"Слепота"
Название фильма: | Слепота |
|
|
Страна-производитель: | Япония — Бразилия — Канада — Уругвай | ||
Английский: | Blindness / Cegueira | ||
Жанр: | драма / триллер | ||
Режиссер: | Фернандо Мейреллес | ||
В ролях: | Джулианна Мур, Марк Руффало, Алиса Брага, Гаэль Гарсиа Берналь, Дэнни Гловер, Мори Чайкин, Сандра О, Джо Кобден, Ёсино Кимура, Дуглас Сильва, Джеки Браун, Марта Бернс, Сьюзан Койн, Джорис Джарски, Надя Литц, Майкл Мэхонен, Дон МакКеллар, Джо Пинг | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Безымянный город охватывает необъяснимая эпидемия слепоты, и только жена доктора сохраняет способность видеть.
Поднимите им веки
Вадим Зельбин
"Слепота" Фернандо Мейреллиша — экранизация романа Жозе Сарамаго от автора "Города бога" и "Преданного садовника" c Берналем и Джулианной Мур.
Жители города N — с небоскребами, автомобильными пробками и пальмами, но явно не Лос-Анджелеса — ни с того ни с сего начинают быстро слепнуть, притом в самые неподходящие моменты: сидя за рулем или только что испытав оргазм. Озадаченный врач-окулист (Марк Руффало), перерывший за ночь все справочники, чтобы определить синдром, на следующее утро слепнет тоже. Власти, заподозрив эпидемию, изолируют слепцов в карантинной зоне, где герои, отрезанные от всего остального мира, проведут две первые трети фильма, разрываясь между гуманизмом, дарвиновской борьбой за кусок хлеба и большим желанием придушить местного тирана (Берналь) — бывшего бармена, контролирующего раздачу гуманитарной помощи на очень унизительных условиях. В последней трети, когда слепнут асболютно все, включая охрану карантина, гуманизм все же побеждает с маленькой помощью супруги окулиста (Джулианна Мур), единственного зрячего героя фильма.
Прекрасно можно понять мастеров экрана, которым не дает спокойно спать творчество нобелевского магического реалиста Жозе Сарамаго. Его романы, где то Пиренейский полуостров, отколовшись от Европы, пускается плавать по Атлантике, то, ни с того ни с сего, перестают умирать старики, строятся на совершенно фантастических, но простейших допущениях, которые просто руки чешутся перенести на пленку. С другой стороны, перенести их так, чтобы не получился скверный анекдот или, наоборот, духовное иносказание, от которого будет также стыдно, затруднительно: все эти магические реалисты — великие мастера по нагнетанию неуловимой атмосферы - переносятся на пленку с большим трудом.
Похоже, что в случае "Слепоты" все свои режиссерские активы Фернандо Мейреллиш употребил на то, чтобы подобрать ключ к такому правильному сгущению романной атмосферы, чтобы зритель сопереживал аллегорической слепоте не меньше, чем, скажем, окружающей нас магической реальности, где можно в любой момент заразиться от свиньи гриппом. Соломоново решение он нашел, но получил на выходе нечто несуразное: два часа кряду "Слепота" опасно балансирует между триллером про ослепших горожан, потерявших из поля зрения супермаркет, и пафосной, философской аллегорией про внутреннее око, делающее нас божьими созданиями. При этом на какие-то оригинальные, самостоятельные телодвижения сил у фильма, вынужденного балансировать на этой тонкой грани, просто не хватило.
Мейреллиш взялся за Сарамаго не случайно: одномоментная потеря зрения большим числом людей — действительно удобный повод, чтобы спроецировать на большой экран глобальную коррупцию через замочную скважину личной драмы. В "Городе Бога" и "Преданном садовнике" у него это прекрасно получилось на вполне реальном материале. В "Слепоте", на материале фантастическом, метод дал осечку: в момент, когда надо улавливать гальванические токи между Руффало и Мур, камера переключается на толпы ослепших статистов, щупающих руками воздух и разгуливающих гуськом по кадру, а когда возвращается к героям, с ними происходит то же самое, что со всеми остальными: они никак не могут нащупать друг друга до самого конца картины, хотя у героини Мур со зрением, вроде, все в порядке.
В общем, "Дитя человеческого", только про слепых, у Мейреллиша не получилось: апокалиптическая напасть свелась к курьезной микроэпидемии в городе N, глобальная коррупция — к ослепшему бармену, страдающему манией величия, приобретшей в исполнении Берналя совсем уже несерьезные масштабы, а философский триллер — к выходу Джулианны Мур, втыкающей ножницы в горло слепца, когда ему делают минет за пакетик сублимированного супа. Продолжай наши прокатчики страдать профессиональной слепотой, в упор не видя эту каннскую картину, которой исполнилось уже два года, мы бы, пожалуй, ничего не потеряли.
С сайта Филм Ру
Другая «Слепота»
Новые Известия
В России в ограниченный прокат выходит фильм «Слепота», снятый по одноименному роману португальца Жозе Сарамаго. Неудивительно, что бразильский режиссер Фернандо Мейреллиш обратился именно к этому произведению: книга в середине девяностых годов стала бестселлером, а ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. От фильма ожидали такого же воздействия, когда два года назад он открывал Каннский кинофестиваль, однако признания он там не сыскал: между книгой и фильмом оказалась огромная дистанция.
«Слепота» живописует постапокалиптическую эпоху, безвременье, когда мгновенно рушатся устои цивилизации. В массовом порядке обесценивается и человеческая жизнь, за которую борются все герои фильма. Суровая история о социальной деградации выводит на первый план внезапную эпидемию слепоты. По мысли Сарамаго, слепота явилась наказанием за человеческие грехи. Считается, что после выхода романа писатель слегка испугался сделанных выводов, поэтому долго отказывался продавать права на экранизацию, а потом выставил перед режиссером жесткое требование: город, где будут происходить съемки, должен быть неузнаваем. В итоге фильм снимали в городах Бразилии, Уругвая и Канады. С одной стороны, это сделано для того, чтобы придать сюжету универсальность (мол, от расплаты за грехи никто не застрахован), с другой – из суеверных соображений, чтобы невольно не навлечь беду.
Несчастья приходят внезапно и нарастают как снежный ком. Не застрахован никто. Первым внезапно ослепшим становится интеллигентный японец, ожидающий зеленого сигнала светофора за рулем авто. Доехать до дома ему помогает самаритянин, но затем угоняет у слепого машину. Без явных причин слепнет один герой за другим. Власти оперативно помещают этих «инфицированных» в резервацию, которая в скором времени начинает существовать по законам концлагеря. Репрессивный аппарат запущен в действие: его жертвами становятся таксист, бармен, горничная отеля, полицейский, проститутка, финансовый работник – представители всех социальных групп. Конечно, там будет и пожилой негр-резонер, и ребенок-сирота. Ослепшего доктора-офтальмолога (актер Марк Руффало) в здании бывшей психиатрички, куда заперли всех «на карантин», не оставит жена (Джулианна Мур) – единственная зрячая в фильме, выдающая себя поначалу за такую же слепую, как все вокруг. Ее глазами мы видим то, что уже не могут увидеть пораженные эпидемией. И от этих картин хочется закрыть глаза. Причем самое страшное не ГУЛАГ, который появляется в подобном обществе, а родные и сограждане, деморализованные и ушибленные духовной слепотой. «Не думаю, что мы вдруг взяли и ослепли. Думаю, мы всегда были слепыми, – писал Сарамаго. – Слепыми, но имеющими возможность видеть. Людьми, которые могут видеть, но не видят». Правда, в фильме это показано менее убедительно, чем в книге. Возможно, сказался весьма скромный бюджет картины или отсутствие ярких «зрелищных» решений.
Оксана Гаврюшенко
За глаза
Итоги
Бразильца Фернанду Мейреллиша прославил "Город бога". Картина была снята при активной поддержке европейских студий и получила массу престижных наград на международных фестивалях, режиссер даже номинировался на "Оскара". Неудивительно, что после такого успеха Мейреллиш из разряда местных бразильских вундеркиндов попал в обойму больших европейских режиссеров. Затем был "Преданный садовник", в котором личная драма раскрывалась на материале мирового фармацевтического заговора. А теперь "Слепота" - попытка ответить на вопрос, что именно делает человека человеком.
Некий благообразный с виду город охватывает эпидемия странной болезни. Люди один за другим теряют зрение. Есть искушение усмотреть в этом мотив небесной кары. Однако недуг косит не только потенциальных взрослых грешников, но и невинных детей. Напуганные власти принимают радикальные решения, но, как рассказывает один из героев - старый одноглазый мудрец (Дэнни Гловер), "болезнь демонстрирует стойкий иммунитет к бюрократии". В переполненную калеками больничную резервацию попадают слепой доктор-офтальмолог (Марк Руффало) и его зрячая жена (Джулианна Мур). Еды на всех не хватает, и распределение продуктов берет под контроль самопровозглашенный король палаты № 3 (Гаэль Гарсия Берналь).
Собственно, разглядеть главный месседж "Слепоты" совсем не трудно. Это история о том, как быстро люди, привыкшие считать себя венцом природы, оскотиниваются - стоит им оказаться в непривычных условиях. То есть граница, пролегающая между животным и человеческим мирами, - явная условность. Превратившись в кротов, интеллигенты готовы жить в собственных экскрементах, наплевав на привычные условности. Как это ни парадоксально, но блюстителями привычного порядка и системы у Мейреллиша остаются отморозки. Они инстинктивно пытаются опереться хоть на какие-то человеческие ценности, в данном случае материальные - особо прыткие слепцы обменивают еду на драгоценности. А зрячей героине не остается ничего, кроме как скрывать свой дар, ставший проклятием в новой системе примитивных координат. Однако донести до зрителя мысль о том, что человек моментально приспосабливается к любым условиям, для Мейреллиша не главное. Режиссера больше увлекают изобразительные возможности, которые предоставляет сюжет. Слепота в фильме - это не полная тьма, а резкий, слепящий свет, застилающий всякие очертания. Фильм снят на какие-то особо продвинутые камеры, позволяющие буквально прочувствовать мельчайшие детали быта увечных. Таким образом, "Слепота" - это своеобразный эксперимент над зрителем: он как бы наравне с героиней Джулианны Мур подглядывает за калеками. Для одних это наслаждение сродни вуайреристскому. Для других - невыносимая пытка искусством. Последних, судя по откликам критиков и результатам кассовых сборов (фильм стоимостью 25 миллионов не собрал в мире и 20), гораздо больше.
Стас Лобастов