление, никакой даже не экшн, на этот раз по крупицами растасканный по всему хронометражу, а шуткоюмор. То и дело в разговорах и лицах мелькнет ностальгическая самоирония — поводов за все поттеровские годы набралось для неё до чёртиков, так что пора было уже.

И вроде в остальном всё движется как надо, Поттер с бригадой носится за заговорщиками, сами нехорошие опасливо оглядываются по сторонам и ныряют в косые переулки, Дамблдор чудачит и манипулирует, а странные учебники попадают в руки нужным людям — но не так. Плаванье не туда и не под тем флагом.
По сути, жаждущим именно истории, цельного сюжета с заворотами-поворотами, приходится становиться на место той старческой братии, рассуждавшей над больным Уизли о делах великих и мировых, но вдруг прервавшей разговор из-за длительной сцены про «превратности любви» и подростковые любовные треугольники. Что важно — становится неважным, что неважно — вылезает вперёд. Поцелуи в потайных комнатах, наигранные неловкости, завязывания шнурков, рёв на лестницах и сцены в стиле «не виноватая я, он сам пришел!» — всё в таком количестве, что заглушает даже пафосные полёты с небоскреба Накатоми, траурные лица, страдательные «Убей меня!» и всякие старания злых дядек, сумасшедших тётек и прилизанных мальчиков.

Алан Рикман — в роли Дарта Вейдера, Майкл Гэмбон — соответственно, Мастера Йоды. Немногословные, чем-то озабоченные, они постоянно врываются со своими недомолвками и проблемами в фэнтэзийную мыльную оперу. Первому играть нечего, второй метит в жанр посерьезней и кажется лишним. Непрерывно истерящий Фелтон-Малфой и великолепный лицемер Диллэйн-Волдеморт — это так, страшилки на ночь. Основной мотив не нужен, и сюжет незаметно отодвигают в область разъяснительных реплик. Для галочки.
«Принц-полукровка» бледным призраком витает между ромкомом в тёмных углах и молодежным триллером в сортире типа «Сделка с дьяволом». Почему принц? Зачем полукровка? Рикман в неподходящий момент пояснит название фильма, а в чём суть да мораль — это ищите в ближайшем книжном магазине, в одноименной книге, на странице такой-то. Что за колечко такое плотоядное? Дамблдор покинул здание? Да, плохо, но что поделать, жизнь такая, давай, пупсик, встречаться.

Йейтс уходит от острых углов, разрушая мосты по причине «шоп було», вместо масштабных похорон устраивая прощальные «сымания шапок» в вариации волшебников. И остаётся в выигрыше. Жаждущие Куарона — давно не целевая аудитория, взрослее, зато кто помладше — уже в восторге от увиденного. Квиддич, юношеские фрустрации, кто с кем и кто в кого — на месте, в изобилии, прям лучшая часть в серии. Хагрид всё такой же здоровяк-здоровяк, Полумна Лавгуд такая полумна, а Рон разрешил встречаться с Джинни. Что вы говорили, Дамблдор покинул здание? Какая жалость…
Этакая отцензуренная фанатская иллюстрация. Как ещё одна фотография в «Ежедневном пророке». С претенциозным стилем, актуальным двухцветием — это модный кинокомикс, но лишь прикидывающийся «серьёзным», а на деле приготовленный для журнала про барби и переходный возраст. Или такое зелье, в которое вроде бы добавлены все нужные ингредиенты, по отдельности приятные — но вместе работающие как-то не так. А выпьют все.
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру

В Хогвартсе секса нет
Российская Газета


Когда Гарри Поттер впервые обрел плоть на киноэкранах, Дэниелю Рэдклиффу стукнуло одиннадцать. Приступая к шестому фильму "Гарри Поттер и принц-полукровка", актер отметил свое двадцатилетие. Популярный герой непоправимо менялся, с ним надо было что-то делать.
Джоан Роулинг начинала эту эпопею как писательница-сказочница. Сочинила фантазийный мир Хогвартса, придумала массу специальных терминов, а главный герой мог бы до скончания веков оставаться мальчишкой. Но роман подхватило кино - искусство конкретное и плотское. И Джоан Роулинг из романистки переквалифицировалась в сценаристку: пришлось учитывать, что герой обрел черты реального парня по имени Дэниел. А парень, в отличие от литературного героя, имел обыкновение расти. Теперь Гарри достиг критического возраста, он звезда лондонских сцен, игры с метлой в песочнице уже не к лицу.
И тогда, просчитав тупиковость ситуации, миссис Роулинг опрокинула свой фэнтези в жанр старого дамского водевиля со смешными воздыханиями и недоразумениями. Она повлюбляла своих юных героев, причем каждый любит не того. Она не опасалась, что читатели-зрители уличат автора в старомодности - ее аудитория уже не знает, что такое старинный водевиль, и в этом смысле писательница в безопасности. Кроме того, она предельно сблизилась с модным у подростков жанром "молодежной комедии" - есть все его приметы. Кроме одной: секса. Создав этот гибрид водевиля с комедией пубертатного возраста, Роулинг предусмотрительно вернула любовь в то русло, какое было проложено во времена голливудского "кодекса Хейса", - когда киногероям разрешено было целоваться, "не отрывая ног от пола" - то есть, не ложась в постель и не приступая к делу. Зал это принимает как должное: персонажи, воспитанные в строгости Хогвартса, вряд ли способны трактовать любовь как секс. Зато Ватикан отреагировал мгновенно и картину одобрил: впервые за последние десятилетия у нас вышел молодежный фильм, целомудренный до стерильности.
Любовные излияния героев, их рассуждения о неразделенной любви стали в картине главным, отодвинув экшн на третий план. Режиссер Дэвид Йетс с видимым облегчением вводит в фэнтези совершенно бытовые комедийные краски - чересчур стандартные, пожалуй. Но зал охотно разражается понимающим хохотом. Водевильная нирвана иногда взрывается очередным пулевым пролетом темных сил через мрачный Лондон - и тогда вступает в свои права старый готический ужастик, черты которого в этой серии проступают напористей, чем прежде. Во всяком случае, детворе, которая ждет привычную волшебную сказку, картину смотреть уже небезопасно: могут стать заиками. Тучи клубятся и не расходятся, в фильм входят мотивы смерти и похорон - сначала комических, а потом и серьезных. Но все это открывает перед эпопеей, страдавшей определенной монотонностью, новый драматургический пейзаж: после навязчивой Лаванды, смешно лобызающей Рона, после его блаженной физиономии и любовных терзаний печальной Гермионы приятно поволноваться за Гарри, который готовиться в очередной раз спасти человечество. Сам же Поттер вступает в возраст Люка Скайуокера из самых ранних "Звездных войн", и даже его чем-то напоминает.
Джоан Роулинг, по-видимому, настроена решительно и готовит нас к крутым переменам. Она патетически расстается с ключевыми персонажами эпопеи, некогда незыблемый Хогвартс переживает агонию, финал обещает новые приключения Поттера, но уже на каких-то совсем иных просторах. Птенцы вылетели из гнезда - что-то будет.
Валерий Кичин

Ватикан одобрил зельеварение
Известия.RU

На российские экраны выходит "Гарри Поттер и Принц-полукровка" - шестая часть приключений о волшебном мальчике со шрамом на лбу. Актеры выросли, но делают вид, что не вышли из школьного возраста. И это не единственная проблема фильма.
"Люди телевидения часто бывают убеждены, что не стоит доверять кинорежиссерам с их любовью к артистическим жестам, а киношники считают телевизионщиков выскочками. Я же думаю, что, если бы больше кинорежиссеров работало на ТВ, а телевизионщиков в кино, наша индустрия была бы куда здоровее и жизнеспособнее". Это высказывание принадлежит Дэвиду Йетсу, британскому режиссеру с большим телевизионным опытом. Видимо, несколько лет назад этой его идеей прониклись функционеры со студии Warner Brothers и решили доверить Йетсу экранизацию "Гарри Поттера и Ордена Феникса".
Предыдущий фильм Поттерианы - "Гарри Поттер и Узник Азкабана", снятый артхаусным режиссером Альфонсо Куароном и признанный фанатами не просто самым талантливым, но и наиболее адекватным перенесением на экран мира, созданного писательницей Джоан Роулинг, продюсеры сочли слишком мрачным и недетским.
"Орден Феникса" стоил около 150 млн долларов, собрал по миру почти вдвое больше, и этот результат обеспечил режиссеру контракт на экранизацию двух следующих книг. С пятницы в нашем прокате "Принц-полукровка". А Йетс уже работает над "Гарри Поттером и дарами смерти": первая часть должна выйти в 2010 году, вторая - в 2011-м.
И это, надо признаться, довольно печальная перспектива. Речь в данном случае не об отсутствии артистичности - это, предположим, не по ведомству добротного телевизионного ремесла. Но в чем Йетс, на счету которого более десятка ТВ-постановок, должен хорошо разбираться, так это в структуре сериалов. И понимать, что в случае с киносагой о Гарри Поттере помимо глобальной интриги (борьбы со злом в лице Того, чье имя не принято произносить вслух) у каждой отельной картины (по сути - серии) должен быть еще и свой завершенный сюжет.
Однако на нынешнем фильме тем, кто не читал книгу, придется туго. Просмотр продолжительностью 2 часа 20 минут превратится в усиленные попытки понять, зачем нужен каждый отдельный эпизод, как его вмонтировать в целое и служит ли он продвижению сюжета.
Вместо волшебства - технология трюков, вместо ощущения сгущения тьмы, которое должно бы возникнуть у зрителя, - бесконечный школьный междусобойчик. Периодически персонажи заговаривают о тяжелых временах, но вот что они имеют в виду - общий экономический кризис или некую ситуацию из жизни магов, - так и остается неясным.
Кажется, самому режиссеру мистико-философская составляющая не слишком интересна, и он старается как можно чаще вспоминать о том, что герои уже не дети, а подростки и особенности пубертатного периода - благодатная для кино тема. Девочки вовсю соблазняют мальчиков, используя полученные на уроках зельеварения сведения о привораживающих настойках. Мальчики же ведут себя как совершеннейшие ботаники, решившие покориться неизбежному.
В то, что Гарри Поттер - избранный, в этой серии верится с трудом. Скорее - будущий менеджер среднего звена, типичный "офисный планктон", уже сейчас ощущающий, сколь неромантичное предстоит ему существование. А главный школьный противник Поттера - Драко Малфой (Том Фелтон) и вовсе выглядит как пренебрегающий фитнесом канцелярский работник. Кстати, 23 июля Дэниелу Рэдклиффу - исполнителю роли Поттера - исполняется 20 лет, и то, что в картине он все еще выглядит подростком, производит куда большее впечатление, чем все чудеса в исполнении учеников Школы магии.
Между тем уже прошла информация, что Ватикан к этому "Поттеру" отнесся благосклоннее, чем к его предшественникам. Рискну даже предположить почему: ни на одной из предыдущих картин желание скорейшей победы сил добра над злом не было столь сильным и всеобъемлющим. Если в этом продюсеры видели свою нравственную задачу, то приглашение такого зануды, как Йетс, себя оправдало.
Лариса Юсипова

Волшебная палочка основного инстинкта
Независимая газета

Сегодня выходят в прокат два фильма о половом созревании – «Гарри Поттер и принц-полукровка» и «Секс-драйв». В обоих главная тема целомудренно прикрыта другими, более подходящими для правильного воспитания подрастающего поколения.
В «Гарри Поттере» созревание главного героя должно идти приправой к основному блюду – очередному витку борьбы с заклятым врагом человечества Волан-де-Мортом. Последний совсем обнаглел и принялся творить зло по всей Англии. Вся надежда на Гарри. Но юноша – увы! – перешагнул тот возраст, когда владение тайнами волшебства оказывалось сильнее всех иных желаний. Гарри все явственнее чувствует пляски гормонов. Юный волшебник в исполнении незаменимого Дэниела Рэдклиффа перед лицом опасности, грозящей родной Англии и всему миру, пялится на формы местной официантки и думает о чем угодно, только не о спасении мира.
Только вот авторам фильма во главе с режиссером Дэвидом Йейтсом, кажется, справляться с возрастом Гарри труднее, чем ему самому. Что делать с выросшим Гарри? Для кого будет он геройствовать дальше? Для детей он слишком взрослый, для взрослых – слишком мал. Через год, как говорят, нас осчастливят последней частью вечного произведения, на том и остановятся. В результате шоу-бизнес прирастет не виданным доселе явлением – восьмисерийным блокбастером.
В то время как храбрый тинейджер борется со злом далеко от Англии, в Америке, другой юноша, Йен (Джош Цукерман), тоже чувствует брожение любви. Но в отличие от Гарри у него больше свободного времени и меньше ответственности. Поэтому он садится в машину брата и едет на другой конец страны прощаться с девственностью. Виновницей этого прощания должна стать некая интернетовская знакомица, виртуально пленившая героя своей отвязностью. По дороге к ней герои, как мух на клейкую ленту, собирают цитаты из всех имеющихся на эту тему фильмов. Благо тема стара и благодатна. Тут вам и «Американский пирог», и «Евротур», и «Гарольд и Кумар» – всего понемножку, все перемешано специальной режиссерской лопаточкой, вполне аккуратно и даже не вызывающе. Кому по душе юмор ниже пояса, найдет в «Секс-драйве» много милых сердцу, и не только ему, шуток и гэгов. Ими художественные достоинства фильма и ограничиваются. А в конце нас так вежливо и так заботливо подводят к мысли – «секс в жизни не главное», что авторам ни секунды не веришь. За что они, собственно, и боролись.
Екатерина Барабаш

Крестраж души моей
Время новостей

В очередной серии фильма о приключениях мальчика-чародея мир волшебства как никогда прежде сближается с земной реальностью. Это наконец-то дает шанс неангажированному зрителю на сочувствие героям, хоть и убавляет эффектность зрелища. «Принц-полукровка» -- уже не столько кино о полетах на ведьминских метлах, сколько захватывающее путешествие в самые сумерки подростковой души.
Расширение пространства борьбы добра со злом привело к тому, что темным чарам Волан-де-Морта подвергся мир ничего не подозревающих о чародейских битвах людей. В одном районе Англии загадочным образом обрушивается транспортный мост, в другом месте лютует ураган, повсюду установилась скверная погода. Поттер, сидя в привокзальной кафешке, в открытую читает передовицу о самом себе в колдовской газете и клеит официантку, обещая рассказать ей о магии. Неспокойно и в самом Хогвартсе: по коридорам шагают взвинченные преподаватели, съехавшихся к началу учебного года студентов внимательно досматривают, в окрестных деревушках хлопают незапертыми дверьми опустевшие торговые лавочки. Мрачное запустение и всеобщая паранойя в школе чародейства и волшебства напоминают одновременно о всеамериканской фобии терроризма после 11 сентября и новейшем финансовом кризисе, символом которого стали бесчисленные перетяжки с надписью «аренда».
Профессор Дамблдор отыскивает на конспиративной квартире своего давнего друга Горация Слизнорта, который, опасаясь слуг Волан-де-Морта, встретил гостя в облике уютного полосатого кресла. Директор Хогвартса убеждает Горация, что пора перестать жить в страхе и вернуться на кафедру. На самом деле старый колдун замыслил использовать Слизнорта в борьбе с Темным Лордом -- тот знает про Волан-де-Морта кое-что важное. Выведать тайну Дамблдор поручает Поттеру.
Как известно, любой из фильмов о Гарри Поттере обладает специальной магической особенностью -- суть происходящего совершенно неуловима для человека, не читавшего первоисточника. Зато любой может отметить, как в реальном времени взрослеют смешные дети из первого фильма поттерианы 2001 года. В то время и сам Гарри, и его друзья Рон и Гермиона играли на уровне отечественного «Ералаша». Другого, впрочем, от них и не требовалось -- ребята открывали рты и делали большие глаза, вместе с нами впервые поражаясь чудесным превращениям людей в животных или восторгаясь красотой и величественностью василиска. К шестому фильму колдовство стало рутиной, да и детки подросли -- магия переместилась в ту область, что в предыдущих сериях давалась только пунктиром. Поцелуи по углам, танцы на званых вечерах, ревность и попытки разобраться в чувствах занимают героев не меньше, чем магические пикировки или зубрежка.
Больше других женским вниманием избалован даже не Гарри, который все время на задании, а его рыжеволосый друг Рон Уизли. Не говоря уж о том, что по нему давно вздыхает Гермиона, Рон отличился в спортивных состязаниях и тем пленил сердца еще нескольких студенток. Самая активная из них, по имени Лаванда, на какое-то время даже становится его подружкой. К тому же парень по ошибке выпивает приворотное зелье, которое предназначалось Поттеру, и становится совсем бесполезным для магических войн. Гермиона, раньше в таких случаях немедленно утыкавшаяся в учебники, теперь мается и не знает, куда себя деть, а в присутствии друзей мечется между ролью старой подруги и несчастной влюбленной. Поттер, отвлекшись от охоты за крестражами (магическими предметами, в которые заключена частичка души Темного Лорда), ловит на себе плотоядный взгляд сестры Рона. Вся компания, заглянув в кабачок, так наливается каким-то местным пойлом, что потом им приходится тащить друг друга до общежития, скрывая от других блуждающие улыбки и распирающее их изнутри счастье от молодости, приятного опьянения и первого снега.
Наблюдать за превращениями, происходящими в самих юных волшебниках, становится куда интереснее, чем за схватками Пожирателей смерти с добрыми магами. В какой-то момент подростковое отчаяние заставляет Гермиону, практикующуюся в колдовстве, с силой шмякнуть целую стайку птичек о дверь. Выражение ее лица в этот момент и эффект, который оно производит на окружающих, впечатляют куда больше волшебного зверинца поттерианы и даже сильнее, чем заклятие «остолбеней». Встреча с соперницей повергает девушку в смятение -- она не знает, убежать ли ей, наорать ли на Лаванду или выцарапать ей глаза. Тоска Гермионы, а затем нечаянная радость, неотесанность Рона, байроновский образ их общего врага Драко поднимают «Поттера» едва ли не на уровень соловьевских «Ста дней после детства». В сущности, шестая часть сериала легко бы обошлась вообще без волшебных палочек и ничего при этом не потеряла. Тем приятнее будет кому-то обнаружить в долгоиграющем фэнтези человеческую трагедию (которую теперь одобрил даже Ватикан), в символе крестража -- разорванность страдающей души, а в героях анекдотов и пародий -- мятущихся, нервных и очень настоящих подростков.
Михаил Шиянов

Посторонний П.
Русский Newsweek

Советские люди когда-то считали Женю Лукашина из «Иронии судьбы» героем-любовником. Постсоветские начали называть его маменькиным сынком и обвинять в том, что он разрушил жизнь всем, до кого дотянулся. 16 июля выходит фильм Дэвида Йейтса «Гарри Поттер и Принц-полукровка», шестая серия сверхпопулярной франшизы, экранизации саги Джоан Роулинг. С Гарри Поттером, как и с Женей Лукашиным, в последнее время произошла «перезагрузка отношений»: мальчик, который выжил и стал героем, теперь вырос и начал напоминать слегка блаженного дальнего родственника. Он, конечно, очень мил, и мы с восторгом зовем его в гости и всегда спрашиваем, как там его дела, но что ж он такой тормоз и никак не разберется со своими проблемами?
Несколько лет назад на «Каннских львах» показывали такую социальную рекламу: камера двигалась по улице, смотрела на прохожих снизу вверх, и детский голос со всеми здоровался. Навстречу шли улыбающиеся люди, с удовольствием отвечали ребенку «привет». Постепенно герой становился все выше, а его голос - все взрослее, и в конце концов от его «здравствуйте» люди уже шарахались. Что умиляет в ребенке, то во взрослом обычно раздражает или отпугивает, особенно если это посторонний человек.
Герой «Гарри Поттера и Принца-полукровки» и есть такой посторонний. Ходит по школьным коридорам не очень хорошо выбритый мужик, кричит своим друзьям, как какой-нибудь матричный Нео, «я - избранный», беспрекословно слушается учителя, ничему не удивляется, готов оскорбить и унизить любого во благо общего дела. Что такое «общее дело», представляет себе смутно, без подробностей - «за все хорошее против всего плохого». Все хорошее, как положено в саге о Гарри Поттере, олицетворяется наставником Дамблдором и памятью о материнской любви, все плохое - Тем-Кого-Уже-Почти-Можно-Называть, Темным Лордом Волан-де-Мортом. Но Волан-де-Морт, главный противник Поттера, появляется в шестом фильме франшизы лишь в воспоминаниях: Принц-полукровка рассказывает о детстве этого нехорошего существа, о том, как будущий Темный Лорд, мальчик Том Реддл, спросил учителя, как сделать душу бессмертной. И получил ответ: если убить кого-нибудь, то можно заключить часть души в предмет под названием «крестраж».
В предыдущих фильмах было много подобного тайного знания и магической тарабарщины, но даже неподготовленный зритель мог разобраться в волшебных хитросплетениях. На саге о Поттере выросло целое поколение читателей, а кто читать не стал, те наверняка смотрели хотя бы парочку фильмов эпопеи. Так что к выходу «Гарри Поттера и Принца-полукровки» неподготовленных зрителей, наверное, уже не осталось. Поэтому и мир «Поттера» превратился в совершенно закрытую систему. Ничего не объясняется, внутренняя логика событий непостижима, кто такой Принц-полукровка - неважно, если у кого возникают вопросы - читайте книгу или ждите следующих серий, там вам все расскажут. Тем более что роман «Гарри Поттер и Дары Смерти» режиссер Дэвид Йейтс и его команда разделили на два фильма, «чтобы все влезло».
Сделать так, «чтобы все влезло», действительно главная проблема этой экранизации. Влезают спецэффекты - уходит логика, влезает драматургия - уходят какие-то сюжетные линии. Если не влезает ничего - фанаты начинают биться в истерике. Если влезает, не дай бог, все - становится понятно, насколько сам Гарри Поттер поверхностен и несчастен: ходит куда прикажут и каждый играет им как хочет. Не зря он в «Принце-полукровке» устало говорит Дамблдору: «За все эти годы я уже привык и просто иду, куда скажете». Новый тип героя - исполнитель, способный лишь повиноваться.
Если представить, на кого из литературных и киногероев он больше всего похож, это будет не Джеймс Бонд, не Фродо и не лейтенант Элен Рипли, а мальчик из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Тот самый, который постоянно возникает и спрашивает: «А чёй-то вы тут делаете?» Поттер постоянно спрашивает у читателей, зрителей и персонажей саги, чёй-то они тут делают, - потому что сам он является лишь проводником чужой воли. Он как волшебная палочка, которая честно исполняет все заклинания, в том числе и заклинания типа «больше спецэффектов», «гигантские сборы во всех кинотеатрах» и «лучшие продажи в книжных магазинах». Сама палочка ничего при этом не думает.
Поттер - пустота, белый экран, на который можно спроецировать что угодно, от неземной красоты и благородства до усредненности и заурядности. И именно это делает его идеальным объектом сегодняшней поп-культуры. На примере книг о Поттере можно рассуждать о любых сегодняшних проблемах, потому что в сагу влезло все: политика, расовые вопросы, политкорректность, молодежные организации, нетрадиционная ориентация, детские страхи. И «Принц-полукровка» в этом смысле лучший фильм саги. Самый скучный, самый затянутый, самый алогичный и закрытый - и поэтому лучший. Вещь в себе, посторонним в него вход воспрещен. Зато для «своих» - раздолье. Этот фильм - как магический кристалл, в который собраны все возможные штампы сегодняшнего кино. Бьющиеся в судорогах девочки из японского хоррора соседствуют с огненными сполохами - вечными спутниками магического фэнтези. А главное развлечение в фильме - гэги из наркотических комедий: весь «Принц-полукровка», в сущности, рассказывает о том, как кто-то употребил какое-то вещество (приворотное зелье или зелье, приносящее удачу), и «тут такое началось». Разговоры Дамблдора с Гарри больше всего напоминают вербовку молодняка в каком-нибудь шпионском боевике: «Войди к нему в доверие. Ты должен узнать, что он помнит». Правда, вместо крови из каких-нибудь «Мастеров хоррора» в глубокой воде «Поттера» клубятся чернила, зато под трогательные ромкомовские поцелуи подложена тревожная музыка, достойная подростковых слешеров.
«Гарри Поттер и Принц-полукровка» неожиданно оказался фильмом, в котором утрамбовано все сегодняшнее кино. Получился тематический парк аттракционов. И поэтому нет смысла обсуждать, что Хелена Бонэм Картер играет прекрасно, а вот Дэниел Рэдклифф - не очень, или искать дыры в сюжете, или рассуждать на тему, на кого это кино рассчитано: вроде разговоры, как у 12-летних, героям предположительно по 16, а актеры уже давно выросли из школьных проблем. Тем более нет смысла ругаться, что Йейтс слегка отошел от романа. Вы ведь не будете жаловаться на то, что на «американских горках» вторую кабинку болтает как-то без души, в комнате страха на вас выпрыгивает ненастоящий вампир, а с колеса обозрения не видно Антарктиду? Если вы залезли на колесо обозрения, чтобы увидеть Антарктиду, колесо обозрения в этом не виновато. Кстати, парк аттракционов по «Гарри Поттеру» вот-вот откроется где-то в Штатах.
«Принц-полукровка» начинается с того, что герой заигрывает с хорошенькой мулаткой в кафе. Точнее, она смотрит, как он читает газету «Ежедневный пророк», видит заголовки и спрашивает: «А кто такой этот Гарри Поттер? Расскажешь?» И тут в глазах Поттера мелькает нечто большее, чем просто надежда на приятный вечер с красивой девушкой. Он видит мир без себя. Что это за мир? Теперь уже никто не узнает.
Мальчик, ты тут чего? Выжил? Иди, иди отсюда, мальчик.
Ксения Рождественская
 
Тут и сказке конец

Итоги

Кинопоттериана выходит на финишную прямую. На этой неделе в прокате стартует экранизация шестой части романа Джоан Ролинг "Гарри Поттер и Принц-полукровка". Новый фильм с бюджетом более 200 миллионов долларов долог и обстоятелен, как нудный урок истории маглов с профессором Бинсом. Насыщен сюжетными ингредиентами, словно магическое снадобье нового героя сериала, преподавателя зельеварения Горация Слизнорта (его сыграл патриарх британского кино Джим Бродбент). Режиссер Дэвид Йейтс, которого фанаты ругали за безжалостное экранное оскопление предыдущей книги, на сей раз не выкинул из текста практически ни слова и даже добавил кое-что от себя. 16-летний маг и его друзья будут заняты не только разгадкой тайны некоей августейшей особы, но и преодолением тинейджерских комплексов.
Однако не думайте, что полная и окончательная победа над кинематографической ипостасью Того-Кого-Нельзя-Называть близка. Скоро сказка сказывается… Несмотря на то что книг о Гарри Поттере написано семь, продюсеры сериала решили продлить удовольствие от расправы со злым волшебником и планируют сделать из заключительной, седьмой книги кинодилогию. Оно и немудрено, ведь сейчас, как и в начале эпопеи, у Поттера нет конкурентов. Он снова стал принцем Гарри королевства фэнтези-литературы. За последний год, перефразируя не менее известного английского автора, подгнило что-то в волшебном королевстве.
В 1997 году, после публикации первого романа о Поттере, дебютантка Джоан Ролинг проснулась знаменитой. А на сегодняшний день заработала на книгах более миллиарда долларов. Получила орден Британской империи и пристроила права на экранизацию голливудским боссам. Только теперь открываются некоторые подробности этой исторической сделки. Оказывается, контракт с крупной киностудией мог быть и не подписан. Окрыленная успехом дебютантка предъявляла компании Warner Brothers слишком много условий. Ей бы обрадоваться интересу со стороны голливудского мейджора да молча подписать контракт, но она тянула и требовала, чтобы главные роли в будущей картине играли только англичане, а кастинг проходил под ее чутким руководством. Гарантом сделки выступил Крис Коламбус, который впоследствии поставил первые две части сериала: знаток детского кинематографа, автор комедий "Один дома" и "Миссис Даутфайер" просчитал потенциальный успех истории Ролинг и уговорил Warner Brothers принять все ее условия.
Первая экранизация - "Гарри Поттер и философский камень" - взвинтила продажи романов до волшебных высот, и в индустрии развлечений случился второй сказочный бум. Первый связывают с публикацией трилогии "Властелин колец" в 1950-х годах. Как и в случае с Толкиеном, породившим массу последователей, самым известным из которых считается Клайв Стейплз Льюис, стали появляться авторы, писавшие "ответы Гарри Поттеру". В России, например, дело дошло до скандала: представители Джоан Ролинг даже судились с нашим Дмитрием Емцом и его "Таней Гроттер". Каким количеством новых имен "обогатилась" мировая литература! Филип Пулман, Лемони Сникет, Йон Колфер, Корнелия Функе, Филип Рив, Кристофер Паолини. Какие-то издатели заманивали читателя, перечисляя регалии своих авторов, другие напирали на возраст (так, Кристоферу Паолини на момент написания романа "Эрагон" было 15 лет). Самые хитрые называли Гарри бастардом и обвиняли Джоан Ролинг в плагиате. Свою лепту в разжигание межнациональной любви к поттериане внесла и католическая церковь: первые книги Ролинг предавали анафеме и объявляли еретическими. Но главным информационным партнером фэнтези стал, конечно же, кинематограф. Продюсеры, словно авантюристы-охотники за драгоценным песком в период золотой лихорадки, искали права на сказочную литературу, чтобы сделать ее экранной былью. Первым делом вспомнили про классиков: в 2001 году за три недели до релиза первой части поттерианы на экраны вышел "Властелин колец: Братство кольца". А свежеобразованная кинокомпания Walden Media назвала приоритетным направлением своей деятельности проекты для детей и юношества: к запуску готовились "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф" по Льюису.
Специалисты до сих пор не могут внятно объяснить причины успеха английской писательницы. Одни связывали феномен Гарри Поттера с терактами 11 сентября: мол, увлечение волшебным миром поттерианы - крайняя форма эскапизма, попытка сбежать от реальности. Другие свысока рассуждали о "грамотном пиаре", развернутом вокруг книги, и "внушаемости масс". Третьи резюмировали: все причины сошлись воедино.
Что бы там ни было, но эпидемия отступила так же стремительно, как и началась. В 2007 году с выходом финальной части литературной поттерианы "Гарри Поттер и Дары Смерти" общие тиражи книг фэнтези начали стремительно падать. Большинство имен кануло в Лету, словно бы и не существовало. Оказалось, что истории про мальчика-волшебника были недолговечным фундаментом эфемерного, карточного домика фэнтези-литературы. Снесли основу - посыпалась вся конструкция. Филип Пулман и Йон Колфер, например, быстро свернули свои проекты и занялись сочинительством классических подростковых детективов. Перебрав волшебных напитков, человечество испытывало такой тяжкий абстинентный синдром, что отвергло даже "похмельный" хит "Хроники Нарнии: Принц Каспиан". Картина собрала почти вдвое меньше "Льва, Колдуньи и Волшебного Шкафа". А "Золотой компас" по роману Филипа Пулмана и вовсе провалился в прокате, разорив студию-производителя New Line Cinema.
Наконец, проблемы начались и у самого "Гарри Поттера" - от любви до ненависти один шаг, особенно когда дело касается барышей. Так, совсем недавно сеть кинотеатров IMAX не моргнув глазом сдвинула прокат "Принца-полукровки" ради блокбастера Майкла Бэя "Трансформеры 2: Месть падших". История про юного чародея показалась крупнейшей сети менее волшебной. Выяснилось, что инфантилизм - это недуг сродни детским болезням. Им надо переболеть, и иммунитет выработается сам собой. Повзрослев вместе с героями саги, фанаты поттерианы потеряли всякий интерес к фэнтези как таковому. И хотя продюсеры экранизаций оттягивают прощание с одним из самых своих прибыльных героев, у этой сказки может оказаться не самый счастливый коммерческий финал.
Стас Лобастов
 
Дары смерти. Пролог
 
Они снова выросли. Эмма Уотсон вовсю снимается для глянцевых журналов, Руперт Гринт стремительно раздается вверх и вширь, а Дэниэлу Рэдклиффу, правда, по сценарию, профессор Дамблдор настоятельно советует побриться. Сюжет тоже растет: новые герои, новые понятия, новые козни Волан-де-морта.
В Школу волшебства прибывает новый преподаватель зельеварения – профессор Слизнорт (Джим Броадбент), а профессора Снегга (Алан Рикман) назначают преподавателем защиты от темных искусств. У Слизнорта имеется некое засекреченное воспоминание, благодаря которому Дамблдор (Майкл Гэмбон) надеется получить козыри в борьбе против Темного лорда. Поэтому глава Хогвартса регулярно подсылает к Слизнорту Гарри Поттера – выспрашивать, выведывать, а проще говоря – шпионить. Умный и вкрадчивый мальчик справляется успешно. Информация, которую он передает своему учителю, поистине ужасна: Тот-кого-нельзя-называть фактически неуязвим, ибо разорвал свою душу и попрятал по тайникам, именуемым крестражами. Дамблдор решает немедленно действовать и переоценивает свои силы. А Гарри, снова не разобравшись в ситуации, начинает заново ненавидеть человека, который готов его защищать до самой смерти. Лишь за красивые – материнские – глаза.
Шестая часть приключений Гарри Поттера была снята Дэвидом Йейтсом, экранизировавшим и «Орден Феникса». Как и раньше, не обошлось без сокращений исходного материала – сами книги, как мы помним, становились толще том от тома. На увлекательность это не повлияло: любовные страдания юных волшебников (выписанные у Роулинг не всегда убедительно) чудесным образом контрастируют с общим мрачным фоном, где царит беспредельный ужас перед встречей с Волан-де-мортом и непрерывно звучит окончательно безумный смех Беллатрисы Лестрейндж. Комическая парочка «Рон-Гермиона» отлично веселит публику, пока их товарищи по несчастью Гарри и Джинни честно отрабатывают необходимую романтическую часть. И все же каждый новый фильм о Поттере становится страшнее, грустнее и фантастичнее предыдущего – это обусловлено и сюжетом книги, и безграничными техническими возможностями кинематографа. Любой взмах волшебной палочки на экране порождает не столько очередное чудо, сколько десяток спецэффектов.
Большинству зрителей давно известно, чем закончится противостояние мальчика со шрамом и его заклятого врага. Создатели «Принца-полукровки» это учли, поэтому не скупились на намеки, отсылающие, скорее, к следующей части поттерианы – «Дарам смерти». Молодые и не очень волшебники изображены доверчивыми до глупости марионетками в руках недобрых магов – недобрых независимо от того, на «светлой» они стороне или на «темной». И покалеченная рука Дамблдора внушает подозрение не меньшее, чем полупрозрачное лицо Темного лорда.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#