"Знать бы, что я гений"
Название фильма: | Знать бы, что я гений |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | If I Had Known I Was a Genius / Genius: If Only I Had Known / If I'd Known I Was a Genius | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Доминик Уиртшафтер | ||
В ролях: | Шарон Стоун, Вупи Голдберг, Тара Рейд, Маркус Редмонд, Кит Дэвид, Дебра Уилсон, Делла Рис, Марк Бун Джуниор, Ноэль Гульеми, Иззи Диаз, Энди Рихтер, Никита Эйджер, Дэниэл Бензали, Дженика Бержере, Надя Бьорлин, Дэвид Денман, Джули Хэгерти, Джон Гриффин, Эл | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Майкл Рид был бы обычным афроамериканским парнем, если бы... не чрезвычайно высокий уровень интеллекта, который был обнаружен у него еще в детстве. У кого-то проблемы возникают по глупости, а вот у Майкла случилось подлинное "горе от ума". И его жизнь превратилась в сплошную "комедию положений", ведь он не только упорно отказывался становиться "таким как все", но и всеми силами противостоял окружающему миру, повергая в шок окружающих! При этом юный талант не просто реализовывал свои актерские способности — он упорно шел к заветной цели: стать великим артистом. И эту роль — роль гениального чудака ему удалось сыграть всерьез!
Умный, но бедный
Текст: Иван Куликов
"Знать бы, что я гений" — режиссерский дебют с участием Вупи Голдберг и Шарон Стоун — оказался перепевкой "Умницы Уилла Хантинга", снятой для фестиваля "Сандэнс".
26-летний Майкл (Маркус Редмонд) — большой, простодушный, чернокожий человек — водружается на детский табурет и, мило потряхивая дредами, рассказывает о своем несчастном детстве. А так же о бестолковом отрочестве и неуспешной юности, навсегда отравленных тем фактом, что, на свою беду, молодой человек оказался слишком умным. В школе ему проставили высокий IQ за правильный ответ на вопрос "почему коровы не летают". Забыв, однако, сообщить, какой именно. Мама (Вупи Голдберг) обзывает "уродцем". Больно бьет нелюбимая сестра. Белые вундеркинды считают слишком черным. Черные скейтбордисты — слишком белым. В общем, вместо того, чтобы стать блестящим архитектором, ярким актером или видным психоаналитиком, герой стал серым — работает продавцом-консультантом в супермаркете и носит бейджик "Ask Me" (единственная, пожалуй, удавшаяся шутка в фильме).
"Знать бы, что я гений" — первая проба пера некой Доминик Уиртшафтер, выпускницы лос-анджелесской киношколы: милейшего, судя по фотке, и совершенно невинного существа. Работа, вообще-то говоря, дипломная, почти любительская — факт, от которого не должны отвлекать ни хороший "кодак", ни самые базовые сведения о правильной постановке мизансцен, ни крупно увеличенный для постеров черно-белый дуэт Шарон Стоун и Вупи Голдберг.
Каким пряником заманили этих двух хорошо оплачиваемых лицедеек в низкобюджетную лос-анджелесскую самодеятельность — настоящая и главная, пожалуй, интрига "Гения". Вариант "тетенька, тетенька, снимитесь, пожалуйста, в нашем фильме!" хорошо подходит скорее Голдберг, но абсолютно невероятен в случае Стоун. Похоже, что роль таинственного пряника сыграл фестиваль "Сандэнс", чьи лучшие времена давно прошли, но который по инерции продолжает отвечать в Штатах за умный независимый арт-хаус. Увы, но проблемы чернокожего симпатяги, получившего завышенный IQ, оказалось совершенно недостаточно, чтобы полтора часа удерживать внимание как умных, так и глупых зрителей. Как и наличия в фильме Шарон Стоун, у которой, по слухам, тоже наблюдается высокий IQ — 154.
Наверное, из этого самого IQ, очень, как известно, популярного в Америке, и растут все проблемы непризнанных американских гениев. Вот, например, актриса Стоун, заявив, что землетрясение в Китае — следствие кармы этой страны, испорченной из-за плохого обращения коммунистов с ее лучшим другом Далай-ламой, выставила себя недавно полной дурой. А режиссер Уиртшафтер, посчитав, что умный фильм — это фильм, в котором не должно происходить ровным счетом ничего интересного, кроме умных разговоров (есть у американцев такой застарелый комплекс перед европейским кино), сделала совсем не гениальный перепев "Умницы Уилла Хантинга", только про негра. Вот так и стоит наш гений в самых дальних отделах кинорынка с табличкой "Ask Me". Но спрашивать его абсолютно не о чем.
С сайта Филм Ру
А у вас негры бичуют!
Газета.ру
В одной из серии «Симпсонов» Барт подделывает свой школьный тест, по результатам которого его ошибочно принимают за гения. Учителя впадают в тихую истерику и Барта отправляют в спецшколу для детей с повышенным интеллектом, где десятилетние детишки сплошь читают Шекспира с Платоном, собирают транзисторы и дискутируют на метафизические темы. Примерно так же начинается и фильм «Знать бы, что я гений», разве что за исключением того, что IQ главного героя Майкла Рида, ученика пятого класса, оказался 185 без всякого мухляжа, а его цвет кожи – черный. Поверить в сочетание в одном человеке этих двух факторов никак не могут ни педагоги, ни сами родители, и эта тема становится в фильме предметом столь ядовитого сарказма, что впору усомниться в отсутствии в Америке проблем расовой толерантности.
На то и расчет.
«Знать бы, что я гений» – примерно та же песня, что картины Кевина Смита. Снятый на коленке – чуть ли с не вызывающим непрофессионализмом – фильм поначалу кажется крайне злой и насквозь неполиткорректной комедией. Кажется ровно до той поры, пока не начинаешь понимать, что насмешка здесь, как и ирония, используется в целях самозащиты и маскировки пафоса, а вообще-то все это всерьез и про актуальное.
Например, все та же дискриминация. Нет, не нужно вытаскивать из недр подсознания главный советский аргумент – уже никого не линчуют. Но все еще обижают: в частности, неверием в высокий IQ. Или вот еще – непросто вырваться из своей среды, когда у тебя простая бедная черная семья, как у Майкла Рида. Когда папа весь день вкалывает на работе, толстая мамаша обзывает тебя то уродом, то идиотом, а сестра в 18 лет уже родила неизвестно от кого, то ходи, не ходи в спецшколу для гениев, а кончится все работой менеджера в супермаркете. Если же ты вдруг решил изменить ход вещей и стать актером, то коль уж вырос шкафообразным негром с дредами, не удивляйся, что тебя будут звать играть рэпера или охранника, а не эстета и интеллигента в комедии Вуди Аллена.
Маркус Редмонд, гориллоподобный негр-интеллектуал с дредами и любитель Вуди Аллена, кино это сделал, естественно, про себя.
Сколько фантазии в истории о высоком IQ, мы вряд ли узнаем, зато перипетии с актерством проследить довольно легко. Загрузив его страничку на imdb.com тут же видишь все эти роли – «Полицейский №2» или «Громкий мужчина на вечеринке». Подустав играть чьего-то друга и детектива, Редмонд сперва бичевал без работы, а потом начал писать сценарии, и два из них даже купила Columbia Pictures, но случилось 11 сентября, и проекты завяли. И вот, как-то раз жалуясь своей приятельнице-режиссеру Доминик Вертчестер на жизнь, он услышал в ответ – напиши про это. И Маркус написал, но этого оказалось мало. По мемуарам Вертчестер сняла фильм, а Маркус сыграл в нем главную роль. Спродюсировал картину Дэниэл Садек – тот самый, что, решив похвастаться своим парком дорогих машин, сделал гоночный боевик «Максимальная скорость», пожертвовав для киноаварии личный Porshe.
Поэтому неудивительно, что в «Знать бы, что я гений» хватило на гонорары Вупи Голдберг (мать Майкла), Тары Рейд (девушка Майкла) и Шэрон Стоун (самый смешной персонаж – комично переигрывающая преподавательница на театральных курсах).
Майкл проходит путь от пятиклассника до разочаровавшегося в жизни дяденьки, при этом на протяжении всего фильма главного героя играет сам Маркус – вначале сидит, еле помещаясь, за школьной партой, затем пытается изобразить гангста-рэп на пробах. В кино Редмонд не удержался и придумал для себя хэппи-энд с намеком на возрождение актерской карьеры, но то ли дело жизнь.
После премьеры фильма, состоявшейся уже больше полутора лет назад, ни в одном кинопроекте Маркус так и не поучаствовал.
Дарья Горячева